Вступительное слово
Проза волгоградских писателей Е. и Л. Лукиных удостоена множества престижных наград и переводов на другие языки. По мнению критиков и литературных обозревателей, Лукиных сближает с М. А. Булгаковым, М. Е. Салтыковым-Щедриным и братьями Стругацкими использование фантастики «в качестве некоего увеличительного стекла» для детального рассмотрения человека и общества [Апаликов, 1990].
Со студенческих времен будущие члены Союза писателей увлекались литературой. Любовь Александровна работала корректором в книжных и газетных издательствах, писала стихи, но большую часть из них не опубликовала и уничтожила незадолго до своей смерти. В 1981 году в местной газете «Вечерний Волгоград» напечатана повесть супругов «Каникулы и фотограф». С тех пор произведения Лукиных стали появляться в журналах и сборниках «Знание – сила», «Вокруг света», «Советская фантастика», «Советская литература».
«…проломил стенку вокруг Лукиных тогдашний редактор «Вечернего Волгограда», ныне, увы, покойный Л. Куканов, настоящий газетчик и мужественный человек. Это он взял на себя смелость и протолкнул в печать повесть «Каникулы фотографа». И – ничего страшного не случилось, а читатели остались очень довольны. Потом и другие газеты охотно принялись печатать Лукиных» [Васильев, 1990].
В 1984 году вокруг супругов неожиданно разразился скандал. Партийные чиновники обвинили активистов клубов любителей фантастики в антикоммунистической направленности творчества. Последовали резко отрицательные рецензии А. Осипова и Ю. Тупицына, а закончилось все разгромной рецензией А. Казанцева. Но этот скандал только поспособствовал популяризации их творчества. К талантливой паре приходит всесоюзная известность. В 1992 году Лукиных приняли в Союз писателей СССР. В тоже время Е. Лукин, взяв псевдоним Е. Нулик, начинает писать в газеты то, что раньше было категорически запрещено высказывать публично [Гридина, 2004, С. 17].
За десять лет существования писательский тандем Лукиных занял почетное место в отечественной фантастике. После его распада Е. Лукин занимался переводами с английского, пытался закончить начатую еще в соавторстве повесть «Там, за Ахероном». Первый свой «сольный» рассказ «Словесники» (1993-1994) он опубликовал только в 1997 году и получил за него премии «Интерпресскон» и «Странник».
Произведения Лукиных «выворачивают наизнанку» общепринятые идеи и идеалы. Проблематика — приоритет высших человеческих ценностей и постановка «вечных вопросов» всегда во главе угла их творчества [Смирнов, 1996, С. 334].
Сюжет рассказа «Каникулы и фотограф»
«Фотограф Мосин, безнравственный человек, нагло использующий служебное время, оборудование и материалы для выполнения «левых» заказов в целях обогащения, встречается со спекулянтами, перекупщиками, с людьми нашего времени, которые немногим лучше его. Авторы переправляют его в иной мир, смещенный во времени, где он получает сказочную возможность обогатиться не просто заграничным, а «иновременным» «барахлом», удовлетворяющим вкусам его покупателей: колготки, жевательная резинка, поясок. Вещички эти оказываются с волшебными свойствами!»[Казанцев, 1990].
Система вопросов к рассказу «Каникулы и фотограф»
1.Перечислите направления/поджанры фантастики, которые вам известны.
Ответ: научная, боевая, космическая, социальная, юмористическая фантастика, фэнтези.
2.К какому направлению фантастики можно отнести данный рассказ? Аргументируйте свое мнение.
Ответ: «Каникулы и фотограф» относится к социальной и юмористической фантастике. Действие рассказа происходит на Земле. Фотограф НИИ – собирательный образ поколения обычных советских граждан 1970-1980-х годов, многие из которых так или иначе были связаны со спекуляцией, нелегальными источниками доходов, желали иметь импортные товары. Объектом исследования писателей становится советская реальность. Авторы иронически осмысливают действительность.
3.Для чего в тексте используются фантастические допущения?
Ответ: для гиперболизации явлений, которые действительно происходили в обществе, и для создания комического эффекта.
4.В какой пьесе чиновник, как и Мосин, обходит закон ради выгоды?
Ответ: В «Мертвых душах» Н. В. Гоголя Чичиков не только много лет пытался построить карьеру, но и брал взятки, «отмывал» деньги, был в сговоре с контрабандистами, выкупал мертвые души.
5.Что объединяет Чичикова и Мосина?
Ответ: они олицетворяют общество конкретных исторических эпох социального неравенства. Герои умеют приспосабливаться, во всем ищут материальную выгоду, без нравственных угрызений готовы нажиться на ком-либо даже ценой нарушения закона.
6. Как Гоголь и Лукины относятся к главным героям своих произведений?
Ответ: Писатели не упрекают и не презирают Чичикова и Мосина. О приспособленцах говорится с иронией, они не превращаются в злодеев. С помощью взаимодействия главных героев со второстепенными персонажами выявляются их пороки и слабости.
7.Актуальны ли образы Чичикова и Мосина сегодня? Почему?
Ответ: да. Коррупция, нечестные и целеустремленные люди, жаждущие власти никогда не исчезнут.
8.По вашему мнению, Чичиковы и Мосины опасны для общества?
Ответ: поведение приспособленцев является результатом воспитания и социума, в котором мало честности и справедливости. Поодиночке Чичиков и Мосин не могут принести большого ущерба государству и народу. Однако у правления страной часто стоят сотни вчерашних спекулянтов, сегодняшних чиновников, желающих присвоить побольше благ с помощью афер.
Список использованной литературы:
- Лукин Е., Лукина Л. Когда отступают ангелы / авторский сборник. Волгоград: Нижне-Волжское книжное изд-во. – 1990 – 224 с.
- Апаликов В. Рецензия на книгу: Л. Лукина, Е. Лукин «Когда отступают ангелы»/ В. Апаликов//Волгоградская правда. –1990. URL: http://www.rusf.ru/lukin/lukins3.htm (дата обращения: 04.02.2021).
- Васильев В. Прямо фантастика какая-то! URL: http://www.rusf.ru/lukin/ (дата обращения: 04.02.2021).
- Гридина Г. Евгений Лукин. «Лучше быть живым финалистом, чем мертвым лауреатом»: Интервью. – Вечерний Волгоград. – 2004. – 4 июля. – С. 17.
- Иванникова Е. В. Белка. // Небесный ковчег: воспоминания о волгоградских писателях / редкол. Т. И. Брыксина и др. – 3-е изд., доп. — Волгоград: Издатель. – С. 240 – 252.
- Казанцев А. Рецензия на книгу: Л. Лукина, Е. Лукин «Ты, и никто другой» / А. Казанцев //Фэнзор.– 1990.– № 2. – С. 43 – 61. URL: http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_gk/kazan100.htm?1/2 (дата обращения: 09.02.2021).