Система вопросов к рассказу Б. П. Екимова «Смертельно»

Система вопросов к рассказу Б. П. Екимова «Смертельно»

Вступительное слово

Сегодня мы продолжим знакомиться с писателями Волго-Донского края и поговорим с вами о выдающемся прозаике Борисе Петровиче Екимове.

Досье:

Борис Екимов родился в 1938-м году в городе Игарка Красноярского края. Окончил Высшие литературные курсы. За свою многолетнюю писательскую деятельность создал более двухсот произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях. Член правления Союза писателей России. Член Комиссии по госпремиям при президенте России. Входил в жюри Букеровской премии. Почетный гражданин города Калач-на-Дону.

Борис Петрович не очень любит давать интервью: «Я литератор, и судить меня надо как литератора, без снисхождения на мое образование, происхождение и жизненный путь. И вот поэтому я всегда говорю — это очень скучное дело, когда писатель, литератор дает интервью. Потому что это не его работа. А я отвечаю за написанное свое слово, понимаете. Вот если посмотреть черновики и чистовики, то черновики, наверное, раза в 3-4 тяжелее, чем чистовики. Почему? Да потому что я пишу и думаю, думаю и пишу. И поэтому там я готов отвечать за каждое свое слово, за редким исключением. А здесь — так, вольный полет мысли, вольный полет слов, необязательный» [5].

С легкой иронией говорит о присужденной ему Патриаршей литературной премии: «Если кто-то хочет узнать о моем детстве, я рекомендую прочитать недавно вышедшую в издательстве «Никея» книгу, которая называется «Возвращение». Она, может быть, послужила и основой, почему я был номинирован на эту премию, и почему мне ее дали — наверное, кто-то прочитал. Вот когда премия — грамота или диплом что ли это называется, по-моему, там написано: «За вклад в развитие русской художественной литературы». Я так прочитал, усмехнулся, думаю: «Да, великая задача — за вклад в развитие…» Да Господи Боже мой — что развивать-то? У нас такая великая русская художественная литература. Кого? Протопопа Аввакума я развивал? Я хоть чуть-чуть бы был похож хотя бы издали на него — словом, конечно. Вот она, русская литература» [5].

Но нельзя недооценивать влияние Бориса Петровича на русскую литературу. Александр Солженицын так отзывался о писателе: «Во множестве ярких рассказов и очерков Екимов рисует мало кому знакомую обстановку нынешней сельской местности, раздвигая наши представления о непростой жизни сегодняшней деревни, помогает восстановить, хотя бы мысленно, единство национального тела» [4].

Борис Петрович для многих был, по его собственному признанию, проводником в русский сельский мир. Современники называют Бориса Екимова достойным преемником русской классический традиции.

Хотя в прозе Екимова нет лихо закрученных сюжетов, нет ухищрений и домыслов, тем более чем справедливым представляется высказывание А. Немзера: «Простой Екимов не так прост» [3].

На сегодняшнем уроке мы поговорим о рассказе «Смертельно»

«Нам с тобой еще жить да жить. Жить да жить.»

Система вопросов к рассказу Б. Екимова «Смертельно»

  1. Какие эмоции вы испытали после прочтения рассказа?

Ученики рассказывают свои впечатления.  

  1. Обратимся к названию рассказа. Какие ассоциации возникают у вас с заглавием рассказа? Что вообще значит слово «смертельно»?

Болезнь, ранение, какое-то трагическое событие. 

Смертельный
— (о чем-нибудь отрицательном, неприятном) очень сильный, крайний
Пример: Смертельная скука. Смертельно (нареч.) устал.
2. — предельный в своем проявлении
Пример: Смертельная вражда, ненависть. С. враг (ненавистный, с к-рым не может быть примирения).
3. — приводящий к смерти
Пример: Смертельная рана.
4. — крайне ожесточенный, такой, который ведет к полному поражению
Пример: Нанести с. Смертельная борьба. [6]
  1. Почему супруги больше не проводят время вместе?

Степан не может смириться с болезнью супруги, не принимает ее спокойных размышлений о будущем. Мария смирилась с болезнью и не может понять точку зрения мужа. Если раньше Кадакины разговаривали «про погоду, про картошку и колорадского жука; про дочкину семью, особенно про внука», то теперь все разговоры в семье сводятся к болезни Марии, а она «и без разговоров из головы не идет».

  1. Как вы думаете, почему Степан больше переживал о здоровье супруги, нежели она сама? Какие слова выражают его отношение?

Степан не представлял жизни без Марии, это видно по его реакции на ее слова о быте, Катерине и будущем. Кадакины прожили вместе долгую жизнь, Степан сам говорит о том, что он привык к Марии, и теперь без нее не может.

