Классификация методов обучения литературе Н.И. Кудряшева

Классификация методов обучения литературе Н.И. Кудряшева

Процесс обучения осуществляется посредством применения методов обучения.

В Педагогической энциклопедии приводится такое определение термина: «методы обучения — это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности» [Педагогическая энциклопедия, 1965, с. 165].

Метод обучения реализуется в значительной мере через част­ные приемы, которыми руководствуется учитель. Прием обучения — это детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода.

Методическая наука использует для организации изучения литературы в школе как общедидактические (представленные в трудах Ю.К.Бабанского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина и др.), так и частнометодические методы обучения (раскрытые в работах В.В.Голубкова, Н.И.Кудряшева, В.А.Никольского, М.А.Рыбниковой и др.).

Следует отметить, что нет единства мнений в вопросах классификации методов обучения, что приводит к использованию разных терминов в обозначении одного и того же объекта. Не претендуя на полноту раскрытия вопроса о разных подходах к классификации методов обучения, примем за основу классификацию методов и приемов изучения литературы в школе, разработанную Н.И.Кудряшевым, в которой сочетаются традиции отечественной дидактики и специфика литературы как учебного предмета.

Н.И.Кудряшевым на основе классификации методов обучения, разработанной М.Н.Скаткиным и И.Я.Лернером, определены следующие методы изучения литературы в школе: творческое чтение, эвристический, исследовательский, репродуктивный.

Метод творческого чтения

Целью его является активизация художествен­ного воспри­ятия, формиро­вание средст­вами искусства художественных переживаний, художественных склонностей и способностей школьников. [Богданова О.С., 2008]

Для метода творческого чтения характерны следующие приемы:

  1. Обучение выразительному чтению;
  2. Чтение мастеров ху­дожественного слова;
  3. Комментированное чтение (чтение с сопутст­вующим комментарием);
  4. Беседа по выявлению первоначального воспри­ятия;
  5. Постановка проблемы, углубляющей художест­вен­ное восприятие школьников;
  6. Творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Виды учебной деятельности ( ВУД):

  1. Выразительное чтение, тренировка в выразительном чтении; заучивание наи­зусть;
  2. Слушание художественного чтения;
  3. Чтение произведений дома и в классе;
  4. Описание своих впечатлений о прочи­танном произведении;
  5. Творческие пересказы (с сохранением стиля повествования, с изменением лица рассказчика); художественное рассказы­вание;
  6. Устное словесное рисование и иллю­стрирование; домысливание сюжета; ми­зансценирование; инсценирование; рас­ширение авторских ремарок; составление кадроплана и др.;
  7. Рассматривание иллюстраций и их оценка;
  8. Сочинение собственных литературных произведений в различных жанрах;
  9. Отзывы о прочитанных произведения, просмотренных кинофильмах, спектаклях.

Эвристический, или частично-поисковый 

Более углубленный анализ текста неизбежно связывается с изучением элементов науки о литературе. Расширяется содержание изучаемого материала, идет поиск разрешения проблем. Данный метод чаще всего осуществляется в эвристической беседе. [Богданова О.С., 2008]

Эвристический, или частично-поисковый метод предусматривает следующие приемы:

  1.  Построение системы вопросов;
  2.  Построение системы заданий;
  3. Постановка проблем для решения задач через эвристическую беседу.

ВУД:

  1. Подбор материала (цитаты, суждения и пр.) из произведения, критической ста­тьи, учебника, справочной литературы) по вопросу учителя, теме, проблеме;
  2. Пересказ с элементами анализа;
  3. Анализ эпизода, сцены, не­большого произведения по вопросам и заданиям преподавателя;
  4. Составление плана части или целого (небольшого) произведения;
  5. Характеристика героев (индивидуаль­ная, сравнительная, групповая) по зада­нию учителя;
  6. Срав­нительный анализ героев произве­дения, эпизодов, пейзажей, стилевых осо­бенностей произведения;
  7. Сопоставление двух или нескольких произведений в тематическом, про­блемно-идейном, теоретико-литератур­ном, историко-литературном планах;
  8. Сопоставление, анализ нескольких точек зрения на про­изведение, образы героев с обоснованием своего мнения;
  9. Составление плана к своему разверну­тому ответу, докладу и сочинению;
  10. Конспективное изложение результатов анализа;
  11. Сравнительный анализ художествен­ного текста и произведений других видов искусств;
  12. Выступление на диспуте;
  13. Сочинение на частные и обобщаю­щие темы.

Исследовательский метод

Цель исследовательского метода — развить умение самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса.

Исследовательский метод предусматривает такие приемы:

  1. Постановка проблем­ных вопро­сов, исследова­тельских заданий;
  2. Формулировка тем докладов и рефератов, за­даний твор­ческого харак­тера по эстетическим, ли­тературоведческим, нрав­ственным проблемам.

ВУД:

  1. Самостоятельный анализ части, эпи­зода изучаемого произведения, анализ це­лого произведе­ния, не изучаемого на уроках;
  2. Сопоставление литературного произ­ведения с его экранизацией или театраль­ной постановкой;
  3. Самостоятельная оценка литератур­ного произведения, его героев (доклады, се­минарские занятия);
  4. Написание рецензий, аннотаций, сочинений в литературно-критических жанрах;
  5. Самостоятельная оценка спектакля, актерской и режиссерской интер­претации героя драмы; оценка просмотренного фильма, вы­ставки; краеведческие изыскания и другие исследовательские работы;
  6. Сочинение-рассуждение по проблемному вопросу.

Результаты исследований могут быть оформлены в виде докладов на классных занятиях, в докладах для учащихся других классов, в сочинениях, в статье школьной газеты или школьного литературного журнала, в районной или городской газете или журнале.

Репродуктивный метод

При репродуктивном методе учащиеся получают знания как бы в готовом виде, но не догматически. Развитию мысли учащихся способствует проблемное изложение материала. Важно не само по себе репродуцирование готового материала, но и обобщение, суммирование знаний. [Богданова О.С., 2008]

Репродуктивный метод  предусматривает следующие приемы:

  1. Обзорная лекция;
  2. Задания по учебнику, учебным пособиям.

ВУД:

  1. Запись плана или конспекта лекции учителя;
  2. Составление плана, конспекта или тезисов прочитанных статей учебника, критических статей;
  3. Составление синхронистических таблиц;
  4. Подготовка устных ответов по материалам лекции учителя;
  5. Подготовка докладов, сочинений обоб­щающего характера с использованием имеющегося материала по данной теме или проблеме;
  6. Создание презентаций по имеющемуся материалу.

Следует отметить, что система классификации методов обучения литературе, созданная Н.И. Кудряшевым, ориентирована на взаимосвязь методов в реальном педагогическом процессе, в рамках конкретного урока.

В школьной практике методы не существуют в чистом виде, а переплетаются, перекрещиваются.

В настоящее время классификация методов корректируется в связи с оптимизацией всего учебно-воспитательного процесса в школе.

Список использованной литературы:

1. Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Теория и методика обучения литературе. М.: Академия, 2008.
2. Педагогическая энциклопедия. М., 1965. т.2. 165 с.
3. Кудряшов Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981. 190 с.