Вступительное слово о писателе
Михаил Юрьевич Малышев – волгоградский писатель, член Союза Писателей России, координатор конкурса фантастического рассказа «Феникс», посвящённого памяти С.Н.Синякина.
Дата рождения: 15 декабря 1965 г. (Волгоград)
Образование: высшее (окончил в 1990 году филологический факультет ВолГУ по специальности «Английский язык и литература»).
Михаил Юрьевич начал свою творческую деятельность как поэт. Первые стихотворения были написаны им еще в студенческие годы и опубликованы волгоградских газетах «Молодой ленинец», «Вечерний Волгоград», «Волгоградский университет», часть из них вошла в сборник стихов и статей «Сердце-увеличитель» (2007).
Позднее Малышев отошел от поэтических текстов и переключился на прозу. Большое влияние на его творчество оказали заседания ростовского клуба любителей фантастики «Притяжение» (в 2013 году писатель перебрался в Ростов-на-Дону). Общение с членами одного из старейших в России КЛФ сподвигло Михаила Малышева к написанию текстов этого жанра. Первым шагом от реалистической прозы к фантастике для него стал опубликованный в фэнзине «Шалтай-Болтай» рассказ «Николаич, вопросов нет!» (2010), написанный на тему, заданную Сергеем Синякиным.
Рассказы Михаила Малышева публиковались в Ростове-на-Дону (альманах «Притяжение»), Санкт-Петербурге (альманах «Полдень»), Москве (журнал «Мир фантастики»).
|
В книгу прозы вошли рассказы разных лет — от динамичных, с закрученным как пружина сюжетом, до рассказов очеркового плана, подобных течению неторопливой реки.
В рассказах Михаила Малышева, которые можно отнести к юмористической фантастике, переплетаются грустное и смешное, абсурдность мира и бесшабашная готовность героев перекроить действительность под себя, что непременно вызовет улыбку даже у самого серьезного читателя. Михаил Малышев пишет в основном социальную и юмористическую фантастику.
Система вопросов к рассказу «Степи васильковый цвет» (2015)
Рассказ входит в сборник «Медлительная река».
«Степные цветы» худ. М.С. Сарьян
- О чем этот рассказ? Какие эмоции он у вас вызвал?
Главный герой рассказа, Георгий, едет в город, где когда-то учился его дед, чтобы попробовать узнать что-то о его молодости и студенческой жизни. Рассказ вызвал у меня исключительно положительные эмоции. Он очень добрый и поэтому читается легко.
- Почему, разговаривая с работниками политеха, Георгий «сбивался»?
Георгий переживал за исход дела (сможет ли получить желанную информацию) и из-за этого «не мог унять дрожь в голосе». Он много лет хотел узнать информацию о своем дедушке, и когда приблизился к своей цели, то почувствовал волнение.
- Почему для главного героя так важно узнать о своем деде? Для чего люди стремятся помнить о своем прошлом?
Георгий трепетно относится к своему деду, любит его, с удовольствием вспоминает связанные с ним эпизоды из детства, но сокрушается, что мало говорил с ним: «Знаете, как бывает? Думаешь, куда торопиться? Успею еще с дедом поговорить по душам… Не успел». Мне кажется, что люди интересуются прошлым своей семьи, так как понимают неразрывную связь между прошлым и настоящим. Не помня своего прошлого, трудно выстроить свое будущее. Знания о жизни своих родственников могут помочь понять, откуда в семье появились какие-то традиции, какой талант часто проявляется в семье и т.д.
- Как вы думаете, почему главный герой чувствует себя спокойнее именно в присутствии Татьяны?
Я думаю, что Георгий переживает намного меньше в обществе Татьяны, так как она открыто настроена к нему: налила чай, создала атмосферу спокойствия и уюта. В канцелярии, где Георгий был до этого, царил хаос (люди сновали туда-сюда, везде кипела жизнь), а в архиве все тихо и спокойно. Татьяна охотно поддерживает разговор и пытается решить проблему гостя.
- Что, на ваш взгляд, заставило Татьяну проникнуться проблемой Георгия и даже после его ухода продолжить искать информацию о его деде?
Мне кажется, что Татьяна могла понять важность этого вопроса для Георгия, ведь он рассказал ей, как был привязан к своему дедушке в детстве, и что не успел поговорить с ним обо всем при жизни. Многие люди жалеют, что не успели о чем-то спросить своих ушедших родных. Татьяне это чувство могло быть знакомо.
- Герою не удается узнать о прошлом деда, это огорчает его, но он готов двигаться дальше. Как вы думаете, должен ли человек зацикливаться на прошлом или, помня о нем, двигаться дальше?
Я считаю, что человек должен помнить прошлое, но не делать его центром своей жизни. Воспоминания о прошлом помогают нам не повторять прошлых ошибок. Для того, чтобы быть мудрым и осознанным, важно не забывать о своих корнях, так как только тот, кто помнит свое прошлое, может по-настоящему разбираться в настоящем и формировать будущее. Герой понимает, что он не сможет узнать больше о своем деде и отпускает эту ситуацию. Деда уже нет, архива тоже, узнать что-то о дедушке уже вряд ли удастся, но жизнь идет дальше и можно наслаждаться ее течением.
Список используемой литературы:
- Личная страница М. Ю. Малышева // [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/id589703313 (дата обращения: 19.12.2023)
- Малышев М. Ю. Медлительная река : рассказы / М. Ю. Малышев. – Волгоград: Станица-2, 2015. С. 73-82.
- Малышев М. Ю. Подарок от маршала : рассказы / М. Ю. Малышев. – Москва : Станица-2, 2020. – 48 с.
- Михаил Малышев //[Электронный ресурс]. URL : http://edu.vspu.ru/volgacon/authors/mihail-malyishev (дата обращения: 19.12.2023)