Система вопросов к рассказу «Рыцарь хрустальной чаши» Е. Лукина и Л. Лукиной.

Система вопросов к рассказу «Рыцарь хрустальной чаши» Е. Лукина и Л. Лукиной.

 Вступительное слово

Евгений Юрьевич Лукин   – современный писатель-фантаст, поэт и бард. Родился 5 марта 1950 в городе Чкалов (ныне – Оренбург) в семье работников театра.
В 1967 году  будущий известный прозаик переводится на историко-филологический факультет Волгоградского пединститута, где знакомится с Любовью Белоножкиной (04.02.1950 – 14.05.1996). Их общение началось с участия в создании институтской газеты «Учитель» и написания друг на друга эпиграмм. В 1972 году молодая пара оканчивает вуз, женится и уезжает работать учителями русского языка и литературы в сельскую школу Нижней Добринки Камышинского района. Любовь Лукина о знакомстве:

Мы полная противоположность друг другу. Наше знакомство началось со страшной ссоры, и потом мы долго были злейшими врагами. Но нашли друг друга в браке. Причиной нашей ссоры были стихи, мы все время старались пнуть друг друга в стихотворной форме, злющие пародии писали. Но однажды расстались и поняли, что вакуум гораздо хуже.

Совместное творчество супругов начиналось как словесная игра: за определенное время необходимо было успеть как можно больше досадить литературному противнику, сидящему напротив, ставя его в своих «миниатюрах» в нелепейшие, а порою уж совсем безвыходные ситуации. В 1975 году Любовь и Евгений Лукины написали свой первый рассказ «Рисунки копотью» (в расчете на «застольное чтение»).

«И с чего бы это их понесло в фантастику? Ну, что в прозу – понятно: каждый пишущий стихи рано или поздно попробует силы и в прозе. Но в фантастику-то зачем? Тем более – оба филологи по образованию, на классике возросли…», – удивлялся их близкий друг Б. Завгородний.

В 1981 году в газете «Вечерний Волгоград» была опубликована их первая повесть «Каникулы и фотограф». Несмотря на периферийный характер издания, произведение было замечено любителями фантастики, и вскоре волгоградский дуэт получил всесоюзное признание. С тех пор произведения Лукиных регулярно печатались в газетах, журналах и сборниках «Знание – сила», «Искатель», «Вокруг света», «Советская фантастика», «Советская литература», в дайджесте «Спутник», в чешских, болгарских, немецких журналах.
Борис Завгородной вспоминал о знакомстве с дуэтом и об их первой повести:

 «Любовь и Евгений… Нужно сказать, что я уже был с год с ними знаком… Так как год назад газета «Молодой Ленинец» напечатала в десятке или больше номеров их первую повесть «Каникулы и Фотограф»… Я её увидел случайно, когда зашёл в гости к сестре, проведать её… И начал выпрашивать у неё эту прелесть, но оказалось – это её сына Сергея… Вскоре я добился владения этой прелестью и убежал домой читать… Что сказать? Я был просто очарован! Такого в советской фантастике я ещё не читал!!! До этого вершиной были братья Стругацкие, а теперь появилась ещё одна – супруги Любовь и Евгений Лукины!».

В начале 90-х годов Любовь Лукина перестает заниматься литературным творчеством. В скором времени умирает. После трагической смерти жены (не дожила всего год до серебряной свадьбы) Лукин пытается закончить начатую еще в соавторстве повесть «Там, за Ахероном».

«Рыцарь хрустальной чаши»  вышел в журнале «Знание-сила» (1988, №11).

 

Система вопросов к рассказу «Рыцарь хрустальной чаши» Е. Лукина и Л. Лукиной.

