Человек — существо символическое (Э. Кассирер)

Человек — существо символическое (Э. Кассирер)

О роли символического представления информации в жизни человека. Проект рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих тему «Кодирование информации.»

Вводная презентация проекта

С древних пор человек передавал информацию. Делал он это с течением времени по-разному.

Самый древний и самый простой способ передачи письма является пиктографическим или же рассказом в картинках. Такой способ передачи информации несовершенен, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Хотя пиктограммы в современных языках широко используются. Одни из самых широко используемых кодировок текста являются ASCII, UNICODE, в которой один символ кодируется не одним, а двумя байтами. Так же существуют другие кодовые таблицы (DOS, ISO, WINDOWS, KOI8-R, KOI8-U, UNICODE). 

С течением времени возник другой вид передачи информации с помощью иероглифов.

Каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определенным символом обозначали дом, город, лодку. Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: «пишу понятие» или «пишу идею»

Человек изначально являлся существом социальным, именно это с подвигло принимать попытки создать связь со своими сородичами. Наскальные рисунки, пиктограммы, иероглифы — всё это помогало людям выразить свои мысли в том виде, в каком они сами  видели их. В итоге человек создал множество средств передачи информации.

Сейчас компьютер является надёжным помощником человека в процессе передачи и обработки информации, но компьютер — машина, он не способен распознавать образы и чувствовать. Понадобились специальные средства для надёжного и точного  представления информации в компьютерной среде, и теперь компьютеры и роботы управляют производством и играют футбол. В своём проекте мы расскажем, как (и почему именно так) кодируются символы различных алфавитов, какие существуют представления целых и вещественных чисел, каким образом представляются рисунки и фильмы в памяти компьютера. Живой, красочный и удивительный мир становится возможно видеть на экранах мониторов, сложнейшие вычисления, используемые в науке и технике, ускоряют научно — технический прогресс, общение в интернете становится частью нашей жизни. Всё это стало возможным благодаря когда-то придуманному Символу-не только способу представления мира, но и основе нашего мышления. Вперёд, друзья!

Древнее представление информации
Современное представление информации

Тема исследования. Сходство и различия представления информации в древности и в наши дни.

Цель учителя: сформировать представление о способах кодирования различных видов информации.

Задачи учителя:

  • Сформировать представление о представлении информации в древние времена.
  • Сформировать представление о современном представлении информации.
  • Научиться классифицировать информацию по её видам.
  • Сформировать представление о роли символического описания предметов  окружающего мира для мышления человека.

Цель ученика. Выявить роль алфавита в жизни человека.

Задачи ученика:

  • Выявить способы представления информации в древности
  • Выявить способы кодирования текстовой, графической информации в современных компьютерных системах

Гипотеза:

Основные черты  представления информации в древности и  в наши дни являются сходными: появление языка, разбиение слов на слоги, слогов на звуки, появление алфавита способствует повышению уровня абстрактности знаковой системы.

Для представления различных видов информации можно использовать двоичную схему исчисления.

Этапы исследования:

  • Выбор темы исследования
  • Формулировка проблемы исследования
  • Создание визитной карточки проекта
  • Визуализация схемы  проекта с помощью средств создания карт знаний.
  • Создание wiki страницы по теме :  Древнее представление информации
  • Создание wiki страницы по теме : Современное представление информации
  • Создание презентации по теме : Загадка генетического кода.
  • Дискуссия по теме: Влияние символов на нашу жизнь

План дискуссии

  1. Начертание букв: от рисунков животных к типографским символам.
  2. Буквы латинского и русского алфавита: на что они похожи?
  3. История букв а, ф, ё.
  4. Символы, которые появились недавно @, $, #.

Вопросы для поиска в интернете

1. Кириллица и глаголица — две русские азбуки.

2. Гражданский шрифт Петра I.

3. Вклад М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С Пушкина, В.И.Ленина в развитие русского письма.

4. «Корова через ять».

5.Начертание буквы А в разные времена.

6. Почему «собака» mail.ru?

7. Письмо в редакцию : почему я открываю сайт а он отображается твёрдыми знаками?

8. За что семинаристам «Ижицу прописывали»?

9. Как посмотреть двоичный код файла?

10. Как из разных цветов получить белый и чёрный цвет (как правильно смешивать краски).

11. Какую форму имеет снежинка ? (фракталы в нашей жизни)

12. Как skype передаёт видео сигнал?

13. *.wma vs *.mp3 — кто эффективнее ?

14. Что такое  *.avi ?

15. Форматы сжатия видео .mpeg2, .mpeg4 ?

Вопросы для мозгового штурма.

