Система вопросов к рассказу Б.П. Екимова «Бизнес»

Биография писателя

Борис Петрович Екимов — русский прозаик и публицист. Почётный гражданин города Калач-на-Дону (1995). Лауреат Государственной премии РФ (1997).

Борис Екимов родился 19 ноября 1938 в городе Игарка Красноярского края, в семье служащих. Закончил среднюю школу, отслужил в армии. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтёром на заводах Калача — на – Дону и Волгограда, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.

Как прозаик дебютировал в 1965 году. Первые рассказы опубликованы в журналах «Звезда» и «Наш современник», первая книга «Девушка в красном пальто» вышла в 1974 году в издательстве «Современник». После публикации книги стало понятно, что российская литература приобрела еще одного талантливого самобытного автора. Вскоре, одна за одной, вышли и другие книги Екимова – «Доехали благополучно», «Ночь исцеления», «Офицерша», «У своих», «Последняя хата».

В 1976 году был принят в Союз писателей России, а в 1979 году окончил Высшие литературные курсы.

За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более двухсот произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: «Наш современник», «Знамя», «Новый мир», «Нива Царицынская», «Россия». Наиболее заметный интерес у читательской аудитории вызвали публикации Б. Екимова в «перестроечные» годы на пике тиражности «толстых изданий»: сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», роман «Родительский дом», повесть/рассказ «Пастушья звезда».

Произведения Б.П. Екимова переведены на итальянский, французский, английский, испанский, немецкий языки.

Его повесть «Пастушья звезда» включена в президентскую библиотеку — серию книг выдающихся произведений российских авторов.

Почетный гражданин города Калача-на-Дону Волгоградской области, Калачевского муниципального района Волгоградской области.

 

Система вопросов к рассказу «Бизнес»

  1. О чем этот рассказ? Какие эмоции он у вас вызвал? Как пословица «Что имеем — не храним, потерявши — плачем» соотносится с сюжетом рассказа?

Этот рассказ о безуспешной попытке Митяя открыть бизнес и трудностях, которые ждали его на пути к мечте. После прочтения я испытала удовлетворение, потому что справедливость восторжествовала. Пословица «Что имеем — не храним, потерявши — плачем», отражает поведение сельчан и их недальновидность. Пока работал магазин максимова, жители перемывали ему кости и не ценили то, что имеют, а когда магазин закрылся, они осознали, как хорошо им жилось, и что они потеряли.

  1. Как вы думаете, к какому типу можно отнести семью Амочаевых: патриархальная, матриархальная или партнерская, объясните свое мнение?

На мой взгляд, семья Амочаевых скорее матриархальная, потому что жена отбирает у мужа заработок, не слушает его «…ее трудно пронять.<…> Жена не слушала и уходила к своим делам». Она принимает окончательные решения в делах семьи, а муж ей подчиняется. Поэтому главой семьи является именно жена, а не муж, он выступает дополнением к жене.

  1. Митяй, ослепленный мечтами о богатстве, не слушает голос разума в лице брата. Как вы думаете, какие действия или слова способны отрезвить человека, который хочет пойти на преступление?

Я считаю, что если человек уже сделал свой выбор и придумал себе прекрасное будущее, попытаться отрезвить его можно лишь, показав на реальном примере, какие могут быть последствия его действий, а также необходима поддержка самых близких людей, к которым он может прислушаться, например, для Митяя таким человеком могла бы стать его жена, но она тоже была ослеплена надвигающимся богатством и не хотела мыслить разумно и прагматично.

  1. Как вы думаете, душевный порыв пьяного Митьки был вызван лишь выпитым алкоголем или понимание того, что он наживается на своих собратьях, уже было сформировано, но он его подавлял?

Я думаю, что такой душевный порыв и осознание своей ошибки не могли сформироваться мгновенно, в глубине души Митяй понимал, на что он идет и чем он жертвует ради достижения своей цели. На мой взгляд, алкоголь и отсутствие жены стали лишь катализатором для окончательного осознания и принятия своей ошибки. Митька проявил себя как человек широкой души, которому близки понятия братства, и хотя он и решил нажиться на своих односельчанах, его совесть не пропала, и он смог осознать свою ошибку, раскаявшись перед ними.

  1. Могло ли получиться у семьи Амочаевых разбогатеть, трезво распоряжаться и управлять бизнесом или советскому человеку, который неожиданно окунулся в капиталистический «рай», будет сложно удержаться на плаву?

Думаю, что разбогатеть семье Амочаевых бы удалось, но период благоденствия был бы не долгим, потому что у супругов нет опыта в ведении бизнеса, они слишком импульсивны и принимают поспешные решения без предварительного планирования. На мой взгляд, советский человек, воспитанный в духе социализма, не обладает предпринимательской жилкой и не имеет навыков, необходимых для ведения бизнеса, поэтому без предварительного обучения и психологической подготовки, попытка создать собственное дело обречена на провал.

  1. На ваш взгляд, можно ли пойти на сделку с собственной совестью ради наживы и лучшей жизни? Почему?

Я думаю, что у кого-то может получиться пойти против своих моральных убеждений ради достатка, но вопрос в том, сможет ли человек после такого выбора спокойно жить и быть счастливым. У меня бы не получилось пойти против своих принципов, даже если благодаря этому я стала бы богатой.

Список литературы

  1. Борис Екимов. Биография. [Электронный ресурс] // URL: http://www.volgograd-art.ru/literatura/ekimov/index.shtml
  2. Борис Екимов. Биография. [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://www.zh-zal.ru/novyi_mi/redkol/ekimov/sprav.html
  3. Екимов Б.П. Эксперимент [Электронный ресурс] // Электронная библиотека «ЛитМир». URL: https://azbyka.ru/fiction/rasskazy-ekimov/#ch_0_11