  1. Показался ли вам необычным рассказ? 
    Ответ: необычным, даже неожиданным: в духе новеллы показался конец рассказа; не ожидали также, что действие рассказа будет развёртываться как бы в  двух временно-пространственных планах, всё-таки рыцарство связывалось нами со Средневековьем.
  2. К какому литературно-тематическому направлению принадлежит данное произведение? Обоснуйте свой ответ.
    Ответ: это фантастический рассказ: присутствуют фантастические элементы (две реальности, условно, волшебная и обыденная).
  3.   Как осуществляется переход из одного пространства в другое?
    Ответ: топос «волшебного» средневекового мира (атрибуты   дракон, колдун и т.д.) и пространство магазина («зачарованная пещера» для рыцаря) , граница между пространствами «ржавая железная дверь», через неё и совершается переход.
  4. Какой известный средневековый сюжет положен в основу произведения? Что вам о нём известно?
    Ответ: сюжет многих легенд, мифов, лит.произведений – поиск чаши Святого Грааля.  Человек, обретя Грааль, согласно различным версиям, мог жить вечно/ соединиться с богом/ стать просветлённым/… Мы не знаем, какой силой обладала Чаша в данном рассказе, хотя название произведения  (есть фразеологизмы хрустальная/ голубая мечта) даёт нам подсказку, что, вероятно, ни какой, что это, говоря постмодернистским языком, симулякр. Авторы текста, по сути, затрагивают философскую проблему, связанную с различением истинного и ложного, с достижением/ недостижением мечты, и ти проблемы авторы ставят, используя малый эпический жанр. Переосмысливается сама ситуация достижения чаши.
  5.  Почему рыцарь решил оставить «пиры и турниры»? Почему совершенные рыцарем подвиги некому было воспеть?
    Ответ: потому что в один момент он оказался околдован «древней легендой». С точки зрения психологии, это некая идея фикс. Можно объяснить и общим «мистическим/ религиозным» контекстом  той эпохи. Достижение мечты ( той, которая стоит перед рыцарем) дело одинокое.
  6. Смогли бы вы бросить всё ради достижения своей мечты?
  7. Получение Чаши – это волшебное (фантастическое) испытание или обыкновенная кража со взломом? Перед нами рыцарь или же человек («алкаш в железяках», «недомерок»), решивший поиграть в рыцарство? Переосмысливают ли авторы сюжет о поиске Грааля?Аргументируйте свой ответ.
    Ответ: перед нами, по сути, две перспективы: кассирши (её реальности) и рыцаря (реальности его). С точки зрения законов мира нефантастического (нефэнтезийного?), рыцарь всего лишь «алкаш в железяках», однако для рыцаря явной границы (отличий) между мирами нет, поскольку кассирша представляется ему демоном, магазин пещерой, вряд ли это ролевая игра…
  8.  А окажется ли Чаша уценённой и в мире рыцаря или же она неподвластна законам «реальности кассирши», то есть действительно для него чаша – это сокровище, «равного которому нет в мире»?
  9. Финал произведения – трагический? счастливый? трагикомический (пародийный)?
    Ответ:  как ответим на предыдущий вопрос, таким для нас и будет финал; перед нами вероятны три интерпретации: 1) трагедия рыцаря, соответственно утрата иллюзий, разочарование в смысле жизни; 2) счастливый; 3) трагикомедия (в этом случае образ рыцаря немного напоминает Дон Кихота). Последнее авторское слово говорит, наверное, о третьем варианте.
  10. Если мечта  окажется «уценённым товаром», стоит ли от неё отказываться?
    Ответ: с одной стороны, важно быстро распознать, что твоя мечта (как Хрустальная Чаша в рассказе) всего лишь древняя легенда и не потратить на неё годы усилий; с другой стороны,  не стоит, потому как процесс иногда важнее, чем результат. В любом случае нужно изрядное мужество и в достижении мечты, и в признании своего поражения.Литература
    1. Лукин Е., Лукина Л. Рыцарь Хрустальной Чаши. [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=87217&p=101# (дата обращения 30.12.2020).
    2.  ВКонтакте: [сайт]. URL: https://vk.com/@volgacon-evgenii-lukin-biografiya (дата обращения 30.12.2020).
    3. Завгородний Б. Любовь Лукина.  [Электронный ресурс]. URL: https://fantlab.ru/autor180 (дата обращения 30.12.2020).
    4. Завгородний Б., Сабитов В. Завгар и Фэндом: от рассвета до заката. Екатеринбург: ЭИ «Аэлита», 2017. 512 с.
    5. Фантасты Лукины: «Вынырнуть из бочки и посмеяться» / Записала С. Валиева // Ленинец (Уфа).  1991.  22 окт. (№ 121). [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusf.ru/lukin/lukins1.htm (дата обращения 30.12.2020).