Система вопросов к рассказу С.Н. Синякина «Башмачник»

Система вопросов к рассказу С.Н. Синякина «Башмачник»

Вступительное слово:

Сергей Николаевич Синякин – современный российский писатель. Сергей Николаевич  родился в семье военного 18 мая 1953 года в поселке Пролетарий Новгородского района Новгородской области. С 1959 года проживает на территории Волгоградской области, с 1965 года в городе Волгограде.
После прохождения срочной службы в армии, с 1973 года по 1999 год служил в органах внутренних дел. Уволен из органов внутренних дел в запас по состоянию здоровья с должности начальника городского отдела по раскрытию умышленных убийств и иных тяжких преступлений против личности в звании подполковника милиции.
Писать начал в восьмидесятые годы. В восьмидесятые годы ряд рассказов и повести «Резервация» и «Шагни навстречу» были опубликованы в газете «Молодой Ленинец». Являлся членом Клуба Любителей Фантастики «Ветер Времени», существовавшего в восьмидесятые годы в г.Волгограде.
В 1990 году Фондом Культуры и Молодежным объединением «Атом» в г.Волгограде была издана первая книга «Трансгалактический экспресс», куда кроме заглавной вошла также повесть «Меч для Кощея или Три дороги до Поклон — горы».
В том же году в издательстве «Молодая гвардия» в сборнике «Имя для рыцаря» была опубликована повесть «Шагни навстречу».
В 1991 году в Нижне-Волжском книжном издательстве вышел авторский сборник «Лебеди Кассиды», в который вошло три фантастических повести.
В 1999 году в журнале «Если» опубликована повесть «Монах на краю Земли».
В 2000 году в сборнике издательства «АСТ» вышедшем под названием «Фантастика-2000» опубликован рассказ «Марки нашей судьбы».
В 2000 году в издательстве «Аст» вышли авторские сборники «Монах на краю Земли» и «Владычица морей».

Обратимся к анализу рассказа С.Н. Синякина «БАШМАЧНИК»:

1. Какое впечатление произвел на вас рассказ?         

Рассказ вызвал сочувствие к людям, пострадавшим от рук политика, заставил задуматься о беспомощности людей перед властью.

 

2. Какие ассоциации вызывает у вас заглавие рассказа? О каком герое русской литературы идёт речь? Что общего у Ашота Кареновича с этим героем?

Название рассказа ассоциируется с Акакием Акакиевичем Башмачкиным, персонажем повести Н.В. Гоголя «Шинель». Оба персонажа относятся к типу «маленького человека» в литературе. Они занимают невысокую должность, искренне любят свою работу, вступают в конфликт с властью.

 

3. Каким ремеслом занимался главный герой рассказа? Почему к нему приезжали даже люди из столицы?

Ашот Каренович делал обувь. У него было к этому делу призвание. Он качественно выполнял свою работу, вкладывал в неё свою душу, учитывал индивидуальные особенности каждого клиента.

 

4. Какой важный клиент был у Карена Ашотовича? Что ему не смог простить мастер?  Почему? 

«Был у Ашота Кареновича еще один клиент. Важный клиент и, что самое главное, щедрый. Владимир Данилович звали. Ашот Каренович ему полуботинки шил». Ашот Каренович не простил политику подлости. «Все-таки Владимир Данилович — большой негодяй, хоть и сидит высоко, и человек умный. Мальчишку сбил, продавщицу за волосы таскал, Мамеда его люди избили». Ашот Каренович понимает, что «когда человек способен на плохие поступки, трудно представить, на что он способен, если власть получит неограниченную».

 

5. Какое наставление получил Карен Ашотович от отца? Верен ли герой данным словам?

«Отец его, Карен Погосович, научивший сына тачать обувь, не раз ему говорил: все можешь шить, а только не шей политикам мягкие сапожки с резким подъемом и жесткой подошвой. Видишь, что именно такие человеку больше всего подходят, — не шей. Уж больно много людей в свое время от таких сапожек пострадало. Больше того — кто шьет политикам такие сапожки, рискует рано или поздно сам попасть под их жесткую подошву». «Никогда не делай такие сапожки, Ашотик, — сказал ему отец. — Дед такие для царя, для Николая I делал. И что же? Он взял и делегацию рабочих расстрелял. А потом большевики пришли. Уж сколько дед им сапожков натачал, думал, власть справедливая пришла, так они кучу народу постреляли и еще больше голодом поморили. Никогда, Ашот, не делай мягкие сапожки с резким подъемом и жесткой подошвой»!
Да, герой верен словам отца, он не шьёт политику мягкие сапожки.

 

6. Что символизируют  «мягкие сапожки с резким подъемом и жесткой подошвой» ? Почему их нельзя делать? 

Резкий подъём символизирует высокое общественное положение, грубая подошва — безжалостное и грубое отношение человека к низшим слоям населения. Мягкий материал, из которого сделаны сапожки, обозначает равнодушие к судьбам других, способность не ощущать их беды и несчастья. Башмачник понимает, на что способны такие люди: «раздавят, как червяка, и не оглянутся».  

 

7. Как Башмачник выступает против «жесткой подошвы», под которую «рискует рано или поздно сам попасть» ?

Он шьёт политику обувь, образцом для которой послужили тюремные «берцы» бывшего заключённого, способные «даже честного человека в зону загнать». «Следовало внимательно рассмотреть эти образцы казенного имущества. Рассмотреть их, изучить и сшить такие же, только более благородные, из других материалов, и чтобы Владимиру Даниловичу они по ноге пришлись и с его костюмом гармонировали. Но главное — чтобы душе его черной соответствовали». 

 

8. Сможет ли маленький человек повлиять на ход большой истории?

Маленький человек способен повлиять на ход большой истории. Так, Акакий Акакиевич Башмачкин в мистическом финале повести добивается торжества справедливости, к которому стремится Ашот Каренович. Значительное лицо после встречи с  чиновником-мертвецом стал уважительно относиться к своим подчинённым.

Список литературы:

1.Синякин С.Н. // Волгоград-Арт. [Электронный ресурс] URL: http://www.volgograd-art.ru/literatura/sinyakin/index.shtml (дата обращения: 20.12.19)

2.Синякин С.Н. Башмачник // E-libra: электронная библиотека. [Электронный ресурс] URL: https://e-libra.ru/read/149013-bashmachnik (дата обращения: 20.12.19)