Научная деятельность Бориса Александровича Ланина

Научная деятельность Бориса Александровича Ланина

Ланин Борис Александрович — доктор филологических наук, профессор, литературовед, критик, автор курса по литературе для 5-11 классов объединённой издательской группы «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ».
Краткие биографические сведения 
Борис Александрович родился в Баку, сейчас проживает в Москве. Окончил Азербайджанский педагогический институт русского языка и литературы им. М.Ф. Ахундова, преподавал в школах Баку и Москвы, работал в Институте новых технологий НПО «Прогресс» АН СССР в Москве, редактором журнала «Словесник», деканом филологического факультета Российского открытого университета, старшим научным сотрудником Российской академии образования; в настоящее время — заместитель главного редактора журнала «Мир образования».
Сфера научных интересов: методика преподавания литературы; утопия и антиутопия в литературе; современный литературный процесс; проектная деятельность в литературном образовании; литература, телевидение и кино: визуальная адаптация вербальных искусств.

 

Квалификация: 

  • 1990 год — кандидат филологических наук. Тема диссертации: «Развитие форм повествования в русском советском романе-эпопее»;
  • 1994 год  — доктор филологических наук. Тема диссертации: «Русская литературная антиутопия XX века»;
  • 2003 год — ученое звание «профессор».

Актуальные проекты
«Уроки литературы с профессором Ланиным» — так называется новый проект профессора Б.А. Ланина (Ведущий, автор идеи и текстов). Проект стартовал в 2017 году. Это серия фильмов-рассказов о писателях, о неизвестных фактах из жизни классиков, о непрочитанных страницах их произведений.

Список научных трудов:

  1. Литература: учебник-хрестоматия для 7 класса (под ред. Б.А.Ланина). В 2-х частях. М.: Вентана, 2009 (Гриф Министерства образования и науки). Ч.1, 264 с.; Ч.2, 264 с.
  2.  Ланин Б. А., Стрижекурова Ж. И. Русское зарубежье: новое открытие классики. М.: Дрофа, 2008. 223 с.
  3.  Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса (под ред. Б.А.Ланина). В 2-х частях. М.: Вентана, 2008 (Гриф Министерства образования и науки). Ч.1, 255 с.; Ч.2, 255 с.
  4.  Литература: учебник-хрестоматия для 5 класса (под ред. Б.А.Ланина). В 2-х частях. М.: Вентана, 2007 (Гриф Министерства образования и науки). Ч.1, 255 с.; Ч.2, 287 с.
  5.  Литературное образование в XIX – начале XXI века. М.: ВГНА, 2005. 172 с.
  6.  Ланин Б. А., Устинова Л. Ю. Литература: программа для 5-11 классов. М.: Вентана, 2005. 52 с. (Гриф Министерства образования и науки)
  7.  Под ред. Б.А.Ланина: Современная русская литература: учебник по профильному курсу. М.: Вентана, 2005. 234 с. (Гриф Министерства образования и науки), 2006. – 2-е изд.
  8.  Ланин Б., Гиллеспи Д. Русская проза в канун постмодернизма. М.: ВГНА, 2004. 199 с.
  9.  Риторика и ораторское искусство: практикум. М.: ВГНА, 2004. 36 с.
  10.  Современная русская литература: программа элективного курса. М.: Вентана-Граф, 2004. 48 с. (Гриф Министерства образования и науки)
  11.  Ланин, Б. А. Методика преподавания литературы : учебная хрестоматия : учебное пособие / Б. А. Ланин. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 339 с. — (Образовательный процесс).
  12.  Методика преподавания и изучения литературы: антология. Sapporo: Slavic Research Library, 2001. 438 c.
  13.  Преподавание литературы в 7-8 классах. М.: РИНО, 1999. Ч. 1. 78 с.; Ч. 2. 64 с.
  14.  Программа по литературе. 5-9 классы. М.: РИНО, 1999. — 36 с.
  15.  XIX-th Century Russian Literature: an Introduction (co-authored with David Gillespie), Bristol Classical Press, 1998, 132 pp.
  16.  Учебная книга по русской литературе для 8 класса. М.: РИНО, 1998. Ч. 1. — 279 с.; Ч. 2. — 206 с.; Ч. 3. — 399 с.; Ч. 4. — 295 с.
  17.  Проза русской эмиграции (Третья волна). М.: Новая школа, 1997. 210 c.
  18.  Кутейникова Н.Е., Ланин Б.А. Учебная хрестоматия по русской литературе для 7 класса. М.: Рекорд, 1997. Ч. 1. 340 с. Ч. 2. 320 с.
  19.  Идеи открытого общества в творчестве Василия Гроссмана. М.: Магистр, 1997. 28 с.
  20.  Русская литература ХХ века: Учебная книга. М.: Антиква, 1997. 208 с.
  21.  Рабочая книга гимназиста по русской литературе. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1996. 243 с.
  22.  Ланин Б., Боришанская М. Русская антиутопия ХХ в. М.: Ариос, 1994. 247 c.
  23.  Русская литературная антиутопия. М.: Российский открытый университет, 1993. 198 c.
  24.  Биккулова И., Ланин Б. Краткий путеводитель по русскому литературному зарубежью. М.: Гуманитарная академия, 1993. 98 с.
  25. Новая проза о войне и дилогия Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». М.: Российская академия образования, 1992. 58 c.
  26.  Поэтика (Хрестоматия). М.: Российский открытый университет, 1992. 138 c.
  27.  Программа спецкурса «Жанр романа-эпопеи в русской литературе». М.: Российский открытый университет, 1992. 8 c.
  28.  Роман Е.Замятина «Мы». М.: Алконост, 1992. 27 с.
  29.  Литературные антиутопии ХХ века. М.: Академия педагогических наук, 1992. 102 с.

