Кудряшёв Николай Иванович

 

  

Кудряшёв Николай Иванович (5(18). 5.1904, Казань, — 14.11.1982, Москва) -педагог, методист по литературе

Ученая степень: доктор педагогических наук (1971), профессор (1972)

Краткая биографическая справка

Николай Иванович Кудряшев, начинавший преподавателем в средних школах Казани и в Казанском педагогическом институте, с 1932 г. учительствовал в Москве. В годы Великой Отечественной войны был в рядах защитников родины, тяжело ранен. После войны работал заведующим редакцией в Детгизе, с 1947 г. — в Научно-исследовательском  институте общего и политехнического образования, а с 1970 г.—в Научно-исследовательском институте содержания и методов обучения АПН СССР. В течение ряда лет возглавлял редколлегию журнала «Литература в школе».

Научные труды

Уже в своих ранних методических работах Кудряшев заявляет о себе как педагог-исследователь, уделяющий много внимания вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках литературы, изучению литературных произведений с учетом их родовой специфики.

Особый интерес проявляет Кудряшев к теоретическим вопросам методики преподавания литературы, поставив перед собой задачу раскрытия научных основ методики как педагогической дисциплины. Его статьи «О некоторых актуальных задачах методики литературы» (1948), «О состоянии и задачах методики литературы» (1956), «Методика литературы как научная дисциплина» (1959) вызывают оживленные дискуссии. Говоря о трех основных факторах, оказывающих влияние на педагогический процесс (учебный предмет, учитель и ученик), Кудряшев отмечает определяющее значение личности ученика в этом процессе. Результатом многолетних исследований педагога стала его докторская диссертация «Теоретические основы методики литературы» (1971).

Н.И.Кудряшев активно участвовал в разработке школьных программ и подготовке пособий, адресованных учителям-словесникам. Под его редакцией и при его непосредственном участии выходит солиднейший методический сборник «Вопросы методики преподавания литературы в школе» (1962), известные пособия «За творческое изучение литературы в средней школе» (1963, 1968), «Преподавание литературы по новым программам» (1970), «Изучение литературы в IV классе» (1975).

Размышления Н.И. Кудряшева в работе «О некоторых актуальных задачах методики литературы» (1948) стали основанием для выдвижения им определения методики литературы как «педагогической науки, объектом изучения и активного руководства которой являются учащиеся в процессе освоения ими художественной литературы, а также общего литературного и языкового развития».

Н.И. Кудряшев обосновывает необходимость исследования законов развития репродуцирующего, логического, творческого воображения учащихся на уроках литературы; раскрытия механизма восприятия учащимися лирических, повествовательных, драматических произведений; определения роли наглядных пособий в литературном развитии учащихся и т.д.

Статья Н.И.Кудряшева «Об эффективности занятий по литературе (к вопросу о методах обучения)» (1970) открывает новую дискуссию на страницах журнала «Литература в школе». Подробная характеристика четырех основных методов обучения литературе, выделенных педагогом на основе анализа новейших исследований в дидактике и методике и школьной практики, содержится в последней работе Кудряшева — «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» (1981). Классификация методов обучения и типология уроков литературы, предложенные ученым, получают широкое распространение в учительской среде, находят отражение в методической литературе. Н. И. Кудряшевым написаны также разделы «Методика преподавания литературы как наука» и «Методы обучения литературе» в учебнике для студентов педагогических и институтов «Методика преподавания литературы» (1977), вышедшем под редакцией З.Я.Рез и позднее переиздававшемся.

Классификация методов обучения литературе

Н.И.Кудряшевым определены следующие методы изучения литературы в школе: творческое чтение, эвристический, исследовательский, репродуктивный.

Метод творческого чтения

Целью его является активизация художествен­ного воспри­ятия, формиро­вание средст­вами искусства художественных переживаний, художественных склонностей и способностей школьников.

