Результатом научно-технического прогресса XX в. стало появление компьютера и развитие компьютерных технологий: в настоящее время темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Использование информационно-коммуникативных технологий широко применяется как в образовательном процессе, так и в досуговой сфере.
Применение компьютерных технологий в образовании решает проблемы эффективности, качества и доступности образования. Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые постоянно совершенствовались, привлекая внимание все большего числа подростков, и Всемирная паутина Интернет, предоставившая человеку огромные возможности, ранее им невиданные.
Цель исследования: исследовать проблему компьютерной зависимости, степень её распространенности и особенности этого явления.
Гипотеза: Компьютерная-зависимость проявляется в том, что люди утрачивают способность контролировать свое время за компьютером, предпочитая виртуальную жизнь реальной.
Задачи исследования:
- Собрать необходимую информацию о понятии компьютерной зависимости, выделить основные её черты;
- Изучить и обобщить классификацию видов компьютерной зависимости.
- Провести социологический опрос на предрасположенность к компьютерной зависимости.
Используемые методы исследования:
- Изучение и обобщение полученной из литературы информации относительно Компьютерной-Зависимости;
- Проведение анализа статей в сети Интернет по данной проблеме;
- Анализ данных проведённого социологического опроса
Ход исследования:
Изучив различные статьи в сети Интернет и некоторую литературу можно дать определение понятию Компьютерной зависимости.
Чаще всего компьютерная зависимость представляется, как пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящим к резкому сокращению всех остальных видов деятельности.
Для компьютерной зависимости характерно наличие следующих признаков:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
- пренебрежение семьей и друзьями;
- ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
- ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
- проблемы с работой или учебой;
- нетерпимость к низкой скорости интернета
Помимо этого, компьютерная зависимость имеет своеобразную классификацию, состоящую из двух различных, но взаимосвязанных между собой видов:
- Чрезмерная увлеченность компьютерными играми (Игровая зависимость).
- Интернет-зависимость (интернет-аддикция);
В различных источниках отмечается, что интернет-аддикция отчётливо проявляется в чрезмерном пользовании множества людей различными социальными сетями, а так же в веб-сёрфинге (бесконечное листание интернет-страниц без какой-либо осознанной цели).
Предрасполагающими факторами к интернет-аддикции являются:
- сверхличностная природа межличностных взаимоотношений;
- возможность анонимных социальных интеракций;
- возможность для реализации представлений и фантазий с обратной связью, включая различные варианты идентичности, социальных ролей;
- вуайеристический аспект («электронное подслушивание» чужих личных переживаний, эмоциональных состояний);
- уникальные возможности поиска нового собеседника, отсутствие необходимости удерживать его внимание;
- неограниченный доступ к информации.
Результаты опроса.
Опрос был доступен для прохождения различным возрастным группам, но в итоге приоритетной стала группа людей от 18 до 25-ти лет.
Практически у каждого опрошенного дома присутствует компьютер
Тем не менее, несмотря на отсутствие у некоторых компьютера, отмечается наличие Интернета у каждого.
В рабочее / учебное время подавляющее большинство использует Интернет.
Большинство опрашиваемых пользуется Интернетом ежедневно.
Многие из опрашиваемых знакомы с компьютерными играми.
Многие из опрашиваемых знакомы с онлайн-играми, которые зачастую и являются причиной возникновения Игровой зависимости.
Исходя из полученных при помощи опроса данных, можно сделать следующий вывод:
Наиболее распространённым явлением является пользование технологией Интернет. Таким образом, вероятность возникновения Интернет-зависимости имеет больший охват, нежели вероятность проявления компьютерной зависимости (Как минимум, среди опрошенных 36-ти человек).
Выводы.
В ходе исследования были сформулированы следующие выводы:
Используемые источники.
- КиберЛенинка. ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ (ПЕДИАТРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-sotsiokulturnyy-kontekst-pediatricheskie-aspekty
- КиберЛенинка. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ АДДИКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternaya-zavisimost-kak-odin-iz-vidov-addiktivnoy-realizatsii
- КиберЛенинка. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ПОДРОСТКА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternaya-zavisimost-podrostka-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-problema
- ДЕСЯТЬ ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ОБ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ. URL: https://estet-portal.com/statyi/internet-zavisimost