 

«Методика преподавания литературы: учебная хрестоматия» 

Цель данного учебного пособия — помочь студентам педагогических вузов при изучении методики преподавания литературы, подготовке к экзаменам, написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Содержание разделов книги отражает актуальные проблемы изучения литературы в школе. Каждый раздел содержит краткую характеристику современного состояния проблемы; классические труды отечественных педагогов-методистов; биографические сведения о методистах; вопросы и задания, которые помогут студентам лучше разобраться в изучаемом материале. Учебное пособие будет также интересно и  полезно преподавателям вузов, аспирантам, учителям.

 

 

«Проза русской эмиграции (третья волна): пособие для преподавателей литературы»

В книге доктора филологических наук Б.А.Ланина анализируются произведения четырнадцати прозаиков, чьи имена еще совсем недавно были под запретом: Василия Аксенова, Георгия Владимова, Владимира Войновича, Анатолия Гладилина, Сергея Довлатова, Александра Зиновьева, Андрея Синявского, Александра Солженицына и др. Многие произведения этих авторов ныне изучаются в школе, а работ, посвященных их творчеству, по-прежнему мало. Анализ литературных произведений дополнен в книге биографическими сведениями о писателях. Значительное место уделено также писателям-эмигрантам, чьи имена еще недостаточно хорошо известны широкому читателю: Саше Соколову, Фридриху Горенштейну, Борису Хазанову, Юзу Алешковскому и др. Книгу открывает обзорная глава, рассказывающая о третьей волне русской литературной эмиграции, ее возникновении и дальнейшем развитии. Каждая глава завершается небольшой библиографией, включающей в себя перечень опубликованных вещей самого писателя, а также список исследований о нем. Написанная простым и ясным языком, книга предназначена как для учителей русского языка и литературы, так и для старшеклассников, готовящихся поступать в вузы.

 

Ланин Б. А., Устинова Л. Ю. Литература: программа для 5-11 классов. 

Программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных для общего образования, особенностями ООП,образовательных потребностей и запросов,обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
В соответствии с ФГОС представленная программа направлена на «формирование культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное, интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся», обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования, а также планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по курсу литературы.

 

Список источников: 

  1.  Ланин, Б. А. Методика преподавания литературы : учебная хрестоматия : учебное пособие / Б. А. Ланин. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 339 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-05383-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/409404 (дата обращения: 08.10.2019)
  2.  Проза русской эмиграции : (Третья волна) : Пособие для преподавателей лит. / Борис Ланин. — М. : Новая шк., 1997. — 205,[2] с. : ил.; 21 см.; ISBN 5-7301-0275-5
  3.  Ланин Б. А., Устинова Л. Ю. Литература: программа для 5-11 классов. М.: Вентана, 2005. 52 с. (Гриф Министерства образования и науки).

 

Над проектом работали: 

Сентищева Е.А., Чиркова О.В., Шурыгина Е.А.

группа ФЛ-РЛБ-32