«Все признали в Островском замечательный талант, и вследствие того всем критикам хотелось видеть в нем поборника и проводника тех убеждений, которыми сами они были проникнуты».
Краткая биография Александра Николаевича Островского:
Александр Николаевич Островский — драматург, который внес огромный вклад в развитие национального театра. В его произведениях отображаются обычные ситуации с обыкновенными людьми. Александр Островский родился 12 апреля 1823 года в Замоскворечье. Его отец был судебным стряпчим и в 1839 году стал дворянином.
В 1835 году Александр поступил в московскую губернскую гимназию. В 1840 году он продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета. Островский не сдал экзамен по римскому праву и бросил университет. В 1843 году по желанию отца он отправился на службу канцеляристом в суд. Александр часто сталкивался с ситуациями, в которые попадали крестьяне, мещане, купцы.
К 1846 году начинающий драматург создал много сценок, связанных с купеческим бытом. К его первым произведениям относится очерк «Записки замоскворецкого жителя» и пьеса «Картина семейной жизни». Их опубликовали в «Московском Городском Листке». Когда критик Степан Шевырев прочел пьесу Островского, он сказал, что появилось новое драматическое светило в литературе.
В 1850 году в журнале «Москвитянин» была опубликована комедия «Свои люди — сочтемся!». Это произведение принесло известность Александру Николаевичу. В 1853 году на сцене Малого театра зрители увидели пьесу «Не в свои сани не садись». На протяжении следующих тридцати лет в театрах Москвы и Петербурга регулярно появлялись новые пьесы драматурга.
В 1859 году опубликовали сборник сочинений Островского. Литературный критик Николай Добролюбов закрепил за драматургом славу изобразителя «темного царства». В 1863 году Островского наградили Уваровской премией. Драматург получил награду за пьесу «Гроза», в которой рассказывается о жизни в городе Калинове на Волге.
В 1866 году драматург организовал Артистический кружок. В 1874 году Островский образовал Общество драматических писателей и оперных композиторов. Он был председателем на протяжении многих лет.
Островский умер 14 июня 1886 года в имении Щелыково. Драматурга похоронили на церковном кладбище в селе Николо-Бережки. Последняя работа Александра Николаевича — перевод «Антония и Клеопатры» Шекспира.
А. Н. Островский- создатель самобытной национальной комедии и драмы в России.
А. Н. Островский единственный из русских писателей XIX века целиком посвятил себя театру, считая его самым демократичным видом искусства.
Для Александра Николаевича было важно создать такой театр, который был бы понятен не только представителям высшего общества, но и обычным, простым людям.В творчестве писателя представлена «вся Россия»: купцы-«самодуры», мещане, провинциальные актёры, обедневшее дворянство, чиновники; новые хозяева жизни — дельцы-«миллионщики».
Театр Островского отличается особой целостностью, которая проявляется в трактовке ролей, режиссёрских приёмах и оформлении сцены. Главным в пьесе является не сюжет, а характер, яркая и запоминающаяся индивидуальность, которую создаёт на сцене актёр.
Автор выстраивает не только конфликты, которые он «подсмотрел» у самой жизни, но и воссоздаёт саму среду, состоящую из повседневных мелочей (часто создаётся впечатление, что на сцене ничего не происходит). Критики писали, что на сцене присутствуют (а не играют) обычные люди, а не актёры. При этом особую роль играет сценическая речь — разговоры, реплики на бытовые темы, которые не имеют определяющего значения и вы глядят как фон.
Индивидуальность героя А. Н. Островский раскрывает не только через действия и поступки, но и через речь героя. Речевая характеристика, искусство построения диалога восполняет в его пьесах недостаток сценического движения.
У А. Н. Островского можно выделить два типа героев: первые создают конфликт, вторые выступают как представители нравов, бытовой среды.
Общая характеристика основных периодов творческой деятельности драматурга.
Ранний период творчества Островского
В ранний период творчества (1847 — 1851) Островский испытывает сильное влияние «натуральной школы» и эстетических идей Белинского, что сказалось на содержании его первых произведений. В «Картине семейного счастья», запрещенной драматической цензурой для постановки на сцене, начинающий автор выступил как страстный обличитель пороков общества.
Следующая комедия — «Свои люди — сочтемся» (1849) — сразу же принесла ему славу художника-новатора. Островский показал зрителю мир, который не был еще изображен ни в драматургии, ни в прозе, — мир русского купечества.
