УМК по литературе (5-9 классы)

УМК по литературе (5-9 классы)

Учебно-методический комплекс (УМК)«совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т. д.), представляющих собой проект системного описания учебно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике».

Цели и задачи УМК:

  1. Создание условий для оптимизации процесса изучения дисциплины;
  2. Активизация самостоятельного участия учащегося в данном процессе;
  3. Введение критериев, позволяющих стандартизировать процесс оценки усвоения обучающимся ключевых положений дисциплины;
  4. Создание механизма по анализу качества методики изучения учебной предмета;
  5. Подготовка учебно-методического обеспечения каждого предмета, преподаваемого в школе, формирование учебно-методических комплексов по всем дисциплинам;
  6. Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки специалистов.

Структура УМК должна включать в себя три основных блока:

  • программно-планирующий;
  • учебно-методический;
  • ресурсно-сопровождающий.

Программно-планирующий блок состоит из Федерального государственного образовательного стандарта учебной дисциплины, учебного плана по предмету, рабочей программы учебной дисциплины.

Учебно-методический блок включает в себя методические рекомендации по изучению предмета, теоретическую часть содержания предмета (учебник, учебное пособие, курс лекций), практикум/лабораторный практикум, справочник (глоссарий), систему тренинга и контроля.

Ресурсно-сопровождающий блок – широкий спектр методических материалов и средств обучения, позволяющих оптимизировать процесс обучения. Может включать в себя:

  • структурно-логические схемы;
  • опорные плакаты, таблицы и пр.;
  • раздаточный дидактический материал;
  • фонды заданий, включая тестовые;
  • электронные аналоги элементов учебно-методического блока;
  • демонстрационные материалы;
  • презентации, слайды;
  • аудио/видео материалы;
  • законодательные и нормативные акты;
  • образовательные Интернет-ресурсы.

Основными элементами учебного компонента являются:

  • учебники и учебные пособия;
  • методические пособия для учителя;
  • рабочие тетради на печатной основе;
  • хрестоматии.

К дополнительным ресурсам относятся:

  • словари, справочники;
  • книги для чтения;
  • учебно-наглядные пособия;
  • фонохрестоматии;
  • видеофильмы и Интернет-ресурсы, созданные в образовательных целях;
  • энциклопедии;
  • научно-популярная литература;
  • видео- и фотоматериалы;
  • развивающие игры.

Центральное место в УМК занимает учебник.

Под «учебником» традиционно понимается книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленными программой общего образования.. Действующие УМК по литературе представлены в Федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования.

Предметные линии УМК по литературе для основной школы соответствуют требованиям ФГОС ООО и Примерной основной образовательной программе среднего общего образования.

Скажем несколько слов о наиболее часто используемых учебно-методических комплексах.

УМК под редакцией В. Я. Коровиной

Картинки по запросу умк по литературе коровина

Завершенная предметная линия УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.

В линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы ХVIII-ХХ вв., произведений зарубежной литературы. Дополнительные компоненты учебно-методического комплекса способствуют более успешной реализации деятельностного аспекта в изучении литературы.

В каждом учебнике линии акцент сделан на одну ведущую проблему: в 5 классе – внимание к книге, в 6 классе – художественное произведение и его автор, в 7 классе – особенности труда писателя, в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории, 9 класс – начало курса на историко-литературной основе.

В переработанной линии учебников для 5 – 9 классов усилен деятельностный подход к изучению литературы, введена рубрикация: «Проверьте себя», «Обогащайте свою речь», «Развиваем свою речь», «Учимся читать выразительно», «Литература и другие виды искусства», «Литература и изобразительное искусство», «Творческое задание», «Фонохрестоматия», «Размышляем о прочитанном». В учебники включены вопросы повышенной сложности, рекомендации по организации проектной деятельности.

Состав УМК:

  • рабочая программа;
  • учебник;
  • дидактические материалы;
  • рабочие тетради;
  • фонохрестоматия;
  • методические советы;
  • поурочные разработки;
  • проверочные работы;
  • хрестоматия художественных произведений (для 9 класса).

Содержание рабочей программы:

  1. Пояснительная записка;
  2. Планируемые  результаты  освоения учебного предмета;
  3. Содержание учебного предмета;
  4. Тематическое  планирование.

Структура курса литературы в 5-9 классах:

5-6 класс: стихотворения И.А. Крылова, А.С. Пушкина, А.А. Блока, М.Ю. Лермонтова, К.М. Симонова, А.А. Ахматовой; эпические произведения («Илиада» и «Одиссея» Гомера, древнегреческие мифы, «Дубровский» А.С. Пушкина, «Левша» Н.С. Лескова, «Уроки французского» В.Г. Распутина); стихи о Великой Отечественной войне, сатирические произведения( басни И.А. Крылова и рассказы А.П. Чехова «Толстый и тонкий», «Лошадиная Фамилия», «Пересолил»).

7 класс: устное народное творчество; древнерусская литература («Поучение Владимира Мономаха» (отрывок), «Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»); из русской литературы XVIII века (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин); из русской литературы XIX века (Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и др.); из русской литературы ХХ века (И.А. Бунин, М. Горький, В.В. Маяковский), военная литература; зарубежная литература  (Дж. Байрон, О. Генри).

8 класс: устное народное творчество; древнерусская литература (Из «Жития Александра Невского»); литература XVIII века (Д.И. Фонвизин  «Недоросль»); литература XIX века (И.А. Крылов, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и др.); русская литература XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин, Тэффи, А. Аверченко); стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов; зарубежная литература (У. Шекспир «Ромео и Джульетта», Мольер, Д. Свифт, В. Скотт).

