Система вопросов к рассказу Ю.Г. Тупицына «Ходовые испытания»

Система вопросов к рассказу Ю.Г. Тупицына «Ходовые испытания»

Юрий Гаврилович Тупицын – русский советский писатель-фантаст, член Союза писателей СССР (1974), Союза писателей России (1995).

Родился в городке Дрезна (Орехово-Зуевский район Московской области) в семье потомственных ткачей. В 1936 году семья переехала в Ташкент, где Юрий окончил школу и поступил в Среднеазиатский индустриальный институт.

В 1943 году его, семнадцатилетнего студента, направили в Ташкентскую авиационную школу стрелков-бомбардиров, и через год после окончания училища ему было присвоено звание лейтенанта.

До 1951 года он прослужил штурманом в бомбардировочной авиации, а затем поступил в Краснознаменную военно-воздушную академию (ныне имени Ю. А. Гагарина). Окончив в 1955 году академию с золотой медалью, служил в военной авиации старшим штурманом авиационного полка реактивных бомбардировщиков, затем – занимался преподавательской деятельностью в Качинском высшем военном авиационном училище летчиков-инженеров, где возглавляя кафедру самолетовождения.

С 1972 года писательство стало второй профессией Юрия Тупицына.

Фантастикой увлекся еще в школьные годы, когда читал в газете «Пионерская правда» произведения Александра Казанцева и Григория Адамова. «Причиной увлечения фантастикой была тяга ко всему тайному, неразгаданному, романтичному. Другой стороной этой тяги была и остается любовь к науке и авиации, которой я отдал 33 года своей жизни. Огромную роль в конкретизации и, если можно так выразиться, материализации моего увлечения фантастикой сыграли произведения Ж. Верна, А. Беляева, А. Казанцева и Г. Уэллса… Ж. Верн и А. Казанцев формировали меня прежде всего как «физика». Но произведения А. Беляева воспитывали во мне «лирика». Их роль в этом плане была очень велика, я могу сравнить ее лишь с ролью произведений М. Лермонтова и И. Тургенева».

Первый рассказ Юрия Тупицына, «Синий мир» был опубликован в 1969 году. Под таким же названием, «Синий мир», вышла и первая его книга — сборник фантастических рассказов и повестей, изданный в 1972 году.

Многие рассказы Юрия Гавриловича выходили в популярных журналах «Искатель», «Уральский следопыт», в сборниках научной фантастики.

В 1974 году Юрий Гаврилович был принят в Союз писателей.

Ю.Г. Тупицын писал о приключениях экипажей межгалактических кораблей, о космических экспедициях, о противостоянии землян инопланетным цивилизациям. В своих произведениях Юрий Гаврилович затрагивал вопросы устройства общественной жизни и проблемы межличностных взаимоотношений.

Перу Ю. Тупицына принадлежат романы: «Тайна инженера Грейвса» (1981), «Инопланетянин» (1986), «Эффект серфинга» (1991), «Славка» (2000), ряд повестей и рассказов.

В целом же творчество Тупицына относится к «твердой» (естественнонаучной) приключенческой фантастике с выносом действия в космос. Значительная часть его произведений входит в цикл о приключениях экипажа патрульного галактического корабля «Торнадо». Из творческого наследия выделяются роман «Дальняя дорога» (1984), 1-я часть которого выходила отдельным изданием под названием «Перед дальней дорогой» (1976; 1978), также роман «В дебрях Даль-Гея» (1975), который представляет собой «погрессорский» вариант «космической оперы».

Период литературного творчества писателя пришелся на годы жизни в Волгограде, Юрий Тупицын состоял в Волгоградской писательской организации, а потому совершенно справедливо он считается волгоградским литератором. Но и дрезненцам это имя должно быть известно, они могут гордиться известным уроженцем своего города.

Юрий Гаврилович Тупицын ушел из жизни в возрасте 86 лет, 23 декабря 2011 года.