«И — странное дело — в этих раздумьях, а в первые дни в разговорах не Мария, а Степан терял голову. Плел несусветное, вроде не жене, а ему помирать. <…> А Степан словно разум терял.

Он прожил с женою век и так обвыкся, что не мог иного представить. <…> Дело не в том, что скучает. Не маленький. Но в доме все идет куролесом, за что ни возьмись. Получается не жизнь, а сплошное ожидание: когда же она вернется? А теперь чего ждать?

<…>

— Я сам наварю лучше Катерины, и постираю, и с огородом управлюсь… Ты лишь сиди да указывай… Потому что мне не повариха да прачка, а ты нужна… Понимаешь, ты… — объяснял Степан, пытаясь пробить бабью глупость. — Я к тебе привык… Я без тебя не могу.

<…>

— Кто болеет? Кому операция — тебе или мне?

— Тебе… — соглашался Степан. — Но мне еще хуже… Мне — смертельно… Я лучше сто операций… — И начинал нести несусветное».

  1. Чье восприятие такой страшной новости о болезни вам понятнее —  Степана или Марии?

Здесь нет верного ответа, т.к. ученики высказываются субъективно. Примерные ответы: 

1.Степана, т.к. он переживает за свою жену, не может представить себе жизни без нее. Марию он любил всю жизнь и теперь не представляет, как жить дальше, если операция не пройдет успешно. 

2. Марии, т.к. она смирилась со своей болезнью, с тем, как сказал автор, что «этот мир может жить без нее». Хотя ей, конечно, тоже страшно, ведь Степан «слышит жены воркованье: «Девочки мои… Хохлаточки…» Слышит и чует все потаенное: боль и слезы».

  1. Как вы считаете, нужен ли в такой ситуации серьезный разговор или можно отложить его на другое время?

Примерные ответы:

1. Нужен, так как это поможет справиться с эмоциями и переживаниями обоим сторонам.

2. Не нужен, так как это только усугубит эмоциональное состояние, человек еще больше начнет переживать.

  1. В конце рассказа Мария говорит о будущем совершенно по-другому. Как вы думаете, с чем это связано? Можно ли это назвать любовью? Аргументируйте свой ответ цитатой из текста.

«— Чего ты? — спросила Мария и, не дождавшись ответа, словно озарением поняла то, что нужно было понять давным-давно. Вздорные, нелепые слова мужа про то, что «ему в сто раз хуже» и «смертельно», — все это правда. Былое, давнее: молодая любовь, страсть — все это не могло пропасть, а хранилось в душе, помогая жить да еще прирастая за долгие дни и годы. И как теперь это оторвать от сердца? И впрямь — смертельно. Ей легче: отвезут, будут лечить, операция — тоже не больно, потому что наркоз дадут: заснешь, проснешься — не проснешься… А для него — боль непрерывная». 

Супруги прожили долгую счастливую жизнь. Степан вспоминает, как в молодости она с Марией встречались вечерами, «И горячая волна радости затопляла душу. Сердце колотилось. Господи, как может быть счастлив человек, даже вспоминая…». В конце рассказа раскрывается «смертельность» для Степана. Если операция не пройдет успешно, Степану придется дальше жить с этой болью. Мы видим, как Мария наконец понимает чувства своего мужа.

  1. Какую роль в жизни человека играет любовь?

Для каждого человека в разные времена любовь имеет большое значение, так как это чувство делает жизнь более счастливой и осмысленной. Но не стоит забывать, что любовь – это не только радостные мгновения, но иногда и разочарование, и потери.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать эссе о своих впечатлениях, размышлениях о любви (например, использовать последний вопрос) или написать синквейн к рассказу.

Список источников:

  1. Екимов Б.П. Смертельно // Новый мир. 2001. N5. [Электронный ресурс] URL: https://knigago.com/books/prose-all/prose-contemporary/454254-boris-petrovich-ekimov-smertelno/ (дата обращения: 10. 01. 2021)
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 222 с.
  3. Мокрова М.В. Жанр рассказа в творчестве Б. П. Екимова: традиции и новаторство: автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2003. [Электронный ресурс], URL: https://www.dissercat.com/content/zhanr-rasskaza-v-tvorchestve-b-p-ekimova-traditsii-i-novatorstvo (дата обращения: 10.01.2021)
  4. Зайцев П. Одноэтажная Россия // Российская газета. 2008. N0. Ст. 4609. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2008/03/12/ekimov.html (дата обращения: 10.01.2021)
  5.  «Русская художественная литература» Светлый вечер с Борисом Екимовым // Радио Вера. 2016. 24 мая.  [Электронный ресурс]URL: https://radiovera.ru/russkaya-hudozhestvennaya-literatura-svetlyiy-vecher-s-borisom-ekimovyim-24-05-2016.html (дата обращения: 10.01.2021).
  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд. М.: Просвещение, 1997.