9 класс: литература Древней Руси; русская литература ХVIII века; из русской литературы I половины ХIХ века; А.С.Грибоедов «Горе от ума»; творчество А.С.Пушкина; творчество М.Ю.Лермонтова; творчество Н.В.Гоголя; русская литература второй половины ХIХ века; русская литература ХХ века; зарубежная литература.

УМК по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой

Картинки по запросу умк по литературе 5 9 класс

На основе рабочей программы Литература 5-9 класс к линии УМК Курдюмовой Т.Ф. учитель может разработать свою собственную рабочую программу для включения ее в основную образовательную программу образовательной организации, спланировать деятельность учащихся на уроке и контролировать ее результаты.

Состав УМК:

  • рабочая программа;
  • учебник в 2-х ч.;
  • методическое пособие;
  • книга для учителя;
  • рабочая тетрадь.

Содержание рабочей программы:

  1. Концептуальные основы авторского курса литературы;
  2. Содержание курса литературы, реализуемое с помощью линии учебников;
  3. Тематическое планирование по классам и разделам учебников;
  4. Информационно-образовательная среда линии учебников.

Структура курса литературы в 5-9 классах:

5-6 класс: происхождение и развитие литературы; мифы народов мир; фольклор; литература XIX века (И.А. Крылов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев); литература XX века (Неразрывная связь русской литературы XIX и XX— XXI вв.); литературные сказки писателей XIX—XX веков; проза русских писателей XX столетия (И.С. Шмелев, Е.И. Замятин, А.И. Куприн); образ родины в лирике и прозе XX века; военная литература; современная литература; путешествия и приключения (Д. Дефо, М. Твен и др.).

7-8 класс: роды и жанры литературы; фольклор; античная литература (Гомер. «Илиада», «Одиссея»);  литература эпохи Возрождения (У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты, А.С. Пушкин «Сонет» и др.); литература XIX века (А.С. Пушкин «Повести Белкина», «Маленькие трагедии»; поэмы А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; Н.В. Гоголь «Ревизор» и др.); литература XX века (В. Я. Брюсов. «Труд», «Хвала человеку»; К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего…»; М. Горький «Старуха Изергиль»; В.В. Маяковский);  произведения о Великой Отечественной войне.

9 класс: Древнерусская литература; произведения XVIII века (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский); литература XIX века (В.А. Жуковский, А.С, Пушкин, А.К. Толстой, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь); литература XX века; произведения о Великой Отечественной войне, произведения о детях и подростках.

 УМК по литературе под редакцией проф. Б.А. Ланина

Картинки по запросу умк по литературе 5 9 класс ланин

Рабочая программа к УМК «Литература» для 5–9 классов под редакцией проф. Б. А. Ланина поможет учителю спланировать деятельность учащихся на уроке и контролировать ее результаты.

Состав УМК:

  • программа (с CD-диском);
  • учебник в 2-х ч.;
  • рабочая тетрадь;
  • методическое пособие.

Содержание рабочей программы:

  1. Пояснительная записка;
  2. Общая характеристика курса;
  3. Место курса в учебном плане;
  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
  5. Содержание курса;
  6. Примерное тематическое планирование (5 — 9 класс);
  7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
  8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература».

Структура курса литературы в 5-9 классах:

5-6 класс: фольклор, древнерусская литература, басни И.А. Крылова, лирика разных эпох (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, поэты пушкинской поры, поэты 2 половины XIX века, поэты серебряного века, поэты XX века), баллады В.А. Жуковского, литературные сказки, повести Н.В. Гоголя, рассказы и повести И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, А.П. Чехова; произведения о Великой Отечественной войне; произведения о детях и подростках; произведения современных авторов и др.

7-8 класс: произведения М.В. Ломоносова, Г.Р Державина; А.С. Пушкин «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», поэмы А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; Н.В. Гоголь «Ревизор», повести; рассказы А.П. Чехова, произведения А. Платонова и М. Булгакова, А.И. Солженицына и В.М. Шукшина; лирика разных эпох; произведения о Великой Отечественной войне, произведения о детях и подростках; произведения современных авторов У. Шекспир «Ромео и Джульетта», сонеты; произведения Сервантеса и Д. Дефо, пьесы Мольера и др.

9 класс: «Слово о полку Игореве», произведения XVIII в. (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский), А.С.Грибоедов «Горе от ума», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В. Гоголь «Мертвые души», У. Шекспир «Гамлет», Гете «Фауст» и др.

Важно помнить, что этапы совершенствования литературного образования напрямую зависят и от возраста и подготовленности учеников, что последовательно учитывается в программе. «Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов», а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.)».

 

Список литературы:

  1. Марзан С. А. Учебно-методический комплекс в системе управляемой самостоятельной работы студентов, вопросы создания электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК),  пути их решения, внедрение ЭУМК в учебный процесс. – Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2012. – 5 с.
  2. Фоминых И. В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 307-309.
  3. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учеб. метод. Пособие / А. В. Макаров, З. П. Трофимова, В. С. Вязовкин, Ю. Ю. Гафарова. – Минск: РИВШ БГУ, 2001. – 118 с.

Ссылка на изображение:

Литература. 5 класс. Рабочая тетрадь в двух частях. Часть II. К учебнику-хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой [Электронный ресурс], URL: https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/465989/?utm_source=ymarket&utm_medium=cpc&utm_campaign=9425&utm_content=9427&utm_term=465989&ymclid=292469096492873248400001 (дата обращения: 17.06.2018).