Система вопросов к рассказу Сергея Синякина «Обитатели лабиринта»

Система вопросов к рассказу Сергея Синякина «Обитатели лабиринта»

Сергей Николаевич Синякин – волгоградский писатель-фантаст, писатель-философ, член Союза писателей России, лауреат многих российских литературных премий. Его фантастические повести неординарны. Это скорее «грустные сказки для взрослых». В них нет звездных войн, эльфов и волшебников. На страницах книг Синякина наши современники соседствуют с римскими легионерами, чеченский чабан беседует с инопланетянами.

«Переплёты для прожитых строчек, где смешались блаженство и ад. Не осталось от них многоточий, лишь тире между парою дат»

Сергей Синякин, 1999 г.

Сергей Синякин родился в семье военного 18 мая 1953 года в поселке Пролетарий Новгородского района Новгородской области. С 1959 года проживал на территории Волгоградской области, с 1965 года в городе Волгограде.

Фотография Сергея Синякина

В 1983-м вступил в Волгоградский клуб любителей фантастики «Ветер Времени» (позднее – в КЛФ «Зазеркалье»). Первые повести Синякина «Шагни навстречу» (1988) и «Резервация» (1989) были опубликованы в газете «Молодой ленинец» в конце восьмидесятых годов прошлого века, а в 1991 году в Нижне-Волжском книжном издательстве выходит второй сборник молодого автора – «Лебеди Кассиды».

Повесть «Монах на краю земли» (1999) принесла Сергею Синякину премии «Интерпресскон» (2000), «Бронзовая улитка» (2000), «Сигма-Ф» (2000), «АБС-премия» (2000), «Мраморный фавн» (1999) и приз читательских симпатий журнала «Если» за лучшую повесть 1999 года . За повесть «Кавказский пленник» (2002) писатель был удостоен премии «Бронзовая улитка» (2002), за повесть «Младенцы Медника» (2009) получает премию «Полдень» (2010) . Литературные успехи были отмечены принятием Сергея Николаевича Синякина в Союз писателей РФ .

С 2003 года писатель активно развивал волгоградский фэнзин «Шалтай-Болтай», в котором являлся членом редакционного совета. Благодаря его усилиям журнал вышел на высокопрофессиональный уровень.

 

Иллюстрация к сборнику «Книга о странных вещах»

В конце 2018 года литературная деятельность Синякина получает официальное признание: он становится лауреатом государственной премии Волгоградской области в области культуры.

Сборник рассказов «Книга о странных вещах»(2011) – это поистине маленькие литературные шедевры, затрагивающие душу. Сергей Синякин в своих произведениях поднимает вопросы добра и зла, благородства и подлости, первопричины предательства.

 

Подробная информация: Жизнь и творчество Сергея Синякина

Система вопросов к рассказу «Обитатели лабиринта» из сборника «Книга о странных вещах»:

1.Какие ассоциации у вас возникают при прочтении заглавия рассказа «Обитатели лабиринта»?

Возникает образ запутанного пространства со многими дорогами и одним выходом. Обитатели представляются потерянными людьми, которые пытаются найти дорогу.

2. Найдите в тексте авторские аллюзии. Какую роль они играют в раскрытие проблематики произведения? 

В рассказе присутствуют аллюзии  на древнегреческую мифологию. В основе идеи рассказа лежит «Миф о пещере» Платона. В этической трактовке мифа мы понимаем, что люди – это узники. Если в своей моральной жизни мы будем поддаваться чувствам(например, чувством страха), то мы так и останемся узниками пещеры. Эта проблематика прослеживается и в «Обитатели лабиринта». Фигурируют такие мифы, как «Полифем, Акид и Галатея» и «Миф о Минотавре и Тесее». Именно в последнем появляется образ Кносского лабиринта (в древнегреческой мифологии сложное сооружение со множеством запутанных переходов, спроектированное легендарным изобретателем и инженером Дедалом на острове Крит). На нем строится основная сюжетная линия.

3. Какой мифологический герой является главным в данном рассказе и почему? Свои слова подкрепите цитатами из текста.

Образ Минотавра — хозяина лабиринта. Именно он помогает заблудившимся найти выход и именно он рассказывает правду о лабиринте и его обитателях. Из его уст звучит фраза об устройстве мира за пределами лабиринта: «Пусть тесный, но все-таки свой мир. А у вас ничего хорошего. Арабы небоскребы взрывают. Атомную бомбу придумали. Международный терроризм голову поднимает. У нас все-таки спокойнее».

4. Что представляет собой Лабиринт в данном рассказе? 

С одной стороны — это место, наполненное опасными обитателями, с бесконечными дорогами, а с другой — лабиринт показан в противовес человеческому миру. Для Жоры и Русского Лабиринт никогда не станет настоящим миром. Они лишь подсмеиваются над Минотавром: «Мир у него там, В Лабиринте. Привык он к нему. Показать бы ему настоящим мир, а Константиныч?». Лабиринт выступает здесь сразу и открытым, и закрытым пространством. Закрытым он является для главного обитателя — Минотавра, хотя он может выбраться из него, все же остается в нем.

5. Как вы думаете, какую цель преследует автор, используя мифологизацию как основной прием создания сюжета произведения? 

Вводя образ Минотавра, добровольно находящегося в лабиринте, с целью избежать  катастроф, царящих в мире людей, автор переписывает существующий «Миф о Минотавре и Тесее». Согласно мифу, Минотавр заключен в Лабиринт по воле царя Миноса, без возможности когда-либо выбраться из Лабиринта. Именно в нем Минотавра побеждает Тесей. В рассказе же Минотавр имеет возможность выйти из Лабиринта, но не делает этого. Очеловечивая мифологического героя, автор показывает человечество в целом, со всеми страхами, фобиями и «футлярностью».

6. Почему Минотавр по собственной воле заключает себя в Лабиринте?

Находясь в Лабиринте, Минотавр избегает тех ужасов, которые царят за его пределами. Мир в Лабиринте обеспечивает ему безопасность. Он боится навсегда выйти из него. Именно из-за этого страха он из раза в раз возвращается обратно. Понимая, что опасность может подстерегать его абсолютно везде, Минотавр решает изолироваться от человеческого мира в Лабиринте.

7. В чем истинная цель добровольного отрешения от мира: протест против мироустройства или попытка избежать самой жизни?

Минотавр становится символом блужданий человека в лабиринте подсознания и его борьбы с собственными страхами и предрассудками. Главной идеей рассказа является то, что люди предпочитают бежать от несправедливости мира в собственный изолированный мир, а не бороться с ней. Минотавр не смог противостоять своему страху. В попытках избежать ужасы мира, он избегает жизнь, выстраивая свой собственный безопасный мир, в которым отсутствуют смысл, движение и цель.

 

Список источников:

  1. Карацупа В. Синякин Сергей Николаевич [Электронный ресурс] // Архив фантастики: [сайт]. [2020]. URL: https://archivsf.narod.ru/1953/sergey_sinakin/index.htm (дата обращения: 02.01.2024).
  2. Путило О. О Сергее Синякине [Электронный ресурс]  // Царицын. 2021. №1: [сайт]. [2021]. URL: https://журнальныймир.рф/content/o-sergee-sinyakine (дата обращения: 06.01.2024).
  3. Синякин С.Н. Книга о странных вещах [текст] / С. Н. Синякин. — Волгоград: Издатель, 2011. — 280 с.
  4. Соболев С. Синякин С.Н. Биография. Творчество [Электронный ресурс] // Лаборатория фантастики: [сайт].  URL: https://fantlab.ru/autor276 (дата обращения: 02.01.2024).