Сегодня мы обратимся к рассказу Ю. Г. Тупицына «Ходовые испытания», опубликованному в 1970 году в сборнике «Синий мир». Рассказ повествует о командире транспланетного рейдера Ларине и операторе Шегеле, которые готовятся к ходовым испытаниям ядерного плазменного реактора космического корабля. Во время испытания происходит внештатная ситуация, которая может привести к термоядерному взрыву. В экстремальных условиях, когда неверное решение может перевести к катастрофе, за считанные мгновения человек должен поступить так, как велят ему его долг, совесть и знания.

Система вопросов к рассказу Ю. Тупицына «Ходовые испытания»

  1. Какие эмоции вызвал у вас рассказ Ю. Тупицына «Ходовые испытания»? Менялись ли ваши чувства по ходу чтения произведения?

Начало рассказа несколько затянуто, однако практически сразу настраивает на нужный лад, создает некоторое напряжение у читателя, оставляя всё больше намёков на стремительное развитие сюжета. И чем дальше повествование, тем выше интерес и быстрее скорость чтения. Читая, сопереживаешь героям, таким могущественным и покорившим науку с одной стороны, но таким хрупким в руках своих же творений – с другой.

  1. Что такое ходовые испытания? Какие ассоциации у вас вызывало название рассказа? Что понимают под ходовыми испытаниями герои рассказа?

ХОДОВО́Й, —а́я, —о́е. 1. Спец. Относящийся к ходу (в 1 знач.), связанный с движением, перемещением. Ходовые качества самолета. Ходовые испытания судна. (Малый академический словарь, МАС)

ИСПЫТА́НИЕ, -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. испытать (проверить на опыте). (Малый академический словарь, МАС)

Ходовые испытания – это совокупность испытаний средств передвижения в условиях эксплуатации, то есть «на ходу».

У Тупицына в начале рассказа читаем: «Ходовые испытания есть ходовые испытания. Они проводятся по однообразной и простой программе в непосредственной близости от старт-спутника. Задействовать для ее выполнения весь экипаж нет никакого смысла, особенно если учесть известный элемент риска <…>  Недаром испытания плазменных реакторов разрешены только в космосе на высоте не менее пятисот километров от земли. Только после двухчасовой обкатки о годности реактора можно составить определенное мнение. Для этого, собственно, и проводятся ходовые испытания…»

Ходовые испытания необходимы для проверки исправности транспорта, что предполагает определенную долю риска в любом случае.

Поэтому до прочтения и в самом начале рассказа создается впечатление, что, хотя ходовые испытания – дело в некоторой степени привычное, оно всегда будет оставаться делом рискованным, но при этом – всегда востребованным. И чем больше мы знакомимся с текстом, тем отчетливее понимаем, что каждый старт экипажа космического корабля (а в особенности – при ходовых испытаниях) – всё равно, что бросок монетки. Люди осваивают космос, при этом каждый день подвергая себя большой опасности, балансируя между свободой воли и волей случая.

  1. Как к ходовым испытаниям относятся герои рассказа?

Они соблюдают порядок, действуют согласно регламенту. На протяжении всего испытания мы можем наблюдать разную степень страха: от легкого волнения в начале полёта, до ужаса в самом конце. В начале произведения вся команда проявляет осторожность, однако чем дальше, тем больше разнится поведение героев. Ларин, с самого начала напряженный, собранный, при малейшем отклонении работы реактора от нормы предлагает сразу же команду «Стоп реактору!» Однако «капризы» техники в деле испытателей – ситуация частая. Сам же Ларин рассуждает про себя: «Ну, а если плазма повредит автоматику, то будет совсем худо. Но если думать об этом, то лучше вообще не садиться в кресло испытателя», «Ну, хорошо, во время запуска реактор прибарахлил, но он все-таки вышел на рабочий режим! Остановить реактор — значит по крайней мере на сутки задержать испытания, результатов которых, прямо-таки сгорая от нетерпения, ждет куча специалистов. Мало того, остановить реактор — значит косвенно выразить недоверие группе плазменников, которая готовила реактор, дать возможность кое-кому заподозрить тебя, мягко говоря, в излишней осторожности, да и вообще поставить на карту свое реноме испытателя!»

