Ирина Алексеевна Подругина

  • Образование

    Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина по специальности «Русский язык и литература», квалификация «Учитель русского языка и литературы» (1977)
    Аспирантура: Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина. Специальность «Теория и методика обучения и воспитания» (литература)

  • Должность

    Заведующий сектором Центра русского языка и культуры имени А.Ф.Лосева
    Профессор

    Доктор педагогических наук

  •  Тема кандидатской диссертации
    Обзорный анализ эпических произведений в старших классах (1994)
  • Тема докторской диссертации
    Типология школьного анализа эпических произведений в старших классах (2000)

  • Достижения и поощрения
    Награждена Почетной грамотой Ученого совета Московского педагогического государственного университета (2010)

  • Публикации

    Подругина И.А. Осуществление межпредметных связей с курсом истории при обзорном изучении произведений о Великой Отечественной войне. // Межпредметные связи в процессе преподавания литературы в школе. – М.: МГПИ им. В.И Ленина, 1987.Подругина И.А. Сказка в системе работы по формированию умений анализа эпических произведений в единстве формы и содержания. // Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы в средней школе. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1988.

    Подругина И.А. К вопросу о развитии творческой индивидуальности студента-будущего учителя литературы. // Совершенствование методической подготовки учителя-словесника в педагогическом вузе. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1992.

    Подругина И.А. Изучение художественного произведения в школе. Анализ и интерпретация. // Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МГПИ им. В.И. Ленина. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1992.

    Подругина И.А. Обзорный анализ художественного текста в старших классах. – Монография. – М.: Прометей,1994.

    Подругина И.А. Анализ текста при текстуальном изучении художественного произведения. // Текст как средство и объект изучения в процессе преподавания неродных языков. – М.: МПГУ, 1994.

    Подругина И.А. Текст и его анализ при обзорном изучении художественного произведения. // Текст как средство и объект изучения в процессе преподавания неродных языков. – М.: МПГУ, 1994.

    Подругина И.А. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 1996, 1997, 1998,  м1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 с изменениями, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 (в соавторстве с Беленьким Г.И., Красновским Э.А., Леоновым С.А., Лыссым Ю.И., Снежневской М.А., Сосниной Н.А., Хреновой О.М., Шамчиковой В.М.).

    Подругина И.А. Системность как методологический принцип типологии эпических произведений в старших классах. // Проблемы теории и практики современного литературного образования. Вып. 2. – М.: МПГУ, 1998.

    Подругина И.А. Текстуальный анализ как методическая проблема. // Научные труды МПГУ. – М.: Прометей, 1998.

    Подругина И.А. История становления и развития текстуального типа школьного анализа. // Проблемы межкультурной и межъязыковой коммуникации. – М.: МПГУ, 1998.

    Подругина И.А. Художественный текст как предмет интерпретации на уроках литературы в старших классах. // Актуальные проблемы современной интерпретации произведений русской литературы. – Пенза: ПГПУ, 2000.

    Подругина И.А. Специфика организации работы старшеклассников при обзорном анализе эпических произведений. // Актуальные проблемы образования. Наука на рубеже веков. – Ульяновск: УлГУ, 2000.

    Подругина И.А. О конференции «Проблемы развития филологического образования в средней и высшей школе». Голубковские чтения. // Литература в школе. – 2002. – № 5 (в соавторстве с Богдановой О.Ю., Леоновым С.А.).

    Подругина И.А. Теория и практика анализа эпических произведений в старших классах. Программа спецкурса. // Формы организации самостоятельной деятельности студентов и учащихся в системе филологического образования (региональный компонент) – Учебно-методическое пособие. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2003.

    Подругина И.А. Типология анализа эпических произведений в старших классах. Исторический аспект. Программа спецсеминара. // Формы организации самостоятельной деятельности студентов и учащихся в системе филологического образования (региональный компонент). – Учебно-методическое пособие. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2003.

    Подругина И.А. Использование контекстуального подхода при изучении новейшей литературы в старших классах. // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. – М.: Прометей, МПГУ, 2004.

    Подругина И.А. Обучение «грамотности чтения» как одно из необходимых условий повышения уровня образовательных достижений учащихся. // Филологическое образование в средней и высшей школе. Материалы Всероссийской конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. VI Кирилло-Мефодиевские чтения». – М.-Ярославль: Ремдер, 2005.

    Подругина И.А. Культуроформирующее пространство современной школы и предмет «литература». // Литературное образование: современное состояние, перспективы, технологии. ХVI Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции. – М.: МПГУ, 2008.

    Подругина И.А. Ценностно-эстетический анализ литературного произведения как средство формирования этико-философских представлений школьников. // Филологическое образование в школе и вузе. Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. Х Кирилло-Мефодиевские чтения». – М.-Ярославль: Ремдер, 2009.

    Подругина И.А. Фестиваль творческих инициатив «Леонардо» как форма интеграции разных областей знания в системе гуманитарного образования. // Интегративные подходы к конструированию содержания гуманитарного школьного образования в условиях новых стандартов: Сб. ст. по материалам Международной науч. конф. (Москва, 27-28 ноября 2008 г. ) – М.: Федеральный институт развития образования, 2009.

    Подругина И.А. Путь к писателю: музейно-усадебный комплекс «Открытие». // Филологическое образование в школе и вузе. Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. Х11 Кирилло-Мефодиевские чтения». – М.-Ярославль: Ремдер, 2011.

    Подругина И.А. Проектно-исследовательская деятельность: развитие одарённости. – Монография. – М.: ЗАО «Московские учебники-СиДипресс», 2012 (в соавторстве с Ильичёвой И.В.).

    Подругина И.А. Спецкурс «Духовно-нравственные ценности мировой литературы» как форма реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». // Вестник Брянского государственного технического университета, № 4, 2011 (в соавторстве с Коробейник Д.Н.).

    Подругина И.А. Развитие одаренности школьников в современном образовательном пространстве: тезаурус проблемы. // Гуманизация и гуманитаризация образования ХХ1 века. Проблемы современного образования. Материалы ХII Международной научно-практической конференции. – Ульяновск, УлГПУ, 2011.

    Подругина И.А. Исследовательская деятельность школьника: общепедагогический и методический аспекты. // Изучение русской литературной классики в школе: вчера, сегодня, завтра. ХIХ Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции. – М.: МПГУ, 2012.

    Подругина И.А. Проблема развития детской одарённости: психологический и методический аспекты. // Филологическое образование в школе и вузе. Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. Х111 Кирилло-Мефодиевские чтения». – М.-Ярославль: Ремдер, 2012.

    Подругина И.А. Итальянская тема в российской методико-литературоведческой школе. // Филологическое образование в современных социокультурных условиях: методическая школа В.Г. Маранцмана. – СПб., ЛОИРО, 2013.

    Подругина И.А. Формирование системно-понятийного мышления учащихся в учебном процессе. // Преподаватель. ХХI век. № 2, 2014 (в соавторстве с Коломиец О.М.).

    Подругина И.А. Конкурсно-фестивальная технология как средство развития творческих способностей школьников. // Изучение литературы в контексте современных образовательных стратегий. ХХI Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции. – М.: Экон-информ, 2014.

    Подругина И.А. Карта развития деятельности школьника: Учебное средство. – М.: ООО «СиДиПрессАрт», 2015 (в соавторстве с Коломиец О.М., Сергеевой Д.В.).