Система вопросов к рассказу Б.П. Екимова «Кардабон»

Система вопросов к рассказу Б.П. Екимова «Кардабон»

«Мне не нужно по-новому, мне нужно по-доброму»

(с) Б.П. Екимов

Борис Екимов в Кимрах. Июль 2010. Фото Дмитрия Шеварова

Борис Екимов — лауреат многочисленных премий, в том числе Государственной премии в области литературы. В 2008 году  награжден Солженицинской литературной премией «за остроту и боль в описании потерянного состояния русской провинции и отражение неистребимого достоинства скромного человека; за бьющий в прозе писателя источник живого народного языка».

Екимов во многом продолжает традиции «деревенской» прозы, хотя сам «деревенщиком» себя не считает. Но не относит себя Екимов и к писателям городским, особенно «московским», столичным.

«Я русский писатель», — говорит он себе.

Произведения Бориса Екимова переводились на английский, испанский, итальянский, немецкий, французский и другие языки. Его повесть «Пастушья звезда» включена в президентскую библиотеку — серию книг выдающихся произведений российских авторов.

Вступительное слово

Без высоких слов, без громкой патетики писатель учит нас быть милосердными, способными понять и разделить чужую боль, «созидать свои души», по его собственному выражению, здесь и сейчас.

Борис Екимов в Ясной поляне. Фото Дмитрия Шеварова

Художественный мир Екимова полон добродетели. Его герои видят надежду. В «Привете издалека» это Надюрка Клеймёнова – бабка Надёжа, в рассказе «На ферме казачьей» – Олюшка, внучка Натальи, которой дед Архип говорит: «Будем иметь на тебя надежду». Они верят в Бога и людей (для Махоры Володя, отсидевший к своим сорока пяти годам не один срок, по-прежнему «родный», «хорошеликий»), проявляя любовь, для которой не существенны кровные связи, расстояния, годы. Григория, потерявшего родню, в станице принимают за своего («Как рассказать»), Махора для сына Ксении – мать, пусть и не кровная («Привет издалека»), давно ушедшие родственники предстают перед ней как живые – память сердца прочна, осиротевший в войну Гулый – сын Дизелихе («Похороны»).

 

         «КАРДАБОН» или город, которого нет

В художественном мире Б.П. Екимова наряду с добротой, открытостью, трудолюбием, милосердием существует обман и корысть.

Так и в его рассказе мы видим столкновение обмана и милосердия. Цинизма и сострадания.

 

 

 

Система вопросов

— Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? 

— Как вы думаете, что такое милосердие, сострадание? 

Милосердие — это желание человека помочь другому, будь то знакомый или незнакомый человек. 

Сострадание —

это способность понимать и разделять чувства другого человека. 

Милосердные люди добры по своей природе, они готовы помогать окружающим без ожидания 

чего-либо взамен.

Чёрствые и равнодушные люди, как правило, сосредоточены на себе и своих интересах, поэтому им трудно проявлять эмпатию к другим. Хочется верить, что больше всего среди людей — милосердных, потому что с самого детства нас учат бережно относиться друг к другу, творить добрые дела и помогать людям. 

-Согласны ли Вы с утверждением Франсуа де Ларошфуко: «Сострадание — это нередко способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это — предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас»? Как оно соотносится с сюжетом рассказа?

— Почему Грише не понравилось  сострадание, проявленное бабой Дуней по отношению к незнакомке? Почему по мнению Гриши обманщики не сострадания и милосердия?

Он не поддержал бабушку, возмущен поступком незнакомки, пытается доказать доверчивой старушке, что и города такого нет, и вулканов нет, а ее просто обманули. Не оценил добродушия местных жителей по отношению к незнакомке, которая, по его мнению, была простой обманщицей. «И вот погляди на карту, нет никакого Кардабона. Все города есть, а Кардабона нет. Она и придумала-то какое-то название иностранное. Получше соврать не могла. А вы всему верите».

— Почему  бабушка не верит в то, что её могли обмануть ?

Автор обращает наше внимание на недоумение бабушки, она не понимает не только того, как можно в таком обмануть, но и как можно не помочь: «Она слезьми кричала». Даже после того как внук показал ей карту, баба Дуня сомневается: «А ежели взаправду? Не приведи Господь…». Она не жалеет о сделанном, надо будет, поможет еще.

 

-Можно ли назвать финал рассказа открытым?

 

 

Источники

1. Екимов Б.П. Кардабон [Электронный ресурс]. – URL: https://kartaslov.ru/книги Борис_Екимов_В_той_стране/13#content

2.Борис Екимов: творчество русского писателя [Электронный ресурс]. URL: https://fb.ru/article/240012/boris-ekimov-tvorchestvo-russkogo-pisatelya (дата обращения: 20.01.2024).

3.Кириченко А. А. «Старый да малый» в рассказах Бориса Екимова [Текст] / Кириченко А. А. // Литература в школе. — 2019. — № 1. — С. 29-32.

4. Пенькова О. В. Борис Петрович Екимов — о тебе, обо мне, о нас! [Текст] / Пенькова О. В. // Литература в школе. — 2019. — № 1. — С. 18-20.

5. Юрченко, Д. Н. Ипостасийность и апостасийность в малой прозе Б.П. Екимова / Д. Н. Юрченко // Творчество В.И. Лихоносова и актуальные проблемы развития языка, литературы, журналистики, истории : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 09 октября 2020 года. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2020. – С. 359-366. – EDN SESWNS.