В помощь студентам: методика преподавания литературы и родного языка М. А. Рыбниковой

Рыбникова Мария Александровна — русский советский фольклорист, педагог-филолог.

Мария Александровна Рыбникова (8 февраля 1885 — 3 июня 1942).

Девятилетним ребенком она была принята в Московское Мариинское училище и до его окончания воспитывалась в интернате. Мария Александровна хорошо училась, проявляя особый интерес к литературе.

Окончив в 1903 году Мариинское училище, М.А.Рыбникова после года работы в начальной школе поступила на историко-философский факультет (по отделению русской литературы) Московских высших женских курсов.

С конца 1924 г. М.А.Рыбникову приглашают во 2-й Московский государственный университет (на базе которого был впоследствии создан Государственный педагогический институт им. В.И.Ленина), в котором она вела методику литературы.

Основная специальность М.А.Рыбниковой — как она сама писала: «методист-словесник» — определяет и основное содержание ее литературного наследия. Главное место в нем занимают работы по методике литературы. С самого начала своей педагогической деятельности на первый план выдвигала задачу воспитательную, задачу формирования личности.

«Методика, — как определяет ее Рыбникова, — это одна из педагогических дисциплин, преследующая задачи обучения и использующая для этих целей ряд научных сведений. Претворение множества знаний и явлений во всех их элементах в систему целостных уроков — такова самостоятельная и специфическая задача методики».

Как педагог М. А. Рыбникова выступала за многообразие методов и приемов, оценивая их в зависимости от содержания и воспитательных целей обучения. В то же время она стремилась к созданию целостной системы воспитывающего обучения литературе и родному языку.  Выделяя три основных фактора, определяющих содержание методики как научной дисциплины (природа учебного предмета, цели воспитывающего обучения и особенности детского восприятия и поведения), она на первый план выдвигает учебный предмет — литературу, требуя от учителя, прежде всего хорошего знания своего предмета.

Наиболее полное воплощение эта система нашла в «Работе словесника в школе» (1922) и «Методике преподавания литературы» (1930).

Основной труд Рыбниковой «Очерки по методике литературного чтения» — посвящен разработке содержания выразительного чтения, приёмам анализа текста, системе письменных уроков.

В «Очерках» выдвинуты  четыре дидактических правила:
— воздействие на все стороны восприятия со здоровой дозировкой и постоянством впечатления;
— ясное понимание учащимися поставленной задачи и ответственное участие учителя в ее решении;
— показ сложного в простом, нового в знакомом;
-обеспечение систематичности знаний и воспитание сознательности путем диалектического соединения дедукции с индукцией,
как и другие принципиальные положения, а также многие частные наблюдения, широко обсуждались и обсуждаются, вошли в практику и общеизвестны.

«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий языка; литературное чтение — почти единственный в школе предмет, несущий в себе задачи эстетического воспитания» М.А.Рыбникова

Теоретические разделы книги представляют собой итог методических исканий известного педагога и филолога, не изменяющего своей приверженности основательному, серьезному филологическому изучению языка русских писателей.

Также Рыбникова разработала методику наблюдений над языком художественных произведений («Работа словесника в школе», 1922) и систему упражнений по русскому языку («Книга о языке», первое издание под заглавием «Изучение родного языка», 1921). Была инициатором и руководителем введения курса литературного чтения в 5—7-х классах.

Наряду с необходимостью непосредственного эмоционально-эстетического восприятия художественной литературы утверждала правомерность разбора содержания литературных произведений в органической связи с их художественной формой, широко использовала иллюстративный материал. В дальнейшем частично пересмотрела свои взгляды, признав необходимость использования в преподавании литературоведческого материала. Особое значение придавала изучению языка художественных произведений как средству развития речи учащихся, выступала за использование фольклорного материала (загадки, пословицы и пр.) в школьном курсе литературы для анализа стилистики литературного произведения.
Исследуя в широком историческом плане теорию и практику детского чтения, разработала принципы отбора и издания книг для детей. Автор и соавтор работ по вопросам поэтики, русской литературы, фольклора, книг для чтения, учебных пособий.

Еще до революции формируется круг научных интересов методиста: устное народное творчество, стилистика, развитие речи учащихся и внеклассные занятия. Своим опытом работы она делится на Первом съезде словесников и в статьях «Темы для внеклассных бесед с кончающими курс средней школы» (1914), «Опыт гимназических собраний в г. Вязьме» (1917), «Опыт школьной инсценировки народных игр, песен и обычаев» (1917), «Эстетическое восприятие природы учащимися» (1917) и др.

В одной из первых своих крупных работ «Изучение родного языка» (1921) Рыбникова предлагает систему стилистических упражнений, видя в них главный путь к постижению языка. Особое внимание она уделяет языку поэтов и писателей, которых называет «искателями нового слова», «романтиками речи», относя к ним Державина, Гоголя, Лескова, Достоевского, Бальмонта и Белого. Ее увлекает поэзия символистов. Крупнейшим стилистом современности она считает А. Белого. Высокую оценку русскому символизму она дает и в книге «А. Блок — Гамлет» (1923).

Преимущественный интерес к языку и композиции произведения, «изучение литературы вне времени», стремление уйти от жестких рамок программы, увлеченность внеклассными занятиями характерны и для другой ранней книги Рыбниковой «Работа словесника в школе» (1922), написанной под воздействием интуитивизма и раскрывающей методику «медленного чтения и длительной остановки на одной творческой индивидуальности».

В пособиях «Русская литература в вопросах, темах и заданиях» (1927) и «Современная и классическая литература в школе» (1927) отразилась неудовлетворенность Рыбниковой школьными программами и учебниками. Она допускает возможность отступлений от программы, свободный выбор произведений для анализа, предлагает отказаться от учебников, заменив их вопросниками, содержащими задания для самостоятельных наблюдений учащихся над текстом произведения. Один из любимых приемов методиста — сопоставление. Разнообразные приемы сопоставительного анализа рекомендуются в пособии «Изучение литературы в школе II ступени» (1930), подготовленном ею совместно с В. В. Голубковым.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Роткович Я. А. Выдающаяся советская методистка М.А. Рыбникова. Куйбышев, 1959. [Электронный ресурс: http://elib.gnpbu.ru].
  2. Роткович Я. А. История преподавания литературы в советской школе. М. : Просвещение, 1976. — 335 с.
  3. Роткович Я. А. О методической системе М. А. Рыбниковой // Литература и язык в политехнической школе. – 1932. – № 1. – С. 29–38.
  4. Рыбникова М.А. Избранные труды/ Сост. В.В.Шевелев. — Москва : АПН РСФСР, 1958. — 610 с. [Электронный ресурс: http://elib.gnpbu.ru ].
  5.  Рыбникова М. А. Избранные труды: К 100-летию со дня рождения/ Сост. И.Е.Каплан. — М.: Педагогика, 1985. — 248 с. [Электронный ресурс: http://elib.gnpbu.ru ].
  6.  Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. — 3-е изд. М., Учпедгиз. — 1963. —  313 с. [Электронный ресурс: http://elib.gnpbu.ru ].

Над проектом работали студентки группы ФЛ-РЛБ-31:

Гончарова Тамара,
Джангирян Ангелина,
Москвичева Ольга,
Шифман Ангелина.