Второй период творчества Островского
Второй период творчества Островского (1852 — 1855) прошел под знаком увлечения идеями демократического славянофильства. Художнику казалось, что в купеческой среде еще сохранились начала патриархальности, нравственная неиспорченность, простодушие. Такими качествами писатель наделяет некоторых героев в пьесах этих лет: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
Предреформенный период творчества Островского
В предреформенный период (1856 — 1860) сфера охвата действительности у Островского расширяется. В нее попадают мир дворянской усадьбы жизнь чиновничества, купечества, «маленького человека» («В чужом пиру похмелье», «Доходное место», Бальзаминовская трилогия, «Гроза», «Воспитанница»). Центральное место в творчестве этого периода принадлежит, бесспорно, «Грозе».
Пореформенный период творчества Островского
В пореформенный период (1861 — 1886) Островский отказался от изображения современности и обратился к истории. Он пишет исторические драмы: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода» — вариант названия «Сон на Волге», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино», «Василиса Мелентьева». Как это делали многие писатели, Островский, стремясь осмыслить настоящее, обращается к изучению прошлого. Впервые в центре внимания писателя не бытовые отношения, как раньше, а отношения политические.
Создается сатирический антидворянский цикл («Лес», «Волки и овцы», «Бешеные деньги»), идет становление психологической драмы («Бесприданница», «Таланты и поклонники»), особое место в творчестве Островского занимает пьеса «Снегурочка», сопоставимая с европейской философско-символической драмой.
Комедия «Свои люди-сочтемся». Проблематика, жанрово-художественные особенности, место в драматургии 1840-х годов.
Первое произведение А. Н. Островского, комедия «Свои люди — сочтемся», появилась в 1849 году, в журнале «Москвитянин». «Успех ее был огромный, небывалый. Самые робкие и холодные из ценителей открыто сознавались, что молодой московский писатель, до той поры ничего не печатавший, с первого шага обогнал всех в то время трудившихся русских литераторов, за исключением Гоголя«- А.В. Дружинин
«Комедия «Свои люди — сочтемся» удовлетворяет самым строжайшим требованиям во всех трех отношениях, но главная и несравненная ее красота заключается в ее постройке» — А.В.Дружинин.
«Интрига комедии Александра Николаевича — совершенство по замыслу и по блеску исполнения. Она истинна, проста, всеми сторонами соприкасается действительной жизни, без усилия принимает в себя несколько комических и характерных эпизодов, обнимает собою значительнейшие моменты в быте русского торгового класса, ни на один миг не замедляется в своем течении, вполне захватывает собой внимание читателя и, наконец, на последних страницах произведения, как громовым ударом, разражается катастрофой, в которой не знаешь, чему более удивляться — потрясающему ли драматизму положений, или простоте средств, каким этот драматизм достигнут«- А. В. Дружинин.
Лица комедии живы, объективно художественны, верны действительности в сфере, в которой они действуют.
Язык Островского не только меток, верен, энергичен, поражает комическими особенностями — всех этих достоинств недостаточно, чтоб поставить его наряду с языком Гоголя и Грибоедова. Автору комедии «Свои люди — сочтемся» с первого разу далась высшая наука. Его действующие лица говорят так, что каждою своей фразою высказывают себя самих, весь свой характер, все свое воспитание, все свое прошлое и настоящее. Язык, доведенный до такой художественной степени, есть сильнейшее орудие в руках писателя, он дается только писателям образцовым, первоклассным.
Проблематика пьесы.
В пьесе Островского «Свои люди- сочтемся» рассматривается много аспектов, основные из них: тема нравственности и чинопочитания. Материальный вопрос также сопровождает героев на протяжении всего сюжета. Деньги завладели ними, каждый ищет свой способ разбогатеть: начиная от Тишки, который копит свои монеты и до Большова, который ищет способ обмануть покупателей, а в итоге сам попадается в сети авантюриста Подхалюзина.
Человеческая слабость заключается в любви к деньгам, ради которых готовы простить обиды, забыть все конфликты и снова дружить, как ни в чем не бывало.
Такая черта характера как «угодничество», характерна для каждого героя пьеса. Они, уподобившись своему хозяину, пытались найти лучшее для себя место в лавке. У них это получилось, но какой ценой.
Проблема воспитания также является одной из главных в произведении. Ведь поведение избалованной дочери зависит напрямую от того, как воспитали ее родители. Она меркантильна и эгоистична, несмотря на ссоры с матерью, все равно выпрашивает подарки через слезы, давит на жалость. Но почему, когда отец пришёл за помощью, она не сжалилась, да, она сказала, что его жалко, но действий никаких не было! Разве бы так отнеслась к отцу воспитанная дочь? Конечно нет, потому что каждый герой комедии думает только о себе и о том, как бы вырвать кусок побольше.
Увлечение А.Н.Островского славянофильскими идеями, его отражение в пьесах драматурга первой половины 1850-х годов.
