Цель работы: выработка рекомендаций по подбору мультфильмов для дошкольного возраста.
Задачи работы:
1.возрастная психология ребенка ;
2.изучить особенности отечественных и зарубежных мультфильмов;
3.определить какую пользу и вред может привести просмотр мультфильмов;
4. провести анкетирование , с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов ;
5.проанализировать результат и сделать вывод.
Гипотеза: мультфильмы вредны для восприятия , как о них пишут психологи и говорят взрослые.
1. Возрастная психология ребенка
18 месяцев — З года. Нужно стараться не оставлять ребенка дошкольного возраста один на один с включенным телевизором. Существует опасность, что у него разовьется необоснованное чувство страха или сложатся ошибочные представления о мире, поскольку в этом возрасте дети еще не обладают интеллектуальными и эмоциональными средствами, чтобы объяснить то, что происходит на экране. Ребенка , который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для родителей — озвучить то, что он интуитивно чувствует. Ребенок подражает, показывает пальчиком, потом повторяет слова и запоминает их. Только при условии повторений и комментариев родителей приобретенный опыт и его контекст запоминаются и обретают смысл.В идеале необходимые объяснения следует давать непосредственно во время просмотра, это принесет больше пользы. Тем не менее, возвратиться к сюжету мультфильма после того, как он закончился, все-таки лучше, чем оставить его вовсе без комментариев. Ошибочно думать, что 2 — 3-летний ребенок все понимает, только потому что узнает того или иного персонажа. Называя его имя, он не всегда знает, что тот делает и почему.
3 — 6 лет. Только к 3-6 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм — это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх. Конечно, дети еще не полностью воссоздают цепь событий: то, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями и личным: опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он — это он, и осознает свое отличие от остальных, а значит, может притвориться кем-то другим. Имитация становится его любимым занятиям. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Ребенку важно «понарошку» пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни. Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже — с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.
2.Изучить особенности отечественных и зарубежных мультфильмов
Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно — добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка.Они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Телевидение ориентировано на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того, чтобы завлечь детей существует множество каналов, которые показывают мультфильмы, сериалы. Когда ребенок смотрит мультфильмы, словно отключается от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия, а порой страхи.
Зарубежные мультфильм, только с виду кажется весьма безобидной поделкой. Часто так же кажется поделкой весьма глупой и грубой, но, не несущей никакой особой смысловой, а, тем более, идеологической, нагрузки. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле.И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. Некоторые родители, просто запрещают своим детям смотреть их. Они воспринимают эти мультфильмы как «очень злые и не учащие добру». Многие родители не запрещают своим детям смотреть их. Не запрещают не потому, что не почувствовали растленного влияния данной продукции, а потому что их они даже не смотрели. Они не смотрят эти фильмы по той причине, что привыкли к ещё советской системе — «по телевизору детям плохого не покажут».
3.Определить какую пользу и вред может привести просмотр мультфильмов
Мультфильм в той или иной степени отражает формы поведения, которые дети перенимают. Современные диснеевские мультфильмы преподносят детям эталоны поведения, нетипичные для нашей страны. Так же большинство российских современных мультфильмов демонстрируют модель поведения, которому свойственны избалованность, невоспитанность, жестокость, лень, эгоистичность.Многие исследователи подвергают критике современные мультфильмы. Ещё А. Бандура, проводя исследования в 60-х годах ХХ века, доказал, что сцены насилия, жестокости, увиденные детьми по телевизору, пробуждают агрессивность и формируют негативные черты характера.Влияние мультфильма на дошкольника объясняется действием таких психологических механизмов, как заражение, внушение и подражание. Заражение – герои мультфильмов выступают как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Внушение – герои мультфильмов формируют стереотипы поведения и разрешения различных ситуаций. Подражание – дошкольники подражают поведению героев и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем ребенок воспринимает такое поведение как естественное и правильное.
Негативные признаки современных мультфильмов:
· агрессивность главных героев, жестокость, стремление нанести вред окружающим. Соответственно, такие мультфильмы способствуют проявлению у детей агрессии, безжалостности, жестокости;
· девиантное поведение героев, которое не наказывается. В результате, у ребенка складывается представление о том, что данная форма поведения допустима в современном обществе;
· демонстрация форм поведения, которые могут быть опасны для жизни и здоровья ребенка. В итоге, у ребенка снижается порог чувствительности к опасности;
· демонстрация уродливых и непропорциональных героев, что способствует разрушению существующих эталонов красоты;
· безнаказанное неуважительное отношение к близким людям, к старшим, к животным и растениям;
· негативные речевые формы поведения, речевая агрессия, жаргонизмы.
Положительные признаки мультфильмов:
Яркие и зрелищные, мультфильмы всегда были любимы детьми из любого уголка планеты. Они имеют массу преимуществ. Своей способностью воспитывать, развивать, и так сказать,взращивать в детях определенные качества они соперничают с детскими книжками,развивающими играми и даже человеческим общением. Через мультфильмы ребенок узнает о способах взаимодействия с окружающим миром, у него формируются первичные представления о добре и зле. Ассоциируя себя с героями мультфильмов, ребенок учится уважительному отношению к другим, учится бороться со своими страхами. В целом, узнает, как себя вести в той или иной ситуации. Мультфильм эффективно используется в воспитании ребенка, так как он оказывает большое влияние на формирование его мировоззрения, мышления, и представления об эталонах хорошего и плохого поведения.
4. Анкетирование , с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов
Мы провели опрос в виде анкеты
Результаты анкетирования:
Проведенное исследование показало что, все дети любят мультфильмы. Большинство родителей не желают ограничивать своих детей в выборе мультфильмов. Право выбора мультфильма принадлежит ребенку. Это очень тревожный знак. Чаще всего дети выбирают зарубежные мультфильмы. Смотрят мультфильмы больше 4-х часов в неделю, что вредно для зрения и здоровья в целом. Любимыми героями детей становятся такие, которые могут совершить жестокий поступок и даже убийство. Я думаю, что родителям необходимо об этом задуматься и следить за тем, что смотрят дети.
В связи с этим, я предлагаю следующие рекомендации по выбору мультфильмов:
Мультфильмы должны:
1) Учить любить животных. Героями мультфильмов часто бывают животные.
2) Учить дружить.
3) Помогать изучать окружающий мир
4) Учить выполнять свои обязанности. Поэтому герои должны примером показывать как нужно выполнять те или иные действия.
5) Отказаться от просмотра мультипликационных сериалов. У мультфильма должен быть сюжет, желательно на основе взаимодействия коллектива.
6) Смотреть мультфильмы не более 2-х часов в неделю.
7) Пересказывать маме и папе содержание мультфильма.
8) Читать произведения, по которым поставлены мультфильмы
Заключение
Необходимо регулировать частоту просмотра дошкольниками различных зарубежных и отечественных мультфильмов. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.Таким образом ,гипотеза доказана частично,т.к не все мультфильмы имеют отрицательное влияние.
Источники:
2. 5 признаков опасного мультфильма
3.Влияние мультфильмов на развитие детей