• Зинин Сергей Александрович: биография и научное творчество.
  • Зинин Сергей Александрович: биография и научное творчество.

Зинин Сергей Александрович: биография и научное творчество.

Сергей Александрович Зинин родился 28 января 1959 года в городе
Москве.

В 1983 году окончил Московский государственный
педагогический институт им. В.И.Ленина по специальности «Учитель
русского языка и литературы. С 1983 по 1986 работал в московской
средней школе №3. С 1986 — в МПГИ им. В.И. Ленина.

В 2004 защитил докторскую диссертацию по теме «Внутрипредметные
связи в изучении курса литературы в старших классах (2004 год)«. В 2005
— кандидатскую «Методика проблемно-сопоставительного анализа и ее
роль в совершенствовании изучения курса литературы в 11 классе».
Является профессором кафедры методики преподавания литературе в
МПГУ. Ведёт курсы:
1) Теория и методика обучения и воспитания (литература).
2) Методика преподавания литературы в высшей школе.
3) Внутрипредметные и межпредметные связи в преподавании
литературы.
4) Методология и методика анализа художественного текста.
5) Методика преподавания литературы в высшей школе.
Сергей Александрович — председатель Федеральной комиссии
разработчиков ЕГЭ по литературе (Российская Федерация). Регулярно
выступает на научных форумах и в педагогической прессе по вопросам,
связанным с современным состоянием школьного литературного
образования. Сотрудничает со школами как учёный-методист.
Профессиональные интересы — исследование вопросов структуры и
содержания школьного курса на историко-литературной основе, развитие
системы итоговой оценки учебных достижений учащихся по литературе,
межпредметные и внутрипредметные связи в системе обучения
литературе; современные технологии школьного литературного
образования.
Среди наград — грамота Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки «За активную работу и большие заслуги в развитии
научно-методического обеспечения оценки качества образования».
Автор учебных пособий, статей, программ и учебников по литературе для
9-11 классов, в том числе и монографии, изданной в 2006 году
«Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного
курса», являющийся одной из важнейших работ С.А. Зинина. В
предлагаемой монографии последовательно воплощена авторская
концепция системного использования внутрипредметных связей в
изучении школьного курса на историко-литературной основе
в 10–11 классах.


