Отечественные ученые-методисты: В.Г. Маранцман

Маранцман Владимир Георгиевич (30.07.1932–5.01.2007, Санкт-Петербург) — доктор педагогических наук, профессор, методист-словесник, переводчик, член-корреспондент Российской академии образования [5, с. 184].

Написал более 350 научных работ. Избранные труды:

  • Кандидатская диссертация «Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников» (специальность: 13. 00. 02. — теория и методика обучения и воспитания (литература, уровень общего образования), 1965);
  • Докторская диссертация «Анализ литературного произведения в соотношении с читательским восприятием школьников» (специальность: 13. 00. 02. — теория и методика обучения и воспитания (литература, уровень общего образования), 1980);
  • «Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников» (1974);
  • «Проблемное изучение литературного произведения в школе» (1977);
  • «Труд читателя. От восприятия литературного произведения к анализу» (1986);
  • УМК «Литература 5–11 классы» под редакцией В.Г. Маранцмана.

«Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников»

Ученый рассматривал школьный анализ художественного произведения как средство литературного и общего развития учащихся, как творческий процесс, соединяющий явление искусства и личность воспринимающего.

Образность, ассоциативные связи, эмоциональность, динамизм воображения — все эти характерные свойства юных читателей приближают их к художественному типу восприятия [2, c. 112].

В.Г. Маранцман выделяет следующие приемы выявления и активизации читательского восприятия в ходе анализа.

Литературоведческие:

  1. Сопоставление разных редакций для выявления развития авторской мысли в процессе создания произведений.
  2. Сопоставление произведения с другими произведениями писателя для выяснения основ мировоззрения и художественного метода.
  3. Сравнение  произведения с произведениями другого писателя для подчеркивания своеобразия авторской позиции.
  4. Композиционный анализ, открывающий логику развития авторской мысли.
  5. Стилистический анализ, выявляющий, как в выборе определенного слова, образа складывается авторское отношение к изображаемому.
  6. Воссоздание исторической и психологической ситуации, послужившей поводом к написанию произведения.

Школьные:

  1. Выразительное чтение.
  2.  Устное словесное рисование.
  3. Творческие пересказы.
  4. Составление киносценария.
  5. Оживление личных впечатлений учеников, связанных с ситуацией и мотивами изучаемого произведения.
  6. Сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства.

В пределах одного разбора находят место приемы как первой, так и второй группы [2, с. 116].

Таким образом, В.Г. Маранцман наметил основные направления, по которым происходит сближение процесса школьного анализа с законами художественного творчества:

  1. выполнение тех творческих задач, которые писатель предлагает читателю, внедряя в художественный текст своего рода импульсы, «приглашения» к сотрудничеству реципиента;
  2. поиски читателем своего варианта поэтического образа и выполнение творческих упражнений, развивающих читательское воображение;
  3. включение в школьный разбор элементов творческой истории текста, подключение читателя к творческому процессу создания произведения;
  4. насыщение анализа художественными интерпретациями текста, которые соотносятся с ним и оцениваются учениками;
  5. попытки собственного «претворения» текста учениками (устное рисование, инсценирование и мизансценирование текста, составление киносценария, выразительное чтение и т. п.).

«Проблемное изучение литературного произведения в школе»

Проблемное обучение имеет свою историю. В него вошли элементы, характерные еще для 50–60-х гг. XX века: стремление к активизации учебного процесса, укрепление связей обучения с жизнью, стимулирование самостоятельной работы учеников, создание системы творческих заданий, выводящих ученика за пределы повторения пройденного. Однако для 70-х гг. проблемное обучение как система преподавания — явление принципиально новое [3, с. 5].

Проблемное обучение, — по мнению методиста, — это система связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций, в ходе которых ученик под руководством учителя овладевает содержанием предмета, способами его изучения [3, с. 11].

Проблемная ситуация строится как выявление сложной задачи, сопоставление различных точек зрения, поиск верного решения и доказательство его справедливости [3, с. 3]. Классификация проблемных ситуаций может быть дана на основании различных критериев и подходов.

  1. По объему материала, который должен находиться в поле зрения ученика для разрешения проблемной ситуации:
  • проблемная ситуация в рамках эпизода художественного произведения;
  • проблемная ситуация, построенная на соотнесении эпизода со всей композицией, на включении произведения в картину общей эволюции творчества писателя;
  • проблемная ситуация, раскрывающая связь писателя и эпохи, литературного процесса в целом;
  • проблемная ситуация, построенная на соотнесении явлений отечественного искусства с мировым литературным движением.

