БИОГРАФИЯ
Оксана Юрьевна Богданова (Бурлаченко) (1 октября 1930, Харьков – 8 ноября 2007, Москва) – методист-словесник, доктор педагогических наук (1980); профессор, член Академии педагогических и социальных наук; декан филологического факультета (1988–1994); заведующий кафедрой методики преподавания литературы МПГУ (1983–2004).
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало профессиональной деятельности и вся последующая жизнь О. Ю. Богдановой были связаны с Московским государственным педагогическим институтом имени В. И. Ленина, вечернее отделение которого она закончила в 1953 году. Работа в медицинском техникуме №6 и школе № 29 г. Москвы стала первым этапом её становления как специалиста в области методики преподавания литературы. Потом была аспирантура и защита в 1959 году кандидатской диссертации «Методика работы по формированию навыков самостоятельного анализа образа-персонажа в старших классах средней школы», которую она готовила в течение 6 лет под руководством академика В. В. Голубкова. Целью данной диссертации являлось «изучение некоторых условий формирования навыков самостоятельного анализа образа литературного героя учениками старших классов». Богданову О. Ю интересовало то, какие методические приёмы дают возможность на примере анализа ряда конкретных персонажей сформировать у учащихся понятие о художественном образе научить их осознанно воспринимать его и самостоятельно анализировать. В результате многолетней плодотворной работы над диссертацией и ряда экспериментальных исследований в школах и вузе, Богданова О. Ю. пришла к выводу: «Работа по развитию навыков разбора образа-персонажа обогащает, самостоятельное чтение школьников, содействует воспитанию у них художественного вкуса, учит осознанному восприятию произведений, повышается активность учеников на уроках, улучшается качество сочинений, растёт самостоятельность в оценке художественных произведений» [Бурлаченко, 1959].
В 1980 году О. Ю. Богданова защитила докторскую диссертацию «Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы» [Богданова, 1980]. У учёного появились многочисленные ученики и последователи. Под её руководством было подготовлено и защищено свыше 30 кандидатских и докторских диссертаций. Среди учеников О. Ю. Богдановой – известные специалисты по методике преподавания литературы, доктора педагогических наук В. Ф. Чертов, С. А. Зинин, М. Г. Ахметзянов, И. В. Сосновская, Р. В. Якименко и др.
Тот период жизни кафедры методики преподавания литературы, который был связан с активной деятельностью профессора Богдановой в качестве заведующего кафедрой (1983–2007), прошёл под знаком возрождения лучших традиций научной школы В. В. Голубкова и формирования новых направлений научных исследований. Богданова О. Ю. преподавала в университете около 50 лет и за эти годы её работы получили широкую известность. Она принимала участие в разработке образовательных стандартов общего среднего и высшего педагогического образования, программы курса методики преподавания литературы для студентов педагогических вузов, программ по литературе для поступающих в высшие учебные заведения и в аспирантуру, методического пособия «Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях» (1982), пособия к устному и письменному экзамену по литературе, тестовых заданий и др. В 1995 году вышел учебник «Методика преподавания литературы» в двух частях, подготовленный коллективом авторов под руководством О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана, ставший результатом сотрудничества двух методических школ, Московской и Ленинградской (Санкт-Петербургской).
КРУГ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Приуроченный к 75-летнему юбилею сборник «Избранных трудов» О. Ю. Богдановой может рассматриваться как наглядная демонстрация результатов научной деятельности известного методиста. В «Избранных трудах» нашли отражение основные направления методических поисков учёного. Начальный этап её педагогической работы был связан с интересом к психологии восприятия школьниками произведений художественной литературы, который во многом предопределил все последующие её искания учёного-исследователя. О. Ю. Богданова в своих работах особое внимание уделяла, прежде всего, теоретическим проблемам методики преподавания литературы: взаимосвязи восприятия и анализа литературного произведения; уроку литературы; формированию теоретико-литературных понятий; развитию мышления учащихся на уроках литературы; анализу литературного произведения с учётом его жанрово-родовой специфики.
Её интересовали различные направления в методике преподавания литературы: вопросы восприятия учащимися литературных образов, развитие мышления учеников на уроках литературы, нравственно-эстетическое воспитание учащихся на занятиях по литературе, формирование читательской культуры учеников, проблемы современного урока литературы, изучение поэтики художественного произведения, а также проблемы самостоятельной работы учащихся на уроках литературы.
На протяжении многих лет О. Ю. Богданова в своих научных и методических работах обращалась к различным аспектам развития читательской самостоятельности в процессе обучения литературе: самостоятельная работа на уроке литературы и вне урока, самостоятельный анализ текста, читательские умения и навыки, самостоятельные письменные работы учащихся, самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, индивидуальные и групповые задания по литературе, развитие самостоятельности мышления и др.
О. Ю. Богданова не раз возвращалась к проблеме самостоятельной работы на уроке литературы в своих статьях. Она была убеждена, что преподавание литературы должно быть построено так, чтобы ученики не только усваивали определённую сумму знаний по ряду произведений, изучаемых в классе, но и научились в школе самостоятельно анализировать художественные произведения, применять полученные знания на практике.
