Система вопросов к рассказу С.Н. Синякина «Легенда о марсианских ангелах»

Система вопросов к рассказу С.Н. Синякина «Легенда о марсианских ангелах»

Вступительное слово

Российский писатель-фантаст Сергей Николаевич Синякин (18 мая 1953 г.- 24 ноября 2020 г.) родился в семье военного в поселке Пролетарий Новгородского района Новгородской области. С 1959 года он проживал в Волгоградской области (г. Новоаннинский), с 1965 года – в городе Волгограде.

«Дружить с литературой я начал рано. У нас в деревне была роскошная библиотека, я там был завсегдатаем. В шестом классе прочел 220 томов «Библиотеки всемирной литературы», в седьмом – Бальзака, Мопассана, всего Золя».

После армии с 1973 года служил в органах внутренних дел, сначала в ОБХСС (Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности), затем работал в уголовном розыске. В 1999 году по состоянию здоровья в звании подполковника милиции уволен в запас с должности начальника городского отдела по раскрытию умышленных убийств и иных тяжких преступлений против личности.

Еще будучи сотрудником милиции Сергей Синякин начал писать фантастику: «Коллеги и начальство знали о моём увлечении, но это не стало предметом насмешек или неуважения. Каждый после работы отводил душу по-своему: кто рыбалкой увлекался, кто марки и монеты собирал, а я фантастику читал и писал.  А что, разве милиционер не человек? Думаете, я и дома должен протоколы читать запоем и переписывать неудачно сформулированные места? Но на службе мне ни разу никто не сказал: «Что за фантастику ты написал в документах?».

О цикле «Марсианские сказки»

«Марсианские сказки» Сергея Николаевича Синякина – это цикл рассказов, опубликованный в антологии «Новые марсианские хроники» в 2005 году. В этот сборник вошли новые, оригинальные рассказы или небольшие повести, вдохновленные творчеством Рэя Брэдбери и его сборником «Марсианские хроники». Рассказы не являются прямым продолжением сюжетов Брэдбери, поскольку у него Марс был лишь местом действия, где могли происходить самые разные события.
Авторам было предложено как бы взглянуть на ту или иную тему глазами Рэя Брэдбери и описать это своим языком. Сразу же после выхода сборник был переведен на английский язык Юлией Дымовой и Арамом Оганяном в подарок ко дню рождения Рея Брэдбери.

В цикл рассказов «Марсианские сказки» вошли произведения:

«Легенда о марсианских ангелах»;
«Марсианский сирин»;
«Варвар»;
«Пес и его тоска».

Система вопросов к рассказу «Легенда о марсианских ангелах»

  • Как вы понимаете название произведения?

Легенда — художественный вымысел на основе событий, происходивших прошлом.

Марсиане — вымышленные обитатели планеты Марс.

Ангел в религиозном представлении — сверхъестественное существо, посланец бога.

Название произведения сразу наталкивает нас на мысль, что повествование будет о фантастических событиях. Но в названии будто использованы вместе несочетаемые слова, и это сбивает нас с толку.

  • О чем этот рассказ? Какие эмоции он у вас вызвал?

Этот рассказ о человеке по имени Симонсен, который оказывается на Марсе один после крушения ракеты и смерти товарищей. Главный герой борется за жизнь на последнем издыхании, ему на помощь приходят марсиане. Позже десантники расстреливают марсиан, считая, что спасают Симонсена от извергов. После прочтения испытываешь тоску, грусть.

  • Из-за чего расплакался герой?

Симонсен разрыдался из-за осознания конечности своего существования, близости смерти. «Он оплакивал своих погибших товарищей, останки которых сейчас догорали среди безжалостно искорёженного металла. Он оплакивал свои несбывшиеся мечты, которым суждено было теперь навсегда затеряться среди холодных и безжизненных марсианских песков, над которыми печально свистел ветер. Он плакал, уткнувшись лицом в песок, морозящий щеки и душу, оплакивая свою короткую жизнь, свою невесту, отца и мать, седеющих медленно на другом конце Вселенной».