В начале 50-х годов драматург выступил с комедиями окрашенными славянофильским настроением. Таковы пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок». В это время Островский сблизился с литературным критиком и поэтом Аполлоном Григорьевым, с Тертием Филипповым, Борисом Алмазовым и другими членами и сотрудниками так называемой «молодой редакции» журнала «Москвитянин».
Под их влиянием он несколько иначе, чем раньше, подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческом доме между хозяевами и работниками, осуждает претензии купцов жить на новый, «европейский» манер, сочувственно воспроизводит сохранившиеся в купеческом быту традиционные обычаи, обряды и старинные песни («Бедность не порок»).
Даже злые самодуры, заедающие век своих домашних, оказывается, способны подчас совершать поистине добрые, великодушные поступки: в критические минуты на них неожиданно находит «просветление», они меняют гнев на милость, и всё кончается по-хорошему.
Исследуя жизнь, Островский постепенно приходит к пониманию утопичности идеи возврата к патриархальной идиллии, в основу его пьес 2-й половины 50-х годов положено противоречие между естественными чувствами, стремлениями людей и грубой, часто жестокой повседневностью. Традиционные для русской литературы темы («отцы и дети», купеческое самодурство, лихоимство и произвол чиновников, жизнь помещичьей усадьбы и др.) получают в произведениях А.Н. Островского новое художественное осмысление. Значительное внимание уделяется вопросу выбора человеком своего пути, «выхода в люди».
Воздействие идей «Современника» на мировоззрение и творчество Александра Николаевича Островского в 1860-е годы.
С журналом «Современник» А. Н. Островского связывали многолетние творческие отношения. Особенно много журнал стал писать о драматурге после его прихода в «Современник» в качестве штатного сотрудника в феврале 1856 года.
Симпатии писателя в начале 1860-х гг. были на стороне всё-таки «Современника», который, как известно, придерживался демократических позиций.
Редакция журнала «Современник» особое внимание уделяла системе образов, сюжетным линиям произведений, особенностям конфликта пьес, которые определялись не только личными взглядами Островского, его мировоззрением, но и характером самой действительности, теми условиями, в которых находилось искусство и русское общество.
Написанные и опубликованные в «Современнике» в это время пьесы Островского «Старый друг лучше новых двух» (1860), «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» (1862), «Тяжёлые дни» (1863), «Шутники» (1864), «На бойком месте» (1865), «Воевода» (1865) и перевод У. Шекспира «Усмирение своенравной» (1865) являются показательными в своём роде произведениями драматурга.
В произведениях начала 60-х годов драматург вполне сознательно «запечатлел сложные и необратимые процессы, происходившие в стране, выразившиеся в стремительной капитализации, падении моральной и экономической роли дворянства, в активизации личной инициативы, которые не приобрели ещё чётких форм, но так или иначе сказались на картине российской действительности»
Островский за время сотрудничества с «Современником» проявил себя замечательным переводчиком. Хорошее знание иностранных языков, неоспоримый поэтический дар, стремление познакомить зрителей с лучшими образцами мировой драматургии, а также желание предоставить русским актёрам полноценный репертуар — вот, что влекло драматурга к переводческой деятельности. Перевод комедии У. Шекспира «Усмирение своенравной» (1865, № 11) стал последней работой, напечатанной Островским в «Современнике».
Драма «Гроза». Изображение «темного царства» и порожденных им типов личности, полемика в критике об образе Катерины, народности пьесы и её значении в русской драматургии.
В своей пьесе «Гроза», А.Н. Островский впервые изображает реалистичный мир «темного царства». Кто в него входил? Это большая часть того общества – самодуры, которые имели в своих руках власть денег, которые хотели поработить бедных и еще больше нажиться на их бесплатном труде. Островский впервые открывает мир купечества со всеми реалиями и правдивыми событиями. В этом мире нет ничего человечного, доброго. Нет веры в свободного человека, в счастье, в любовь и порядочный труд.
Главный конфликт заключается в столкновении интересов и морали отжившего и будущего поколения людей.
С особым смыслом изображены сложные образы персонажей данной пьесы. Богатый купец – Дикой – достаточно важная персона в городе. Кудряш, тобишь Савел Прокофьевич – представляет себя вершителем мира и хозяином окружающей его жизни. Многие персонажи его бояться и просто трепещут перед его образом. Беспредел в поведение Дикого прикрывается властью и значимостью его денежного состояния. Он имеет покровительство государственной власти.
Катерина.
Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую.