В статье «О формировании навыков самостоятельного анализа образа-персонажа в старших классах средней школы» (1961) она справедливо замечает: «Для разработки методов анализа образа-персонажа, для повышения эффективности преподавания литературы и поисков развития навыков самостоятельной работы на уроках литературы существенное значение имеет знание основных закономерностей восприятия художественных произведений учащимися» [Бурлаченко, 1961]. Учёный наглядно и убедительно показывает, что в целях формирования у старшеклассников умения самостоятельно анализировать литературный образ хорошие результаты даёт сочетание разбора конкретного персонажа с сообщением учащимся теоретических сведений о литературном образе, с определением содержания понятия анализа образа и с ориентацией учеников на необходимость применять полученные знания при самостоятельном чтении произведения. Последовательное, систематическое применение этих знаний при изучении конкретных художественных образов «закрепляет систему признаков этого понятия на практике, содействуя развитию навыков самостоятельности» [Бурлаченко, 1961]. Автор статьи предлагает дать учащимся понятие о художественном образе, что является первоочередной задачей совершенствования навыков самостоятельного анализа персонажа. Подводя итоги своего исследования, учёный делает вывод о том, что работа по развитию навыков анализа образа обогащает самостоятельное чтение школьников, содействует воспитанию у них художественного вкуса, учит осознанному восприятию произведений, улучшает качество сочинений, повышает активность учащихся на уроках и самостоятельность в оценке художественных произведений.
Людям, близко знавшим О. Ю. Богданову, коллегам было хорошо известно её увлечение творчеством И. А. Бунина. На протяжении многих лет она в той или иной форме обращалась к его творческому наследию. Итогом этих многолетних раздумий и исследований стала её книга «Бунин в школе», вышедшая в 2003 году.
Размышляя о проблемах современного литературного образования, об обновлении содержания школьной учебной дисциплины «Литература», о новых методах, приёмах и технологиях преподавания литературы в школе XXI века, О. Ю. Богданова писала: «Ориентация на воспитание творческой личности, подготовленной к самостоятельной деятельности, определяет принципы изучения творчества писателя в школе. Они основаны на углублении связей между чтением, восприятием произведения и его интерпретацией, анализом, системой историко-литературных и теоретико-литературных знаний, между образным, понятийным и действенным мышлением школьника. Всё сказанное определяет методологию преподавания литературы, реализацию идеи развивающего обучения в контексте культуры, углубление воспитательного значения уроков литературы» [Богданова, 2003].
Мысли, идеи О. Ю. Богдановой, связанные с различными аспектами проблемы развития читательской самостоятельности в процессе обучения литературе, находят развитие и продолжение в трудах её учеников и последователей. Её открытия в области методики преподавания литературы актуальны по сей день и помогают в условиях современного образования воспитать духовно-нравственную личность.
СПИСОК НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫХ ТРУДОВ
- Бурлаченко О. Ю. Методика работы по формированию навыков самостоятельного анализа образа-персонажа в старших классах средней школы: Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата пед. наук (по методике литературы) / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. – М., 1959. – 15 с.
- Бурлаченко О. Ю. О формировании навыков самостоятельного анализа образа-персонажа в старших классах средней школы // Активизация преподавания литературы в средней школе / под ред. В. В. Голубкова. – М.: 1961. – 78-97 с.
- Богданова О. Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: пособие к спецкурсу. – М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1979. – 74 с.
- Богданова О. Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы. Дис. д-ра пед. наук. – М., 1980. – 481 с.
- Богданова О. Ю. Формирование понятия «критического реализма» в процессе изучения литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 1980. – 96 с.
- Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы: учебник для студентов педагогических вузов в двух частях. Часть 1 / под ред. О. Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 286 с.
- Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы: учебник для студентов педагогических вузов в двух частях. Часть 2 / под ред. О. Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 288 с.
- Экзамен по литературе: от выпускного – к вступительному / Богданова О. Ю., Овчинникова Л. В., Романичева Е. С.; под ред. О. Ю. Богдановой. – М.: Просвещение, 1997. – 158 с.
- Теория и методика обучения литературе / Богданова О. Ю., Челышева Т. В., Чертов В. Ф. // Программы по специальным дисциплинам для поступающих в аспирантуру. – М.: Прометей, 1998.
- Основы художественной культуры. Литература: тестовые задания для учащихся общеобразовательных школ и абитуриентов вузов / Богданова О. Ю., Челышева Т. В., Чертов В. Ф.; под ред. Н. А. Селезнёвой, В. П. Беспалько. – М.: Владос, 1999. – 125 с.
- Богданова О. Ю. Бунин в школе. Книга для учителя. – М., 2003. – 304 с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы: учеб. / под ред. Богдановой О.Ю. – М., 1999. – 400 с.
- Богданова О.Ю. Бунин в школе. Книга для учителя. – М., 2003. – 304 с.
- Богданова О.Ю. Формирование понятия «критического реализма» в процессе изучения литературы в 8 кл. – М., 1980. – 96 с.
- Методика преподавания литературы. Персоналии: библиографический словарь / В. Ф. Чертов, А. М. Антипова, Е.И. Белоусова, В. П. Журавлёв [и др.] / сост. и науч. ред. Чертов В.Ф. – М.: МПГУ, 2018. – 410 с.
- Жаров Т.К. Богданова Оксана Юрьевна // сайт МПГУ. – 2012. – [Электронный ресурс]. URL: http://mpgu.su/scientists/bogdanova-oksana-yurevna/ (Дата обращения: 13.10.2019).
Выполнили студенты ФЛ-РЛБ-31 группы:
Бурова Анастасия,
Веденеева Вероника,
Карпова Анастасия.