Кудряшёв Николай Иванович (o5. 05.1904, Казань — 14.11.1982, Москва) — ученый-методист, доктор педагогических наук, профессор.
Краткая биографическая справка
Николай Иванович Кудряшёв, начинавший преподавателем в средних школах Казани и в Казанском педагогическом институте, с 1932 г. учительствовал в Москве. В годы Великой Отечественной войны был в рядах защитников родины, тяжело ранен. После войны работал заведующим редакцией в Детгизе, с 1947 г. — в Научно-исследовательском институте общего и политехнического образования, а с 1970 г.—в Научно-исследовательском институте содержания и методов обучения АПН СССР. В течение многих лет возглавлял редколлегию журнала «Литература в школе».
Научные труды
Особый интерес Николай Иванович проявляет к теоретическим вопросам методики преподавания литературы, поставив перед собой задачу раскрытия научных основ методики как педагогической дисциплины. Говоря о трех основных факторах, оказывающих влияние на педагогический процесс (учебный предмет, учитель и ученик), методист отмечает определяющее значение личности ученика в этом процессе. Результатом многолетних исследований педагога стала его докторская диссертация «Теоретические основы методики литературы» (1971).
Размышления Н.И. Кудряшёва в работе «О некоторых актуальных задачах методики литературы» (1948) стали основанием для выдвижения им определения методики литературы как «педагогической науки, объектом изучения и активного руководства которой являются учащиеся в процессе освоения ими художественной литературы, а также общего литературного и языкового развития».
Статья Н.И.Кудряшёва «Об эффективности занятий по литературе (к вопросу о методах обучения)» (1970) открывает новую дискуссию на страницах журнала «Литература в школе». Подробная характеристика четырех основных методов обучения литературе, выделенных педагогом на основе анализа новейших исследований в дидактике и методике и школьной практики, содержится в последней работе Кудряшёва — «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» (1981). Н. И. Кудряшёвым написаны также разделы «Методика преподавания литературы как наука» и «Методы обучения литературе» в учебнике для студентов педагогических институтов «Методика преподавания литературы» (1977), вышедшем под редакцией З.Я.Рез и позднее переиздававшемся.
В классификации методов обучения литературе Н. И. Кудряшева сочетаются традиции отечественной дидактики и специфики литературы как учебного предмета.
Классификация уроков литературы
Н.И. Кудряшёв разработал классификацию уроков литературы, исходя из специфики самого предмета. В классификацию входят: уроки изучения художественных произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи.
Уроки изучения художественных произведений
Уроки этого типа основной своей целью имеют развитие художественного восприятия эстетических и нравственных чувств; образного мышления школьников; обогащения их сознания художественными образами; нравственное, эстетическое, общественно-политическое воспитание; развитие непосредственного интереса к художественной литературе, потребности в постоянном общении с художественной книгой, с искусством; развитие умений самостоятельно разбираться в книгах, высказывать своё отношение к ним, самостоятельно находить интересные книги.
В соответствии с этими целями и содержанием уроков основной ведущий метод обучения — творческое чтение, а также различные сочетания этого метода с репродуктивным, эвристическим и исследовательским.
Уроки первого типа при всем их разнообразии бывают в основном трёх видов:
- уроки художественного восприятия произведения;
- уроки углубленной работы над произведением;
- уроки, обобщающие работу над произведением.
Надо отметить и такую разновидность уроков первого типа, как урок синтетический, на котором учитель читает небольшое произведение (преимущественно стихотворение), разбирает его, и в конце урока весь материал обобщается.
Уроки изучения теории и истории литературы
Это особого вида уроки, требующие сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, то есть репродуктивного, эвристического и исследовательского методов.
Выделяют:
- уроки формирования теоретико-литературных понятий
- уроки усвоения научных, литературно-критических статей
- уроки по биографии писателя
- уроки по историко-литературным материалам
Уроки обобщения, повторения, опроса
Системность знаний связана с постановкой перед учениками познавательных задач, требующих применения приобретенных знаний и умений.
Отдельные уроки, посвященные повторению, обычно связаны с опросом. Возможны и специальные уроки опроса, но четкие по структуре и логике последовательного повторения, закрепления материала, его систематизации. Практикуются и уроки-лекции, посвященные обобщению и повторению материала, с последующим опросом.
Уроки развития речи
Каждый из описанных выше уроков так или иначе связан с обогащением речи, но нужны и специальные уроки, посвященные этой задаче на материале литературы и других искусств и на материале непосредственных жизненных впечатлений.
Уроки анализа сочинений
Эти уроки также хорошо известны. Следует лишь обратить внимание на то, что и они должны носить обучающий характер. На анализе хороших и посредственных сочинений, имеющих достоинства и типичные недостатки, учитель показывает, каким должно быть сочинение не только по содержанию, но и по логике изложения, доказательности и по стилю. Не следует читать вслух совсем слабые сочинения: это травмирует авторов таких сочинений и ничего не дает классу.
Перечисленные виды уроков могут иметь многие варианты в зависимости от конкретной цели, содержания, методов и приемов обучения.
Список используемой литературы
1.Беленький Г. И. О методическом наследии Н. И. Кудряшева // ЛШ. — 1984. — №2.
2.Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Теория и методика обучения литературе. — М.: Академия , 2008.
3.Красноусов А. М. Очерки по истории советской методики преподавания литературы. — М.: , 1959.
4.Рез З.Я. Методика преподавания литературы.-М.: Просвещение, 1977