Для метода творческого чтения характерны следующие приемы:

  1. Обучение выразительному чтению;
  2. Чтение мастеров ху­дожественного слова;
  3. Комментированное чтение (чтение с сопутст­вующим комментарием);
  4. Беседа по выявлению первоначального воспри­ятия;
  5. Постановка проблемы, углубляющей художест­вен­ное восприятие школьников;
  6. Творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Эвристический (частично-поисковый) метод 

Более углубленный анализ текста неизбежно связывается с изучением элементов науки о литературе. Расширяется содержание изучаемого материала, идет поиск разрешения проблем. Данный метод чаще всего осуществляется в эвристической беседе.

Данный метод предусматривает следующие приемы:

  1.  Построение системы вопросов;
  2.  Построение системы заданий;
  3. Постановка проблем для решения задач через эвристическую беседу.

Исследовательский метод

Цель исследовательского метода — развить умение самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса.

Исследовательский метод предусматривает такие приемы:

  1. Постановка проблем­ных вопро­сов, исследова­тельских заданий;
  2. Формулировка тем докладов и рефератов, за­даний твор­ческого харак­тера по эстетическим, ли­тературоведческим, нрав­ственным проблемам.

Результаты исследований могут быть оформлены в виде докладов на классных занятиях, в докладах для учащихся других классов, в сочинениях, в статье школьной газеты или школьного литературного журнала, в районной или городской газете или журнале.

Репродуктивный метод

При репродуктивном методе учащиеся получают знания как бы в готовом виде, но не догматически. Развитию мысли учащихся способствует проблемное изложение материала. Важно не само по себе репродуцирование готового материала, но и обобщение, суммирование знаний.

Репродуктивный метод  предусматривает следующие приемы:

  1. Обзорная лекция;
  2. Задания по учебнику, учебным пособиям.

Следует отметить, что система классификации методов обучения литературе, созданная Н.И. Кудряшевым, ориентирована на взаимосвязь методов в реальном педагогическом процессе, в рамках конкретного урока.

Классификация уроков литературы

Н.И. Кудряшев разработал классификацию уроков литературы, исходя из специфики самого предмета. В классификацию входят: уроки изучения художественных произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи.

Уроки изучения художественных произведений

Уроки этого типа основной своей целью имеют развитие художественного восприятия эстетических и нравственных чувств, образного мышления школьников, обогащения их сознания художественными образами, нравственное, эстетическое, общественно-политическое воспитание, развитие непосредственного интереса к художественной литературе, потребности в постоянном общении с художественной книгой, с искусством, развитие умений самостоятельно разбираться в книгах, высказывать своё отношение к ним, самостоятельно находить интересные книги.

В соответствии с этими целями и содержанием этих уроков основной ведущий метод обучения — творческое чтение, а также различные сочетания этого метода с репродуктивным, эвристическим и исследовательским.

Уроки первого типа при всем их разнообразии бывают в основном трёх видов:

  • уроки художественного восприятия произведения;
  • уроки углубленной работы над произведением;
  • уроки, обобщающие работу над произведением.

Надо отметить и такую разновидность уроков первого типа, как урок синтетический, на котором учитель читает небольшое произведение (преимущественно стихотворение), разбирает его и в конце урока весь материал обобщается.

Уроки изучения теории и истории литературы

Как известно, основы знаний по теории и истории литературы школьники получают в процессе изучения конкретных художественных произведений. Однако нужны и отдельные уроки, специально посвященные этим разделам курса. Вне системы необходимые знания ни воспринять, ни тем более усвоить невозможно. Эти уроки требуют иной работы, иных умений, чем уроки изучения художественных произведений, хотя и связаны с ними. Приведем несколько примеров уроков разных видов.

Уроки формирования теоретико-литературных понятий

Уроки по теории и истории литературы принципиально отличаются от уроков по изучению произведений по материалу, целям, характеру учебной деятельности, по умениям и навыкам. Учащиеся здесь имеют дело с логикой науки. Сложность заключается в том, что если при анализе произведений каждый его компонент (образ, композицию, язык и пр.) школьники стремятся связать с целым и рассматривать этот компонент в его неповторимом своеобразии в едином стиле произведения, то на уроках теории из ряда изученных произведений извлекается один компонент (например, композиция) как общий для всех, хотя он и проявляется каждый раз своеобразно.