  • Для чего автор использует образ маленькой марсианской песчанки, которая появляется пару раз на глазах героя?

Возможно, песчанка символизирует маленький остаток жизненных сил героя. Но он не сдается, ползет по пустыне, борясь за жизнь.

  • Как вы понимаете слова: «Космос — это осень человечества»?

«Начав своё существование в зимнюю стужу неприспособленности, одиночества и бессилия, пройдя через розовую весну первого познания, первого умения, через весну каменного, бронзового, железного веков, ощутив испепеляющую беспощадную жару лета электричества и атома, висевшие на волоске, но не рухнувшие в пропасть, мы вступаем в свою осень, осень зрелого познания окружающего нас мира, открывая космические просторы и космические законы, а силы природы надвигаются на нас, обещая новую зиму с неизбежной весной впереди».

  • Герой задается вопросом: «Почему я готов променять вечное блаженство на беспокойное бытие с его непрекращающимися огорчениями, обидами и болями?» Почему же?

Потому что человек уникален, каждая жизнь имеет значение в мире. «Со смертью каждого из нас мир становится беднее на единицу человеческой души. Но остаётся прежним. Светит солнце, и идут дожди, грустят и радуются знавшие нас люди, всё продолжает своё движение под солнцем, нет только нас, мы становимся легендой для тех, кто идёт вслед за нами. Потому так фантастична судьба каждого, кто прожил срок, отмеренный ему судьбой».

«Не потому ли, что моя жизнь, сливаясь воедино из предначертанных судьбой ручейков, становится моей жизнью, не похожей ни на чью иную и доступной лишь мне одному? Может, это в природе человека: прожить жизнь — стремительную, как космическая пушинка,— чтобы потом полным воспоминаний и бесконечности вариантов прожитого тобой войти в райское безличие, где нет горя и радость одинакова для всех?»

  • По причине чего Симонсен принял марсиан за ангелов?

Потому что н находился на грани жизни и смерти, а сияющие одежды объединили эти образы.

«Лейтенант лежал на белоснежной пуховой постели, и ангелы в хрустальных одеждах, взявшись за углы постели, уносили его к престолу Всевышнего». 

«Он видел их светящиеся одеяния, тонкие коричневые руки, украшенные фантастическими браслетами, серебряные маски вместо лиц». 

  • Почему герой доверился марсианам, принял помощь от «врага»?

«Огромные и прекрасные глаза соприкоснулись с взглядом землянина. Глаза излучали тепло и ласку, им хотелось верить, ведь они не казались лживыми. Они были зеркалами, в которых отражалась душа марсианина. Эта душа была прекрасна».

  • Что символизирует «звон тысячи колокольчиков», который слышит герой на протяжении всего произведения?

Связь звона колокольчиков с миром мертвых отражена в обычае продавать звоночки и колокольчики на ярмарках, устраиваемых перед церковными праздниками.

  • По какой причине никто не верит в спасение Симонсена марсианами? 

По причине того, что марсиане по Кодексу — враги людей, которые жаждут их смерти. Люди верят этому, не пытаясь узнать марсиан, понять их.

«…выметая из памяти обломки Корабельного Кодекса, уставов и наставлений, которыми его пичкали в Звёздной школе…»

  • Почему герой сначала пытается доказать, что его спасли марсиане, но сдается. В итоге, рассказывает всем о своем спасении товарищами, которые защитили его от марсиан?

Потому что Симонсен понимает, что люди не примут правду из-за своей ограниченности. Для них истина — то, что написано в Кодексе, что сказали вышестоящие чины.

Список используемой литературы:

  1. Памяти Сергея Синякина // МКУК «Новоаннинская межпоселенческая библиотека»  [Электронный ресурс]: https://nov-biblio.vgr.muzkult.ru/news/61117922  (дата обращения:17.01.2024).
  2. Сергей Синякин: биография: [Электронный ресурс]: http://edu.vspu.ru/volgacon/authors/s-sinyakin (дата обращения: 17.01.2024).
  3. Сергей Синякин // Лаборатория фантастики [Электронный ресурс]: https://fantlab.ru/autor276 (дата обращения:17.01.2024).