Подругина Ирина Алексеевна — доктор педагогических наук, доцент, профессор, заведующая сектором Центра русского языка и культуры имени А. Ф. Лосева.
Научная деятельность
В 1977 году закончила Московский государственный педагогический институт. им. Ленина по специальности «Русский язык и литература», квалификация «Учитель русского языка и литературы». Окончила аспирантуру по специальности «Теория и методика обучения и воспитания».
В 1994 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Обзорный анализ эпических произведений в старших классах». В 2000 году защитила докторскую диссертацию по теме «Типология школьного анализа эпических произведений в старших классах». В данной работе И. А. Подругина пишет о необходимости совершенствования методики изучения эпических произведений в старших классах средней школы. Она выделяет три типа школьного анализа — текстуальный, обзорный, ознакомительный. Таким образом, она разрабатывает методологические основы типологии школьного анализа, основной понятийный аппарат, методические подходы к изучению эпических произведений.
И. А. Подругина не один раз обращается к теме анализа в своих работах, таких как «Особенности ознакомительного анализа эпических произведений в старших классах» 2000 год, «Особенности обзорного анализа эпических произведений на уроках литературы» 2001 год, «Текстуальный анализ эпических произведений в старших классах. Исторический аспект» 2002 год.
В 2007 году И.А. Подругина опубликовала книгу «Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах», далее она углубляется в эту тему и публикует работу «Проектно-исследовательская деятельность: развитие одарённости», в данной работе достаточно часто обращается к урокам литературы , объясняя это тем, что эта гуманитарная дисциплина является основным предметом, органично сочетающим два вида познания — научное и художественное — и, следовательно, наиболее эффективна формирующим, с одной стороны, разносторонность мышления, с другой — мировосприятие ребенка. Эта тема изучается также в следующих работах «Исследовательская деятельность школьника: общепедагогический и методический аспекты» 2012, «Проектно-исследовательская деятельность как технология развития творческих способностей школьников» 2012, «Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы» 2013. В последней работе представлены образцы проектной деятельности учащихся старших классов, основанные на программном материале курса литературы. И. А. Подругина считает, что основной акцент в системе школьного образования 21 века делается на интеллектуальном и нравственном развитии личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умения ориентироваться в современном информационном пространстве и «выращивания в человеке «собственно человеческого» средствами самого образования». Для успешного развития всего вышеперечисленного, И. А. Подругина предлагает обратиться к проектной деятельности. В данной работе она дает множество конкретных рекомендаций для использования проектной деятельности на уроках литературы, применение проектной деятельности вполне естественно может вписаться в содержание обучения и через выполнение различных типов проектов может способствовать формированию творческой личности.
И сейчас эта тема присутствует в работах И.А. Подругиной. В 2015 году в журнале «Современные проблемы науки и образования» публикуется статья «Проектирование учебно-исследовательской деятельности школьников в современном образовательном пространстве». А уже в 2017 году И.А. Подругина пишет монографию в соавторстве И. В. Ильичевой «Проектно-исследовательская деятельность: развитие одаренности».
В 2010 году И.А. Подругина была награждена Почетной грамотой Ученого совета Московского педагогического государственного университета.
В 1996 году участвовала в создании учебника по литературе для 9х классов (под ред. Г. И. Беленького), и учебника по литературе для 11х классов (под ред. Ю. И. Лыссого).
Основные публикации:
- Подругина И.А. Обзорный анализ художественного текста в старших классах. – Монография. – М.: Прометей,1994.
- Подругина И.А. Анализ текста при текстуальном изучении художественного произведения. // Текст как средство и объект изучения в процессе преподавания неродных языков. – М.: МПГУ, 1994.
- Подругина И.А. Текст и его анализ при обзорном изучении художественного произведения. // Текст как средство и объект изучения в процессе преподавания неродных языков. – М.: МПГУ, 1994.
- Подругина И.А. Работа над текстом при ознакомительном изучении. // Текст как средство и объект изучения в процессе преподавания неродных языков. – М.: МПГУ, 1994.
- Подругина И.А. Тектуальный анализ эпических произведений, его способы и модели. // Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. Гуманитарные науки. – М.: Прометей, 1995.
- Подругина И.А. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 с изменениями, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 (в соавторстве с Беленьким Г.И., Красновским Э.А., Леоновым С.А., Лыссым Ю.И., Снежневской М.А., Сосниной Н.А., Хреновой О.М., Шамчиковой В.М.).
- Подругина И.А. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/под ред. Ю.И. Лыссого. – М.: Мнемозина, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 с изменениями, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 (в соавторстве с Беленьким Г.И., Лыссым Ю.И., Ворониным Л.Б., Карповым А.С., Трубиной Л.А. и др.).
- Подругина И.А. Об основах типологии анализа художественных произведений в старших классах средней школы. // Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. Гуманитарные науки. – М.: Прометей, 1997.
- Подругина И.А. Избирательность текстуального анализа эпического произведения. // Научные труды МПГУ. – М.: Прометей, 1999.
- Подругина И.А. Литература. 10 класс. Методические советы. – Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1999 (в соавторстве с Лыссым Ю.И., Беленьким Г.И.).
- Подругина И.А. Типология анализа эпических произведений на уроках литературы. – Монография. – М.: Латмэс, 2000.
- Подругина И.А. Особенности ознакомительного анализа эпических произведений в старших классах. // Гуманизация и гуманитаризация образования. Актуальные проблемы современного урока. – Ульяновск: УлГУ, 2000.
- Подругина И.А. История становления и развития ознакомительного анализа. // Ученые записки УлГУ. Сер. Образование. Вып. 3 (1). – Ульяновск: УлГУ, 2000.
- Подругина И.А. Особенности обзорного анализа эпических произведений на уроках литературы. // Гуманизация и гуманитаризация образования ХХI века. – Ульяновск: УлГУ, 2001.
- Подругина И.А. Избирательность анализа эпических произведений в старших классах. // Проблемы современного филологического образования. – М: МГПУ, 2001.
- Подругина И.А. Текстуальный анализ эпических произведений в старших классах. Исторический аспект. // Проблемы современного филологического образования. Вып. 2. – М.-Ярославль: МГПУ-Ремдер, 2002.
- Подругина И.А. Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах. // Филологические традиции в современном литературном и лигнвистическом образовании. Вып. 6. Т.2. – М.: МГПИ, 2007.
- Подругина И.А. Проектно-исследовательская деятельность: развитие одарённости. – Монография. – М.: ЗАО «Московские учебники-СиДипресс», 2012 (в соавторстве с Ильичёвой И.В.).
- Подругина И.А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы. Серия: Работаем по новым стандартам. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013 (в соавторстве с Сафоновой О.В.).
- Подругина И.А. Проектирование учебно-исследовательской деятельности школьников в современном образовательном пространстве //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; (в соавторстве с Сергеевой Д.В., Солововой О.Р.).
- Проектно-исследовательская деятельность: развитие одаренности: Монография. – Изд. 2-ое, испр. и доп. – М.: МПГУ, 2017. – 300 с. (в соавторстве с И. В. Ильичевой).
Работу выполнили:
Добриян Мария
Курилова Ксения
ФЛ-РЛБ-31