Система вопросов к рассказу С.Н.Синякина «Прощание»

Система вопросов к рассказу С.Н.Синякина «Прощание»

Вступительное слово о писателе

«Любовь, что я ощутил к фантастике с семи лет, не только не угасла, напротив, она медленно разгоралась. Фантастика открывала удивительные миры. В них было интереснее, чем на пыльных улицах степного поселка».

Так Сергей Николаевич ответит на вопрос, когда и почему у него зародилась любовь к фантастике…

Сергей Синякин – российский писатель, в прошлом служивший в милиции, лауреат литературных премий, автор фантастических произведений.

Родился 18 мая 1953 года в семье военного в поселке Пролетарий Новгородского района Новгородской области. С 1959 года он проживал в Волгоградской области (г. Новоаннинский), с 1965 года – в городе Волгограде.

Фотография С.Н.Синякина

Окончив школу и отслужив в армии, Сергей Николаевич устроился в органы внутренних дел, где со временем дослужился до звания подполковника милиции. В 1999 году по состоянию здоровья в звании подполковника милиции уволен в запас с должности
начальника городского отдела по раскрытию умышленных убийств и иных тяжких преступлений против личности. За время работы в милиции С.Н.Синякин стал свидетелем ряда абсолютно нефантастических, но кажущихся нереальными историй о волгоградских милиционерах, многие из которых вошли в «Книгу о странных вещах».

С.Н.Синякин увлекся литературным творчеством в 1980 году. Вскоре его работы появились на страницах газеты «Молодой ленинец», а в 1990 году была опубликована дебютная книга – «Трансгалай». В 1991 году в Нижне-Волжском книжном издательстве вышел второй сборник Синякина «Лебеди Кассиды».

В 1983 году вступает в Волгоградский клуб любителей фантастики «Ветер времени». За повесть «Монах на краю земли» (1999) Синякин был удостоен премий «Интерпресскон» (2000), «Бронзовая улитка» (2000), «Сигма-Ф» (2000), «АБС-премия»
(2000), «Мраморный фавн» (1999), приза читательских симпатий журнала «Если» за лучшую повесть 1999 года.

Ещё одной страницей в жизни С.Н.Синякина стала его работа с молодыми авторами . С 2003 года писатель активно развивал волгоградский фэнзин «Шалтай-Болтай», в котором являлся членом редакционного совета . Благодаря его усилиям журнал вышел на высокопрофессиональный уровень . В это же время Синякин создает серию очерков и эссе о волгоградской фантастике, публикует антологию «Квинтовый круг» (2008), ещё одна антология «Джинны пятой стихии» (2017) с произведениями С . Синякина, Е . Лукина, Ю . Астрова и А . Тебенькова увидела свет в 2020 году.

Рассказ С.Н.Синякина «Прощание» открывает цикл «Вулканолог Званцев и его техноморфы». Цикл рассказов был опубликован в 2007 году в журнале «Если».

Система вопросов к рассказу «Прощание»

1.Какие чувства вы испытывали во время и после прочтения рассказа?

(Мне рассказ понравился, но было грустно, когда главному герою пришлось прощаться с друзьями-техноморфами).

2.Почему техноморфы Дом и Митрошка летят на другие планеты, а не люди?

(Это связано с развитием науки: «Надо же двигать науку вперед?» Думаю, что техноморфы стали заменой человека в техническом плане, и там, где человеку может грозить какая-то опасность, или там, где условия жизни для него не совсем комфортны, могут работать техноморфы: «Мы ведь не люди, нас на психологическую совместимость проверять не надо»).

3.Как вы думаете, ко всем техноморфам на Земле относятся так же, как к ним относится Званцев? Поддерживаете ли вы такую позицию?

(В рассказе и к остальным техноморфам относятся хорошо, ведь «Если уж мы породили электронный разум, то должны к нему относиться без предубеждения. Бунтовать роботы не будут, они слишком любят познавать, а главное — понимают, что делают это во имя всего остального человечества». Я полностью согласен с автором, ведь именно человек — создатель искусственного интеллекта, и он должен уметь его контролировать).

4.Почему в поведении Митрошки и Дома прослеживаются черты человеческого поведения?

(Я думаю, это связано с тем, что роботы погружены в человеческое общество. Они в рассказе не просто компьютеры/машины и т.д., а они друзья людей, их помощники. Они не воспринимаются только как техническая составляющая, они уже часть человечества в рассказе).

5.Можно ли сказать, что техноморфы стали полноценными представителями человеческого общества в рассказе?

(Думаю, да. Ведь они, как и люди, могут писать стихи, работают на предприятиях. К ним в целом относятся как к людям: «Говорят, в его институте работают три совершенно гениальных техноморфа, к которым Кромин [конструктор межзвездных кораблей] относится как ко всем остальным сотрудникам»).

6. Как вы думаете, могут ли роботы стать частью человеческой среды в нашем мире? Аргументируйте свой ответ.

(Я думаю, если роботы находятся в человеческой среде, то они быстро подстраиваются и становятся частью человеческого общества. И тогда они могут стать заменой человеку. ИЛИ. Я считаю, что роботы не могут стать частью человечества, ведь они неживые. Они состоят из металлических деталей, у них нет души. Именно поэтому они никогда не смогут заменить человека).

Список используемой литературы

  1. Возможность прикоснуться к тайне: [Интервью с Сергеем Синякиным] // [Электронный ресурс]. URL: https://archivsf.narod.ru/1953/sergey_sinakin/index.htm (дата обращения: 05.01.2024).
  2. О Сергее Синякине / Лукин Е.Ю. [Электронный ресурс]. URL: https://coollib.com/b/562493-evgeniy-yurevich-lukin-o-sergee-sinyakine/read?ysclid=lqsci8zntv922095680 (дата обращения: 05.01.2024).
  3. Синякин С.Н. Биография. Творчество. // Лаборатория фантастики [Электронный ресурс]. URL: https://fantlab.ru/autor276 (дата обращения: 05.01.2024).
  4. Синякин С.Н. «Прощание». Цикл «Вулканолог Званцев и его техноморфы». [Электронный ресурс]. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A1/sinyakin-sergej/vulkanolog-zvancev-i-ego-tehnomorfi/1 (дата обращения 05.01.2024)