Осторожность здесь отходит на второй план, цель – получение результатов испытания – начинает оправдывать средства. Даже если эти средства – опасность для жизни и здоровья людей.

В конечном счёте, сложность испытателя в том и заключается, что ему одинаково нужно опасаться как излишней осторожности, так и стремительной решительности: «Конечно, если в реакторе действительно обнаружатся неполадки, все эти соображения и гроша ломаного стоить не будут, но поди-ка узнай — есть там неполадки или нет! Если бы это было известно заранее, незачем было бы проводить и сами испытания».

Здесь Ларина поддерживает и Шегель: явной опасности нет, «капризы» реактора случаются нередко, и оператор говорит: «Стоп реактору — это, конечно, слишком … а вот прогнать его на всех режимах вплоть до форсажа — стоит».

И чем больше реактор выходит из-под контроля, тем всё более непредсказуемы решения команды: стресс заставляет испытателей использовать с умом каждую секунду, стараться просчитать все возможные варианты выхода из патовой ситуации.

  1. Какими видятся вам главные герои рассказа: Ларин и Шегель?

Ларин представляется мне, как умелый испытатель, решительный капитан космического корабля, который, с одной стороны, не лишён осторожности, а с другой —  азарта при выполнении своей рискованной работы. Андрей Николаевич – человек с независящим от людей мнением, осознающий ценность и важность своего дела.

Характер Шегеля несколько более таинственен, однако и он, будучи знатоком своего дела, азартен и очень предприимчив в подходах решения аварийных ситуаций. Именно ему приходит в голову «заморозить» реактор, именно себя он считает в полной мере ответственным за поведение последнего.

  1. Как вы думаете, насколько оправданным был риск Ларина при попытке «заморозить» реактор?

Я могу лишь частично оправдать риск капитана: конечно, «красавец рейдер», над созданием которого «три года работали лучшие инженеры Земли», в определенной степени стоит риска, стоит того, чтобы остаться целым и невредимым, а потом, после работы инженеров над его исправностью, стоит быть снова запущенным в ход на испытания.

Но при этом он совершенно не стоит человеческой жизни, подвергнутой большому риску во время выполнения «заморозки» реактора рейдера. Однако Ларину как специалисту виднее: его решение продиктовано не только долгом, совестью, смелостью и азартом, но и логикой. Конечно, далеко не каждый бы человек пошёл бы на это, зная, что вероятность «заморозить» реактор — всего-навсего 35 %. Но на то ходовые испытания и ходовые испытания, что испытывают в движении не только машину, но и зачастую человеческий характер. А человек, занимаясь таким рискованным делом, в свою очередь, нередко испытывает судьбу.

Использованная литература

  1. За «круглым столом» фантасты» [Юрий Тупицын] [Электронный ресурс] // История фэндома. URL: https://www.fandom.ru/inter/tupitsyn_1.htm (дата обращения: 30.04.2024)
  2. Писатель, родившийся в Дрезне. Тупицын Юрий Гаврилович [Электронный ресурс] // Виртуальный музей МОУ «Дрезненская СОШ №1». URL: https://museum-ozr-shkdr1.edumsko.ru/activity/articles/2673950 (дата обращения: 30.04.2024)
  3. Путило О.О. Юрий Тупицын [Электронный ресурс] // #Волгакон. URL: http://edu.vspu.ru/volgacon/640 (дата обращения: 30.04.2024).
  4. Тупицын Ю.Г. [Электронный ресурс] // Архив фантастики. URL: http://archivsf.narod.ru/1925/yury_tupicin/index.htm (дата обращения: 30.04.2024).
  5.  Тупицын Ю.Г. Ходовые испытания [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. URL: https://iknigi.net/avtor-yuriy-tupicyn/38149-hodovye-ispytaniya-yuriy-tupicyn/read/page-1.html  (дата обращения: 30.04.2024).