1. Сколько символов содержится в заголовке проекта? (Ответ: 33 Нужно учесть буквы, пробелы,знаки препинания, и символ конца строки)

2. В азбуке Морзе буквы кодируются длинным и коротким сигналом точкой и тире. Можно ли сказать что  это была первая система двоичного кодирования. (Ответ:)

3. Как разумно подобрать пароль для эл. почты? (Ответ:)

4.  Василий Кипятков решил создать мощную криптографическую защиту для своей странички. Можно ли ему посоветовать использовать стандартный генератор случайных чисел rand () ?

5. В книжке Астрид Линдгрен о маленьком сыщике Карле Блюмквисте девочка Ева-Лотта смогла передать информацию об убийце при помощи «разбойничьего языка»  : к каждой согласной добавлялась буква о и эта согласная повторялась, например : ворона -вовороронона. Попробуйте и вы закодировать какое нибудь весёлое слово.Как называется такой способ передачи данных?

Дидактические цели:

Обучающие цели проекта: сформировать представление о способах кодирования различных видов информации.

Развивающие цели проекта: развивать наблюдательность и внимательность, умение работать в команде. Развивать умения работать с Интернет-источниками.

Воспитательные цели проекта: Формирование таких качеств личности, как ответственность, организованность, дисциплинированность, долг, достоинство, скромность, правдивость.

Ожидаемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся смогут:

  • знать способы представления информации в древние времена.
  • знать способы представления информации в  современном мире.
  • знать способы кодирования текстовой, графической информации в современных компьютерных системах
  • знать о роли символического описания предметов  окружающего мира для мышления человека.

Описание методов оценивания:

В начале проектной деятельности проводится оценка начальных знаний учащихся. С помощью презентации учитель показывает пример проектной деятельности учащихся. Затем обсуждается общий план и тема проекта. Составляются критерии оценивания будущих работ учащихся, по котором происходит контроль и самоконтроль в группах. Учащиеся распределяются на группы и приступают к работе.

Формирующие методы оценивания:

  • Учебные вопросы. Они используются для определения знаний учеников по данной теме.
  • Презентации — создание учащимися в процессе продвижения по плану проекта.
  • Мозговой штурм — цель в том, что учащиеся придумывают идеи, связанные с заданной темой и связывают эти идеи с предварительными знаниями и новыми возможностями.

Итоговые методы оценивания:

  • Урок-конференция — обсуждение вопросов связанных с окончанием проекта, защита презентаций.
  • Самооценка и рефлексия.
  • Создание портфолио учеников для отображений усилий прогресса достигнутого учащимися.
  • Критерии оценивания вики-статьи.
  • Критерии оценивания презентации.

Результаты исследования:

  • Создание wiki страницы
  • Создание проекта
  • Получение навыков создания проектов
  • Закрепление материала
  • Освоение базовых понятий по теме Виды информации.

Выводы :

Современные способы представления  всё больше абстрагируют символ от предмета.

Представление информации вначале в рисунках, а затем в пиктограммах и иероглифах было неудобно т. к. со временем появились новые слова и их передача становилась более громоздкой и неудобной.

Эти факторы стали предпосылкой возникновения алфавита и дальнейшего деления слов на слоги, слогов на звуки и сопоставление звукам букв.

Так было до 20 века, пока не появились ЭВМ. С появлением компьютеров пришло кодирование букв. Это привело к окончательному отделению представления информации от самого предмета и возникновение такого понятия, как данные. Данные, в отличие от информации,- набор символов, не обязанный обладать каким-то смыслом(например, пароль от электронной почты, играющий очень важную роль для защиты информации, для шифрования которого используются мощные криптографические алгоритмы, совершенно необязательно (и даже не рекомендуется ) выбирать в виде известного, понятного слова ). Для того, чтобы выявить смысл и пользоваться данными, нужен либо человек, который сможет с ними оперировать, либо система обладающая некоторыми признаками искусственного интеллекта.Для того, чтобы машина могла обрабатывать данные, необходимы правила, позволяющие рационально представлять информацию в памяти компьютера.Причём разная информация должна иметь разные способы отображения.Например, буквы, цифры, специальные символы могут быть закодированы при помощи специальных таблиц, когда каждому символу сопоставляется определённый двоичный код, и для размещения всей таблицы символов хватает одного байта. При кодировании графических изображений необходимо хранить данные о цвете и положении каждой точки экрана-приходится задавать таблицы цветов и здесь уже одним байтом не обойтись.Кодирование звука и видео ещё более сложная задача.

В своём проекте мы решили разобраться с современными способами представлении различных видов информации в компьютерных системах.