В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную сторону. Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ, увидал вследствие этого «луч света в темном царстве» и, как человек, полный любви, обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина и поэта. Если бы он не поддался этой радости, если бы он на одну минуту попробовал взглянуть спокойно и внимательно на свою драгоценную находку, то в его уме тотчас родился бы самый простой вопрос, который немедленно привел бы за собою полное разрушение привлекательной иллюзии.
Подробнее ознакомьтесь с этим вопросом в статье Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве». Сделайте краткий конспект статьи.
Статья Н. А. Добролюбова «Темное царство»
Фильм «Гроза» 1977 года.
Социально-этическая проблематика пьес А. Н. Островского 1870-х годов.
Началом нового периода общественного подъема, связанного с возраставшей активностью революционно-демократического движения, был 1868 г. Одним из ее проявлений было то обстоятельство, что революционно-демократические круги вновь получили в свои руки печатный орган — журнал «Отечественные записки», который с этого года стал выходить под редакцией Некрасова.
Островский, не терявший связи с Некрасовым, вскоре становится постоянным и активным сотрудником журнала и на протяжении последующих 17 лет его издания печатает свои пьесы почти исключительно в нем. С 1877 г., когда руководство журналом взял на себя Щедрин, он ввел даже своего рода правило — из года в год печатать в первом номере журнала новую пьесу Островского. Начало сотрудничества Островского в журнале Некрасова знаменовало возвращение драматурга к современности. Почти все его произведения, написанные в 1870—1880 гг., были современными социально-бытовыми пьесами.
С самого начала своего идейного развития Островский питал враждебность к дворянско-бюрократическим слоям русского общества, противопоставляя им патриархальные начала в жизни «третьего» сословия и связанных с ним демократических слоев. Но уже в начале «шестидесятых годов» он отказался от идеализации патриархальных пережитков и, хотя не без колебаний, признал значение передовых форм национальной культуры. В новый период общественного подъема Островский стал бытописателем буржуазного развития России. Это стихийно приводило драматурга к значительному расширению его идейного кругозора. Творчество его стало тематически более разнообразным. Оно охватывало теперь жизнь старого купечества и новой буржуазии, усадебного и служилого дворянства, мещанства и различных слоев чиновничества, а отчасти и связанной с ними разночинной интеллигенции, в частности актеров. В осмыслении буржуазного развития всех этих слоев русского общества и в их художественном изображении Островский обнаруживал и внутреннюю противоречивость своего миропонимания, и значительные колебания.
Свои пьесы драматург строил не на политических или идейных конфликтах, а на конфликтах, возникающих в повседневных социально-бытовых отношениях. Основным пафосом его пьес и является разоблачение отрицательных свойств жизни привилегированных слоев общества в сфере их «обычной» гражданской нравственности. Иногда драматург разоблачал эти слои с помощью конфликтов, возникающих в их собственной жизни. Но в большинстве случаев он противопоставлял бытовому самодурству и тиранству, хищничеству и мотовству, служебному и денежному карьеризму трудовую честность, моральную стойкость и чистоту, внутреннее благородство интересов и побуждений.
Прошу самостоятельно ознакомиться со статьей Писарева Д.М «Мотивы русской драмы»
И составить краткий план статьи.
Список источников:
- Добролюбов. Н. А. «Темное царство«.
- https://studopedia.ru/11_204285_zhanrovie-osobennosti-po-kazhdomu-iz-proydennih-proizvedeniy.html
- https://kratkie-biografii.info/biografii/kratkaya-biografiya-ostrovskogo.html
- http://profil.adu.by/mod/book/view.php?id=1648&chapterid=3474
- Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык. Литература. История отечества. Английский язык / [Подгот.: Т. В. Вахрушева и др.]; Под общ. ред. О. Л. Соболевой. — М. : АСТ-ПРЕСС, 1999. — 765, [1] с.; 26 см.; ISBN 5-7805-0519-5
- Александр Васильевич Дружинин . Сочинения А. Островского. Два тома (СПб., 1859)
- https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/problematika-piesy-ostrovskogo-svoi-lyudi-sochtemsya.html
- https://studfile.net/preview/5582288/page:16/
- Статья «А.Н. ОСТРОВСКИЙ И ЖУРНАЛ «СОВРЕМЕННИК» В 1860-Е ГОДЫ» Хапалов Антон Алексеевич
- https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/temnoe_tsarstvo_v_piese_ostrovskogo_groza.html
- Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве».
- Островский А. И. Полн. собр. соч., т. 12. М., 1952, с. 124, 126, 127,
«Голос», 1875, № 240.
Островский А. Н. Полн. собр. соч., т. 14, с. 181. http://www.biografia.ru/arhiv/istruslit49.html
Творческое название проекта: «Жанрово-поэтические особенности драматургии А.Н. Островского» ИРЛ