Биография и начало научной деятельности.
Сергей Александрович Зинин родился 28 января 1959 года в городе
Москве.
1983 году окончил Московский государственный
педагогический институт им. В.И.Ленина по специальности «Учитель
русского языка и литературы. С 1983 по 1986 работал в московской
средней школе №3. С 1986 — в МПГИ им. В.И. Ленина.
В 2002 защитил кандидатскую диссертацию по специальности теория обучения и
воспитания — «Методика проблемно-сопоставительного анализа и ее
роль в совершенствовании изучения курса литературы в 11 классе». В 2005 по той же
специальности защитил
докторскую «Внутрипредметные
связи в изучении курса литературы в старших классах».
Современная деятельность
Является профессором кафедры методики преподавания литературе в
МПГУ, а также председателем Федеральной комиссии
разработчиков ЕГЭ по литературе (Российская Федерация). Регулярно
выступает на научных форумах и в педагогической прессе по вопросам,
связанным с современным состоянием школьного литературного
образования. Сотрудничает со школами как учёный-методист.
Область научных интересов:
● исследование вопросов структуры и
содержания школьного курса на историко-литературной основе;
● развитие
системы итоговой оценки учебных достижений учащихся по литературе;
● межпредметные и внутрипредметные
связи в системе обучения литературе;
● современные технологии школьного
литературного образования.
Основные достижения
Среди наград — грамота Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки «За активную работу и большие заслуги в развитии
научно-методического обеспечения оценки качества образования».
Автор учебных пособий, статей, программ и учебников по литературе для
9-11 классов, в том числе и монографии, изданной в 2006 году
«Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного
курса», являющийся одной из важнейших работ С.А. Зинина.
В предлагаемой монографии последовательно воплощена авторская
концепция системного использования внутрипредметных связей в
изучении школьного курса на историко-литературной основе
в 10–11 классах.
Подробнее о монографии
Содержание первой главы составило рассмотрение теоретических основ
художественной коммуникации в литературоведении
и эстетике. В этой содержательной части выделены основные уровни
художественной коммуникации, каждый из которых представлен с учётом
различных форм взаимодействия литературного материала и творческих контактов
между писателями.
Во второй главе проблема литературных связей осмысливается
в психолого-педагогическом и научно-методическом аспектах как
проблема внутрипредметной систематизации учебного материала.
Анализ трудов по психологии, дидактике, философии образования,
методике, представленный в главе, позволяет судить об эффективности
внутрипредметной системы связей как необходимого
структурно-содержательного компонента общей системы усвоения
знаний. Глава содержит анализ современных методических подходов к
проблеме внутрипредметной систематизации литературного материала
включая типологические, культурологические, философско-эстетические и
операционно-деятельностные аспекты изучаемого вопроса.
Третья глава книги содержит анализ современного состояния
программно-методического обеспечения курса литературы в старших
классах, а также авторскую концепцию изучения курса с опорой на
систему внутрипредметных связей, включающую их видовую
классификацию и программу по литературе для 10–11 классов
с двухуровневой структурой планирования материала (для школ
с базовым и углублённым изучением предмета).
В последней главе представлены сценарные разработки уроков
различного типа, реализующие основные уровни внутрипредметного
взаимодействия литературного материала и представляющие
итоги многолетнего педагогического эксперимента, проводившегося в
московских школах, а также в ряде российских регионов на основе
опытно-экспериментальной программы, разработанной автором книги.
Список основных работ С.А. Зинина:
1. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного
историко-литературного курса. – Монография.- 2-е изд. – Москва:
ТИД “Русское слово – РС”, 2006.
2. Зинин С.А. Программа по литературе для 5-11 классов общеобр.
школы- М.: ТИД “Русское слово – РС”, 2009 (в соавт. с Меркиным
Г.С., Чалмаевым В.А.)
3. Зинин С.А. Литература в школе или школа без литературы? //
Литература в школе, 2009, № 9.
4. Зинин С.А. «Благословляю каждый миг…» (Особенности изучения
творчества И.А.Бунина в выпускном классе) //Иван Бунин и
общество любителей российской словесности /Под. Ред. чл.-корр.
РАН Ю.Л.Воротникова. – М. Асаdemia, 2007.
5.Зинин С.А. Грустный смех Аркадия Аверченко. //Литература в
школе, 2001. – № 1.
6.Зинин С.А. Волшебная скрипка мастера: Образ художника в поэзии
и прозе Н. Гумилева //Литература в школе, 2002. – № 1.
7.Зинин С.А. Использование сопоставительного анализа в работе над
поэтикой художественного произведения в старших классах
//Поэтика художественного текста на уроках литературы /Сб. статей
под ред. О.Ю.Богдановой. – М.: МПГУ, 1997.
8.Зинин С.А. Место И.С.Тургенева в школьном
историко-литературном курсе //Иван Тургенев и Общество
любителей российской словесности. Сборник статей. – М.: Асаdemia, 2009.
9.Зинин С.А. Русская литература Х1Х-ХХ веков Методические рекомендации к
учебникам. – М.: ТИД “Русское слово – РС”, 2004.
10.Зинин С.А. Литературное образование и духовно-нравственное развитие личности:
Программа для аспирантов. – М.: Изд-во
«Прометей» МПГУ, 2008. – 48 с. (в соавт. с Чертовым В.Ф.,
Дановским А.В., Журавлевым В.П. и др.).
11.Зинин С.А. ЕГЭ по литературе: будет ли развязан гордиев узел?
//ОКО Оценка качества образования, 2007. – №2, С.47-55. – 0,5 п.л.
12.Зинин С.А. «Куда ж нам плыть?»: О некоторых итогах обсуждения
новой экзаменационной модели ЕГЭ по литературе // ОКО Оценка
качества образования, 2008. – №3, С.28-31. – 0,4 п.л.
13.Зинин С.А. ЕГЭ по литературе: диалектика обретений и потерь //
ОКО Оценка качества образования, 2009. – №1-2, С.14-23. – 1 п.л.
Среди других публикаций — статьи в ведущих журналах педагогической, а также
филологической направленности, а также публикации в иностранных журналах.
Источники:
1.Николюкин А.Н. Кто есть кто в российском литературоведении:
Биобиблиографический словарь-справочник. [Электронный ресурс].
URL:https://books.google.ru/books?id=YqOPAwAAQBAJ&pg(Дата
обращения:2.10.19)
2.Московский педагогический государственный университет//Преподаватели//Зинин
Сергей Александрович [Электронный ресурс].
URL:http://mpgu.su/staff/zinin-sergey-aleksandrovich/ (Дата обращения: 2.10.19)
3.Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного
историко-литературного курса. – Монография.- 2-е изд. – Москва:
ТИД “Русское слово – РС”, 2006.
Контактная информация:
Sergey-zinin@yandex.ru
sa.zinin@mpgu.su