Автор: Лопаткова Юлия.
Объект исследования: Музыка и математика.
Предмет исследования: Математика в музыке.
Гипотеза:
Любое музыкальное произведение можно представить как некую математическую модель.
Цель исследования: Выявление общих элементов и установление связи между математикой и музыкой.
Задачи:
1)Выяснить, были ли в истории попытки связать математику с музыкой.
2) Найти общие элементы в математике и в музыке. (провести исследование связи цифр и музыки;)
3)Сформулировать выводы.
Методы исследования:
1) Изучение литературы, сбор информации;
2) Исследование связи музыки и математики; исследование связи цифр и музыки.
3) Анализ полученных результатов, выводы.
Математика-наука, которая встречается в нашей жизни очень часто. С самых первых дней в школе нас начинают знакомить с цифрами, далее числами и, позже, такими разделами математики как алгебра и геометрия; далее мы знакомимся с другими разделами этой науки, но, на самом деле, можно говорить о более широком понимании термина «математика». Мы встречаемся с математикой в нашей жизни не только, когда нам приходится проводить какие-то вычисления или рассматривать какие-либо фигуры, но даже когда мы слушаем музыку, мы соприкасаемся с математикой.
Почему на протяжении многих веков музыка так привлекательна для большинства людей? Почему она пленяет умы, способна организовать, способна создать весёлое настроение или, наоборот, умиротворить?
Оказывается, музыкальные произведения соединяют, на первый взгляд, несовместимые вещи: высокие чувства и математический расчёт.
Также мною была рассмотрена история развития жанров музыки.
История развития жанров музыки.
Совпадение музыкальной и математической одаренности сделало эту тему предметом внимания психологов. Им хотелось понять психологические механизмы, стоящие у истоков музыкально-математической близости. Сущность психологических связей между музыкальными и математическими способностями стала яснее, когда ученые обратили внимание на повышенно абстрактный характер восприятия музыкантов. Привыкнув замечать пропорционально-симметричные отношения внутри музыкальной формы, привыкнув охватывать в своем сознании разнообразные структуры, не имеющие явных предметных аналогов, музыканты переносят навыки пространственно-геометрического восприятия на реальную действительность.
Провела опрос в соц.сети,и выяснила:
1 вопрос. Многие из опрошенных слушают музыку большую часть своего времени.
2 вопрос. Большинство из опрошенных слушают музыку более 6 часов в день
3 вопрос. На данный вопрос больше половины ответили,что связь между музыкой и математикой явно существует.
4 вопрос. Большинство считают,что «Математика нужна для гармонии в музыке.»
Вывод: В заключение исследования, мне хочется процитировать слова известного философа, математика 19-20 вв. Бертрана Рассела «Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой – красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству, которое свойственно лишь величайшим образцам искусства».
Источники:
1)Шарапкина Е. П. Гармония математики и музыки/П.Е.Шарапкина.//Университетские чтения 2006г.
2)Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка /авт. А.С. Кленов. Под общей ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 2010. – 46
3)Математика.Цитаты,афоризмы,высказывания о математике.[Электронный ресурс] http://chto-takoe-lyubov.net/tsitaty-o-lyubvi/kollektsii-tsitat-aforizmov-o-lyubvi/6878-matematika-czitaty-aforizmy-vyskazyvaniya-o-matematike (Дата обращения:03.07.2017)
4)Музыка и математика в цифрах-Живая наука.
[Электронный ресурс] livescience.ru/Статьи:Музыка-математика-в-цифрах (Дата обращения:03.07.2017)