Уроки усвоения научных, литературно-критических статей

Уже обучение школьников работе над более или менее сложными главами учебника может потребовать целого урока. Тем более специального внимания требует обучение старшеклассников работе над критическими статьями Н.А. Добролюбова, Д.В. Чернышевского, Н.Н. Страхова, А.В. Дружинина, И.А. Ильина, И. Эренбурга, Н.В. Володиной.

Надо учить школьников не просто запоминать важнейшие положения читаемых работ, но понимать ход мысли автора, аргументацию, уметь подтверждать своими примерами выводы автора, превращать их в собственные убеждения. Для такого вида уроков характерно сочетание репродуктивного метода с исследовательским.

Уроки по биографии писателя

Это может быть живой и эмоциональный рассказ учителя, включающий отрывки из воспоминаний современников, иллюстрированный портретами, документами и другими материалами, могут быть и краткие сообщения учащихся. Во всех случаях надо дать живой, неповторимый, оригинальный, привлекательный образ писателя-творца, человека и гражданина.

Уроки по историко-литературным материалам

В основном это уроки, посвященные обзорным темам в 9 — 11 классах, а также вступительные и заключительные к монографическим темам.

Это особого вида уроки, требующие сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, то есть репродуктивного, эвристического и исследовательского методов.

Уроки обобщения, повторения, опроса

Системность знаний связана с постановкой перед учениками познавательных задач, требующих применения приобретенных знаний и умений.

Отдельные уроки, посвященные повторению, обычно связаны с опросом. Возможны и специальные уроки опроса, но четкие по структуре и логике последовательного повторения, закрепления материала, его систематизации. Практикуются и уроки-лекции, посвященные обобщению и повторению материала, с последующим опросом.

Уроки развития речи

В процессе изучения художественных произведений и основ литературоведения школьники обогащают свой словарь, фразеологию. Каждый из описанных выше уроков так или иначе связан с обогащением речи. Однако нужны и специальные уроки, посвященные этой задаче на материале литературы и других искусств и на материале непосредственных жизненных впечатлений.

Кратко охарактеризуем уроки разных типов:

  1. Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства.Отправным пунктом в логике построения урока служат непосредственные наблюдения, отбор материала, работа над языком и композицией. Стимулом к работе может быть картина, фотомонтаж.В средних и особенно старших классах учащиеся пишут отзывы, рецензии на прочитанные книги, просмотренные спектакли, кинокартины, телепостановки. Роль учителя здесь очень велика, прежде всего, в воспитании хорошего вкуса учащихся, культуры суждений, культуры стиля.
  2. Уроки обучения рассказам, устным ответам и устным докладам.Необходимо систематически учить устной речи, начиная с кратких, но содержательных ответов и кончая докладами.
  3. Специальный урок посвящается развитию следующих умений (на материале художественного произведения, учебника, критической статьи, лекции учителя и пр.):
  • четко осознать поставленную задачу;
  • быстро отобрать нужный материал, выделить в нем наиболее существенное;
  • составить план сообщения;
  • четко произнести его.

В начале урока под руководством учителя проводится коллективная работа, затем учащиеся выполняют задания. Естественно, что после специального урока эти умения проверяются и закрепляются на многих других уроках.

Уроки анализа сочинений

Эти уроки также хорошо известны. Следует лишь обратить внимание на то, что и они должны носить обучающий характер. На анализе хороших и посредственных сочинений, имеющих достоинства и типичные недостатки, учитель показывает, каким должно быть сочинение не только по содержанию, но и по логике изложения, доказательности и по стилю. Не следует читать вслух совсем слабые сочинения: это травмирует авторов таких сочинений и ничего не дает классу.

Перечисленные виды уроков могут иметь многие варианты в зависимости от конкретной цели, содержания, методов и приемов обучения.

Список используемой литературы

1.Беленький Г. И., О методическом наследии Н. И. Кудряшева, ЛШ, 1984, № 2.

2.Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Теория и методика обучения литературе. М.: Академия, 2008.

3.Красноусов А. М. Очерки по истории советской методики преподавания литературы. – М., 1959

4.Кудряшов Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.