Содержание первой главы составило рассмотрение теоретических основ
художественной коммуникации в литературоведении
и эстетике. В этой содержательной части выделены основные уровни
художественной коммуникации, каждый из которых представлен с учётом
различных форм взаимодействия литературного материала и творческих контактов между писателями.
Во второй главе проблема литературных связей осмысливается
в психолого-педагогическом и научно-методическом аспектах как
проблема внутрипредметной систематизации учебного материала.
Анализ трудов по психологии, дидактике, философии образования,
методике, представленный в главе, позволяет судить об эффективности
внутрипредметной системы связей как необходимого
структурно-содержательного компонента общей системы усвоения
знаний. Глава содержит анализ современных методических подходов к
проблеме внутрипредметной систематизации литературного материала
включая типологические, культурологические, философско-эстетические и
операционно-деятельностные аспекты изучаемого вопроса.
Третья глава книги содержит анализ современного состояния
программно-методического обеспечения курса литературы в старших
классах, а также авторскую концепцию изучения курса с опорой на
систему внутрипредметных связей, включающую их видовую
классификацию и программу по литературе для 10–11 классов
с двухуровневой структурой планирования материала (для школ
с базовым и углублённым изучением предмета).
В последней главе представлены сценарные разработки уроков
различного типа, реализующие основные уровни внутрипредметного
взаимодействия литературного материала и представляющие
итоги многолетнего педагогического эксперимента, проводившегося в
московских школах, а также в ряде российских регионов на основе
опытно-экспериментальной программы, разработанной автором книги.
Другие работы С.А. Зинина:
1. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного
историко-литературного курса. – Монография.- 2-е изд. – Москва:
ТИД “Русское слово – РС”, 2006.
2. Зинин С.А. Программа по литературе для 5-11 классов общеобр.
школы- М.: ТИД “Русское слово – РС”, 2009 (в соавт. с Меркиным
Г.С., Чалмаевым В.А.)
3. Зинин С.А. Литература: Учебник для 9 класса. Ч.1-2 Москва: ТИД
“Русское слово – РС”, 2010 (в соавт. с Сахаровым В.И., Чалмаевым
В.А.).
4. Зинин С.А. Литература: Учебник для 10 класса. Ч.1-2 Москва: ТИД
“Русское слово – РС”, 2009 (в соавт. с Сахаровым В.И.).
5. Зинин С.А. Литература: Учебник для 11 класса. Ч.1-2 Москва: ТИД
“Русское слово – РС”, 2008 ( в соавт. с Чалмаевым В.А.).
6. С.А.Зинин. Литература: Методические рекомендации к учебнику 9
класса. – М., ООО «Русское слово – учебник», 2011 (в соавт. с
Новиковой Л.В.).
7. Зинин С.А. Литература в школе или школа без литературы? //
Литература в школе, 2009, № 9.
8. Зинин С.А. «Благословляю каждый миг…» (Особенности изучения
творчества И.А.Бунина в выпускном классе) //Иван Бунин и
общество любителей российской словесности /Под. Ред. чл.-корр.
РАН Ю.Л.Воротникова. – М. Асаdemia, 2007.
9. Зинин С.А. Школьный историко-литературный курс: современное
состояние и перспективы //Литературное образование: современное
состояние, перспективы, технологии. ХV Голубковские чтения:
Материалы международной научно-практической конференции. –
М., МПГУ, 2007.
10.Зинин С.А. Грустный смех Аркадия Аверченко. //Литература в
школе, 2001. – № 1.
11.Зинин С.А. Волшебная скрипка мастера: Образ художника в поэзии
и прозе Н. Гумилева //Литература в школе, 2002. – № 1.
12.Зинин С.А. Использование сопоставительного анализа в работе над
поэтикой художественного произведения в старших классах
//Поэтика художественного текста на уроках литературы /Сб. статей
под ред. О.Ю.Богдановой. – М.: МПГУ, 1997.
13.Зинин С.А. Место И.С.Тургенева в школьном
историко-литературном курсе //Иван Тургенев и Общество
любителей российской словесности. Сборник статей. – М.:
Асаdemia, 2009.
14.Зинин С.А. Русская литература Х1Х-ХХ веков Методические
рекомендации к учебникам. – М.: ТИД “Русское слово – РС”, 2004.
15.Зинин С.А. Литературное образование и духовно-нравственное
развитие личности: Программа для аспирантов. – М.: Изд-во
«Прометей» МПГУ, 2008. – 48 с. (в соавт. с Чертовым В.Ф.,
Дановским А.В., Журавлевым В.П. и др.).
16.Зинин С.А. ЕГЭ по литературе: будет ли развязан гордиев узел?
//ОКО Оценка качества образования, 2007. – №2, С.47-55. – 0,5 п.л.
17.Зинин С.А. «Куда ж нам плыть?»: О некоторых итогах обсуждения
новой экзаменационной модели ЕГЭ по литературе // ОКО Оценка
качества образования, 2008. – №3, С.28-31. – 0,4 п.л.
18.Зинин С.А. ЕГЭ по литературе: диалектика обретений и потерь //
ОКО Оценка качества образования, 2009. – №1-2, С.14-23. – 1 п.л.
19.Зинин С.А. ЕГЭ-2012. Литература : типовые экзаменационные
варианты : 20 вариантов / под ред. С.А. Зинина. – М. : Национальное
образование, 2011.
20.Зинин С.А Литература. Типичные ошибки при выполнении заданий
Единого государственного экзамена/ ФИПИ М.: Русское слово, 2009.
(в соавт. с Новиковой Л.В., Марьиной О.Б.).
21.Зинин С.А. ЕГЭ-2012 Литература. – М.: Астрель, 2011.
22.Зинин С.А. Литература Х1Х века Хрестоматия для 10 класса. Ч.1-2
–М/: ТИД “Русское слово – РС”, 2006 (в соавт. с Сахаровым В.И.).
23.Зинин С.А. Литература ХХ века Хрестоматия для 11 класса. Ч.1-2
М.: ТИД “Русское слово – РС”, 2006 (в соавт. с Чалмаевым В.А.) и
др.
24.An essay in Russian schools: background information and current state.
In: S.V. Ivanova and E.V. Nikulchev (Eds.), SHS Web Conf.
International Conference “Education Environment for the Information
Age” (EEIA-2016). 2016, August 03. Vol. 29, 2016. doi:
10.1051/shsconf/201622901079. (в соавторстве с Е.В. Гетманской).
25. Итоговый экзамен по литературе и методика преподавания
предмета: стратегия «обратной связи» // Педагогические измерения.
2017. № 1. С. 27–32.
Источники:
1. https://refdb.ru/look/1990533-pall.html

2. https://books.google.ru/books?id=YqOPAwAAQBAJ&pg=..

3. http://mpgu.su/staff/zinin-sergey-aleksandrovich/

4. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного
историко-литературного курса. – Монография.- 2-е изд. – Москва:
ТИД “Русское слово – РС”, 2006.
Контактная информация:
Sergey-zinin@yandex.ru
sa.zinin@mpgu.su