Информационные технологии (аппаратное обеспечение) для людей с ограниченными возможностями.

Жизнь в цифре

 

Инновации уже давно протянули руку помощи людям с ограниченными возможностями здоровья: нарушением речи, зрения или движения.

Цель исследования:

  •  выявить значение информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья.
  • Объект исследования – процесс социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья.
  • Предмет исследования – информационные технологии в процессе социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза исследования:

Компьютер для человека с ограниченными возможностями это действительно окно в мир, средство преодоления отчаяния одиночества, информационной обделенности, возможность приобщения к активной жизни.

Задачи исследования: 

  • Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

 

  • Изучить особенности социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья.
  • Выявить значение информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Методы исследования: исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный.

  • Историческая хронология событий

В древние времена сбор и систематизация информации об окружающем мире помогали человеку выживать и бороться. Накопленный опыт и знания передавались из поколения в поколение, информация обновлялась и совершенствовалась. Сначала это была информация о том, как создавать орудия для охоты или обработки земли, информация о природных циклах и секретах целительства. По мере развития человеческого общества информация усложнялась, ее объемы увеличивались, а способы хранения и обработки становились более простыми.

В современном обществе трудно представить себе жизнь и функционирование этого самого общества без информационных технологий. Сейчас, в двадцать первом веке, именно информационные технологии являются определяющими как в жизни отдельно взятого человека, так и общества в целом. Чем большим количеством навыков и знаний обладает человек, тем больше он ценится во всех сферах (как сотрудник, как собеседник, как личность). Наряду с человеческим и материальным ресурсом, информация (ресурс нематериальный) – стала одним из самых важных ресурсов управления современным обществом и его функционирования.

И.Г. Захарова определяет информационные технологии, в широком понимании, как определенное научное направление, в узком – как конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, сбор информации, возможность анализа и передачи полученной.

Все информационные технологии можно разделить на две большие группы — традиционные и современные. Такое деление связано с тем, что все предшествовавшие изменения в производстве информации касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения, не затрагивая самого процесса создания и смысловой переработки информации.Специфика же современных информационных технологий заключается в том, что они проникают в сферу интеллектуальной деятельности человека, являются новым интеллектуальным инструментарием. Средствами осуществления современных ИТ являются компьютерные, мультимедиа, телекоммуникационные и другие технологии.

В библиотечных центрах работа с физически ограниченными гражданами это долговременная, повседневная практика, инновационная по своей сути, ведь отечественный опыт обслуживания инвалидов в публичных библиотеках совсем небогат. Поэтому нарабатывается свой и довольно интересный.

  • Государственная библиотека еще в провела конкурс на лучшую работу по вопросам обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья, подготовила на помощь специалистам методические советы: «Реабилитация с помощью информации», «Библиотерапия — составляющая социальной работы библиотек».
  • Проведены многочисленные тематические семинары, консультации. Сегодня библиотеки имеют в своем арсенале самые разнообразные методики общения с пользователями-инвалидами, в том числе — дистанционный. На сайтах районных библиотек (все они, кстати, имеют выход в Интернет) регулярно устраиваются выставки творческих работ земляков, которые нашли себя в жизни вопреки всем болезням, виртуальные путешествия, ведутся рубрики «Художественный салон», «Творчество»
  • . В режиме он-лайн можно получить консультации юриста, психолога и других специалистов. В библиотеках работает электронная правовая общественная приемная, организуются правовые семинары для руководителей общественных организаций инвалидов, создана даже специальная служба знакомств. По праву гордится коллектив Детской библиотеки своим информационным бюллетенем. Его ежеквартальные выпуски выходят при поддержке Посольства США в России, фонда социальной защиты инвалидов, организации Союза инвалидов России и еще многих благотворительных фондов, которые неустанно ищут библиотекари-энтузиасты.

Информационные технологии для людей с ограниченными возможностями

Просмотрев данную презентацию, можно понять, что мир заботиться о людях с ограниченными возможностями. Не стоит на месте, изучает проблемы и предлагает методы их решения.

Интересные факты:

  • По самым последним расчётам ООН, в мире сегодня насчитывается около 1 миллиарда человек с различными степенями инвалидности. Это примерно 15% населения планеты. Из них 110–190 миллионов человек — это инвалиды, имеющие серьёзные функциональные ограничения.
  • Несмотря на ограниченные возможности здоровья, некоторые инвалиды оказывают огромную помощь вполне здоровым людям. Например, Ник Вуйчич (Nicholas Vujicic), рождённый с синдромом тетраамелии — редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию четырёх конечностей. Он всемирно известный мотивационный оратор, религиозный проповедник, меценат и писатель. Его выступления помогли тысячам совершенно здоровых людей найти свой путь в жизни.
  • Среди великих музыкантов современности можно вспомнить как минимум двоих, которые обладали врождёнными проблемами со здоровьем. Первый — это Стиви Уандер (Stevie Wonder), слепой от рождения певец, композитор, пианист, барабанщик, музыкальный продюсер, оказавший огромное влияние на развитие музыки XX века, 25-кратный лауреат премии «Грэмми». Не уступает ему в количестве наград знаменитый слепой музыкант Рэй Чарльз (Ray Charles), который награждён 17 премиями «Грэмми», попал в залы славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза. Кстати, в своё время он основал фонд помощи людям, страдающим глухотой. Когда его спросили, почему он помогает бороться с расстройствами слуха, а не зрения, тот ответил, что музыка спасла ему жизнь и он не знает, как бы жил, если бы не мог её слышать.
  • Американка Хелен Келлер (Helen Keller) ещё в младенчестве полностью лишилась слуха и зрения. Обычно такие дети не могут нормально развиваться и вынуждены влачить жалкое существование в приютах для душевнобольных. Однако в данном случае природа отступила перед упорством и талантом. Хелен удалось благодаря специальной системе обучения сначала окончить школу, а затем и университет. Впоследствии она посвятила свою жизнь политике, общественной деятельности и защите прав людей с ограниченными возможностями, а также написала 12 книг.

Вывод: В соответствии с поставленными задачами исследования было выяснено, что в настоящее время большое внимание уделяется вопросам реабилитации, социализации и успешному жизнеустройству детей с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных стандартах подробно расписаны результаты так называемого «уровня жизненной компетенции». Поэтому главной задачей коррекционных учреждений является создание условий для социализации и интеграции воспитанников в общество, их подготовку к самостоятельной жизни и труду.

Опрос:

Для какой группы освоить информационные технологии сложнее?

1)опорно-двигательный аппарат

2)по слуху

3)маломобильных групп

4)интеллекту

5)по зрению

Какое устройство вы считаете наиболее полезным?(сделайте вывод исходя из информации в презентации)

  1. Talkitt
  2. Open Sesame
  3. UNI
  4. Finger Reader

Используемые источники:

  • https://lifehacker.ru/7-facts-about-disabled/
  • https://studopedia.net/6_93291_razdel-osobennosti-informatsionnih-tehnologiy-dlya-lyudey-s-ovz.html
  • https://rosopeka.ru/articles/2987/87351/