Квалификация:
- 1990 год — кандидат филологических наук. Тема диссертации: «Развитие форм повествования в русском советском романе-эпопее»;
- 1994 год — доктор филологических наук. Тема диссертации: «Русская литературная антиутопия XX века»;
- 2003 год — ученое звание «профессор».
Актуальные проекты
«Уроки литературы с профессором Ланиным» — так называется новый проект профессора Б.А. Ланина, в котором он является ведущим, автором идеи и текстов. Проект стартовал в 2017 году. Это серия фильмов-рассказов о писателях, о неизвестных фактах из жизни классиков, о непрочитанных страницах их произведений.
Список основных научных трудов:
- Ланин Б. А. Методика преподавания литературы. — М.: Юрайт, 2018. — 339 с.
- Ланин Б. А. Проза русской эмиграции (третья волна): Пособие для преподавателей литературы. — М. : Новая школа, 1997. — 205 с.
- Ланин Б. А. Методические подходы к восприятию читательского канона в современной школе. — Пенза, 2017. — 26 с.
- Ланин Б. А., Стрижекурова Ж. И. Русское зарубежье: новое открытие классики. — М.: Дрофа, 2008. — 223 с.
- Ланин Б. А., Устинова Л. Ю. Литература: программа для 5-11 классов. — М.: Вентана-Граф, 2005. — 52 с.
- Ланин Б. А. Русская литература ХХ века: Учебная книга. — М.: Антиква, 1997. — 208 с.
- Ланин Б. А. Русская литературная антиутопия. — М.: Российский открытый университет, 1993. — 198 c.
Методика преподавания литературы: учебная хрестоматия: учебное пособие
Цель данного учебного пособия — помочь студентам педагогических вузов при изучении методики преподавания литературы, подготовке к экзаменам, написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Содержание разделов книги отражает актуальные проблемы изучения литературы в школе. Каждый раздел содержит краткую характеристику современного состояния проблемы; классические труды отечественных педагогов-методистов; биографические сведения о методистах; вопросы и задания, которые помогут студентам лучше разобраться в изучаемом материале. Учебное пособие будет также интересно и полезно преподавателям вузов, аспирантам, учителям.
Проза русской эмиграции (третья волна): Пособие для преподавателей литературы
В книге доктора филологических наук Б.А.Ланина анализируются произведения четырнадцати прозаиков, чьи имена еще совсем недавно были под запретом: Василия Аксенова, Георгия Владимова, Владимира Войновича, Анатолия Гладилина, Сергея Довлатова, Александра Зиновьева, Андрея Синявского, Александра Солженицына и др. Многие произведения этих авторов ныне изучаются в школе, а работ, посвященных их творчеству, по-прежнему мало. Анализ литературных произведений дополнен в книге биографическими сведениями о писателях. Значительное место уделено также писателям-эмигрантам, чьи имена еще недостаточно хорошо известны широкому читателю: Саше Соколову, Фридриху Горенштейну, Борису Хазанову, Юзу Алешковскому и др. Книгу открывает обзорная глава, рассказывающая о третьей волне русской литературной эмиграции, ее возникновении и дальнейшем развитии. Каждая глава завершается небольшой библиографией, включающей в себя перечень опубликованных вещей самого писателя, а также список исследований о нем. Написанная простым и ясным языком, книга предназначена как для учителей русского языка и литературы, так и для старшеклассников, готовящихся поступать в вузы.
Ланин Б. А., Устинова Л. Ю. Литература: программа для 5-11 классов
Программа по литературе для 5-11 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных для общего образования, особенностями ООП,образовательных потребностей и запросов,обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
В соответствии с ФГОС представленная программа направлена на «формирование культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное, интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся», обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования, а также планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по курсу литературы.
Список источников:
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Сотрудники. [Электронный ресурс]. URL: http://www.instrao.ru/index.php/sotrudniki-podrazdeleniy/item/1794-lanin-boris-aleksandrovich (дата обращения: 08.10.2019).
- Ланин Б. А. Методика преподавания литературы : учебная хрестоматия : учебное пособие. [Электронный ресурс]. URL: https://biblio-online.ru/bcode/409404 (дата обращения: 08.10.2019).
- Ланин Б. А. Проза русской эмиграции (третья волна): Пособие для преподавателей литературы. — М. : Новая школа, 1997. — 205 с.
- Ланин Б. А., Устинова Л. Ю. Литература: программа для 5-11 классов. М.: Вентана-Граф, 2005. — 52 с.
Над проектом работали:
Сентищева Е.А., Чиркова О.В., Шурыгина Е.А.
группа ФЛ-РЛБ-32