Процесс обучения осуществляется посредством применения методов обучения.
В Педагогической энциклопедии приводится такое определение термина: «методы обучения — это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности» [Педагогическая энциклопедия, 1965, с. 165].
Метод обучения реализуется в значительной мере через частные приемы, которыми руководствуется учитель. Прием обучения — это детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода.
Методическая наука использует для организации изучения литературы в школе как общедидактические (представленные в трудах Ю.К.Бабанского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина и др.), так и частнометодические методы обучения (раскрытые в работах В.В.Голубкова, Н.И.Кудряшева, В.А.Никольского, М.А.Рыбниковой и др.).
Следует отметить, что нет единства мнений в вопросах классификации методов обучения, что приводит к использованию разных терминов в обозначении одного и того же объекта. Не претендуя на полноту раскрытия вопроса о разных подходах к классификации методов обучения, примем за основу классификацию методов и приемов изучения литературы в школе, разработанную Н.И.Кудряшевым, в которой сочетаются традиции отечественной дидактики и специфика литературы как учебного предмета.
Н.И.Кудряшевым на основе классификации методов обучения, разработанной М.Н.Скаткиным и И.Я.Лернером, определены следующие методы изучения литературы в школе: творческое чтение, эвристический, исследовательский, репродуктивный.
Метод творческого чтения
Целью его является активизация художественного восприятия, формирование средствами искусства художественных переживаний, художественных склонностей и способностей школьников. [Богданова О.С., 2008]
Для метода творческого чтения характерны следующие приемы:
- Обучение выразительному чтению;
- Чтение мастеров художественного слова;
- Комментированное чтение (чтение с сопутствующим комментарием);
- Беседа по выявлению первоначального восприятия;
- Постановка проблемы, углубляющей художественное восприятие школьников;
- Творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.
Виды учебной деятельности ( ВУД):
- Выразительное чтение, тренировка в выразительном чтении; заучивание наизусть;
- Слушание художественного чтения;
- Чтение произведений дома и в классе;
- Описание своих впечатлений о прочитанном произведении;
- Творческие пересказы (с сохранением стиля повествования, с изменением лица рассказчика); художественное рассказывание;
- Устное словесное рисование и иллюстрирование; домысливание сюжета; мизансценирование; инсценирование; расширение авторских ремарок; составление кадроплана и др.;
- Рассматривание иллюстраций и их оценка;
- Сочинение собственных литературных произведений в различных жанрах;
- Отзывы о прочитанных произведения, просмотренных кинофильмах, спектаклях.
Эвристический, или частично-поисковый
Более углубленный анализ текста неизбежно связывается с изучением элементов науки о литературе. Расширяется содержание изучаемого материала, идет поиск разрешения проблем. Данный метод чаще всего осуществляется в эвристической беседе. [Богданова О.С., 2008]
Эвристический, или частично-поисковый метод предусматривает следующие приемы:
- Построение системы вопросов;
- Построение системы заданий;
- Постановка проблем для решения задач через эвристическую беседу.
ВУД:
- Подбор материала (цитаты, суждения и пр.) из произведения, критической статьи, учебника, справочной литературы) по вопросу учителя, теме, проблеме;
- Пересказ с элементами анализа;
- Анализ эпизода, сцены, небольшого произведения по вопросам и заданиям преподавателя;
- Составление плана части или целого (небольшого) произведения;
- Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая) по заданию учителя;
- Сравнительный анализ героев произведения, эпизодов, пейзажей, стилевых особенностей произведения;
- Сопоставление двух или нескольких произведений в тематическом, проблемно-идейном, теоретико-литературном, историко-литературном планах;
- Сопоставление, анализ нескольких точек зрения на произведение, образы героев с обоснованием своего мнения;
- Составление плана к своему развернутому ответу, докладу и сочинению;
- Конспективное изложение результатов анализа;
- Сравнительный анализ художественного текста и произведений других видов искусств;
- Выступление на диспуте;
- Сочинение на частные и обобщающие темы.
Исследовательский метод
Цель исследовательского метода — развить умение самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса.
Исследовательский метод предусматривает такие приемы:
- Постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий;
- Формулировка тем докладов и рефератов, заданий творческого характера по эстетическим, литературоведческим, нравственным проблемам.
ВУД:
- Самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения, анализ целого произведения, не изучаемого на уроках;
- Сопоставление литературного произведения с его экранизацией или театральной постановкой;
- Самостоятельная оценка литературного произведения, его героев (доклады, семинарские занятия);
- Написание рецензий, аннотаций, сочинений в литературно-критических жанрах;
- Самостоятельная оценка спектакля, актерской и режиссерской интерпретации героя драмы; оценка просмотренного фильма, выставки; краеведческие изыскания и другие исследовательские работы;
- Сочинение-рассуждение по проблемному вопросу.
Результаты исследований могут быть оформлены в виде докладов на классных занятиях, в докладах для учащихся других классов, в сочинениях, в статье школьной газеты или школьного литературного журнала, в районной или городской газете или журнале.
Репродуктивный метод
При репродуктивном методе учащиеся получают знания как бы в готовом виде, но не догматически. Развитию мысли учащихся способствует проблемное изложение материала. Важно не само по себе репродуцирование готового материала, но и обобщение, суммирование знаний. [Богданова О.С., 2008]
Репродуктивный метод предусматривает следующие приемы:
- Обзорная лекция;
- Задания по учебнику, учебным пособиям.
ВУД:
- Запись плана или конспекта лекции учителя;
- Составление плана, конспекта или тезисов прочитанных статей учебника, критических статей;
- Составление синхронистических таблиц;
- Подготовка устных ответов по материалам лекции учителя;
- Подготовка докладов, сочинений обобщающего характера с использованием имеющегося материала по данной теме или проблеме;
- Создание презентаций по имеющемуся материалу.
Следует отметить, что система классификации методов обучения литературе, созданная Н.И. Кудряшевым, ориентирована на взаимосвязь методов в реальном педагогическом процессе, в рамках конкретного урока.
В школьной практике методы не существуют в чистом виде, а переплетаются, перекрещиваются.
В настоящее время классификация методов корректируется в связи с оптимизацией всего учебно-воспитательного процесса в школе.
Список использованной литературы:
1. Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Теория и методика обучения литературе. М.: Академия, 2008.
2. Педагогическая энциклопедия. М., 1965. т.2. 165 с.
3. Кудряшов Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981. 190 с.