2. По уровню литературного развития ученика, возрастающей сложности  его творческой деятельности:

  • проблемные ситуации с опорой на событийную основу произведения (IV–VI кл.);
  • проблемные ситуации с указанием на нравственные коллизии художественного произведения (VII–VIII кл.);
  • проблемные ситуации с подробным выявлением своеобразия художественного сознания и идеологической позиции писателя, его творческого метода в связях и противостояниях с литературой эпохи и социальными процессами, традиции и новаторства в общем историко-литературном процессе, взаимосвязи художественных элементов в произведении (IX–X кл.).

В условиях проблемной ситуации отчетливо обнаруживаются позиции учеников. Задача учителя — помочь выявить разнообразные точки зрения и выразительно сформулировать их. Самым характерным и распространенным способом создания проблемной ситуации на уроках литературы оказывается обнаружение противоречий в восприятии читателем авторской позиции [3, с. 57].

Создание проблемной ситуации требует прежде всего интересного для школьника вопроса, ведущего к необходимости сдвига в развитии. Такого рода вопросы — начало, завязка проблемного построения урока [3, с. 47].

В.Г. Маранцманом определены основные качества проблемного вопроса :

  1. проблемный вопрос содержит, как правило, сложность, иногда выступающую в форме противоречия, не очевидно разрешимого для учеников;
  2. проблемный вопрос одновременно должен быть задачей, увлекательной для ученика, отвечать его потребностям, входить в круг его интересов и вместе с тем соответствовать природе художественного произведения, логике науки о литературе;
  3. проблемный вопрос должен быть ёмким, способным охватить не только единичный факт, а широкий круг материала.

Проблемным вопросом можно назвать только тот, в котором откровенно выражена перспективность, возможность выхода на другие вопросы [3, с. 48].

Литературное развитие ученика    

В 90-е годы отсутствовала единая система образования (5–11 кл.), которая могла бы гарантировать полноценное и сбалансированное обучение. УМК по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана наметил путь литературного развития школьника, при успешном осуществлении которого заданный ранее уровень литературного развития девятиклассника был реально обоснованным и достижимым.

В «Программе литературного образования» В.Г. Маранцман особое внимание уделил процессу литературного развития личности. Авторский коллектив выстроил программу на основе:

  • изучения возрастного развития читателя;
  • смены видов деятельности учащихся;
  • актуальных для ученика проблем и способов деятельности.

Ученый  выделил три  составляющие литературного развития личности:

  • литературные способности школьника (читательские и творческие);
  • критерии литературного развития;
  • периоды развития читателя-школьника.

Литературное развитие ученика, — писал методист, —непосредственно связано с общим развитием, с формированием мировоззрения, эволюцией нравственных оценок и представлений. Обучение учитывает возрастные возможности ученика, но не позволяет ему довольствоваться уже освоенным уровнем развития. В этом смысле задачи образования опережают достигнутый уровень развития, и обучение становится процессом конфликтным, процессом преодоления прежнего состояния [4, с. 10].

Цель литературного образования — это не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, отработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми.

В основе новой программы лежат пять принципов, определяющих ее структуру:
1. Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста.
2. Ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе.
3. Выделение в программе основных эпох исторического развития искусства для формирования целостного мировоззрения, системного взгляда на мир.
4. Учет социальных потребностей времени, общественной психологии поколения.
5. Развитие литературных способностей школьника, позволяющих воспринимать искусство слова и выражать себя в устной и письменной речи [4, с. 10].

В учебнике для педагогических вузов «Методика преподавания литературы» В.Г. Маранцман предложил свою классификацию методов обучения литературе.

Список литературы:

  1. Антипова А.М.  Миссия ученого-методиста: к 80-летию со дня рождения В.Г. Маранцмана (1932–2007) //Литературное образование в современном мире: проблемы и решения. XX Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 15–16 марта 2012 г. / Отв. ред. В.Ф. Чертов. М.: Экон-информ, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/file/d/13xbAydlao5ubvrMdGmQtLfZ6zyRy9mJ6/view
  2. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Методическое пособие. Ленинград: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974. [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/file/d/13tXDESJLK10nLNvlKOhcBtLv4zBRsriO/view
  3. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1977. [Электронный ресурс]. URL:   https://drive.google.com/file/d/13x0jjSDNig_VYgyP2gLKhEbisJUtczdY/view
  4. Программа литературного образования. 5–9 классы / Под ред. В.Г. Маранцмана. 3-е изд.  М: «Просвещение», 2007. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sinykova.ru/biblioteka/maranz_lit_5-9_kl/ (дата обращения: 10.10. 19)
  5. Чертов В.Ф., Антипова А.М., Белоусова Е.И., Журавлев В.П. и др. Методика преподавания литературы. Персоналии: библиографический словарь / Сост. и науч. ред. В.Ф. Чертов. М.: МПГУ, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/JTZP6 (дата обращения: 10.10. 19)

Над проектом работали: Стаценко В.А., Цыганкова М.В., Пилипчук А.Р. (ФЛ-РЛБ-32).