Методы обучения — это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.
В учебном пособии «Методика преподавания литературы» под редакцией В. Г. Маранцмана определены такие методы, как:
- чтение литературного произведения;
- анализ художественного текста;
- комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами;
- претворение литературных произведений в других видах искусства (музыка, живопись, театр, кино);
- литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учеников.
- Чтение литературных произведений
В.Г. Маранцман выделяет следующие виды чтения литературных произведений:
- чтение «про себя»;
- чтение вслух;
- индивидуальное;
- коллективное;
- выразительное чтение;
- комментированное чтение;
- чтение по ролям и др.
2. Анализ художественного текста
По мнению В. Г. Маранцмана, «многие приемы анализа художественного текста усиливают эмоциональную реакцию школьника. Главное назначение приемов анализа — понятийное освоение текста, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического ее начал» [Маранцман; 153]. Автор выделил следующие приемы анализа художественного текста:
- анализ композиции;
- анализ стиля;
- изучение творческой истории произведения;
- сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя;
- сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов.
3. Комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами
Сущность метода комментирования литературного произведения внетекстовыми материалами заключается в знакомстве читателя с жизнью писателя. Литературное произведение, хоть и является самодостаточным для понимания идеи, заложенной в нем его создателем, но его смыслы и аллюзии обусловлены и социальными явлениями, в которых оно создавалось, и личным опытом его творца. В качестве внетекстовых материалов могут быть использованы:
- мемуары;
- дневники и письма как самого автора, так и его знакомых;
- свидетельства современников;
- литературно-критические статьи и научные исследования;
- биографии писателей;
- произведения других деятелей искусства, близкие по теме и созданные в то же время, что и рассматриваемое;
- произведения, повлиявшие на творчество писателя;
- исторические документы, в частности кинохроника, отражающие эпоху и время, в которое жил писатель;
- теоретико- и историко-литературные категории и т.д.
4. Приемы претворения художественного текста в других видах искусства
Приемы претворения художественного текста в других видах искусства позволяют выразить позицию читателя. В учебнике описываются следующие приемы претворения литературных произведений в других видах искусства:
- сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства;
- устное словесное рисование;
- составление киносценария;
- инсценирование.
5. Литературное творчество школьников
«Литературное творчество школьников, являясь одним из способов самовыражения личности, стимулируется художественными впечатлениями, подсказывающими форму проявлений реальных чувств и мыслей. Каждый писатель дает ученику новый ракурс видения жизни и обогащает стилистическими формами ее отражения в искусстве» [Маранцман; 199]. Автор рассказывает о следующих видах литературного творчества школьников:
- сочинения по жизненным впечатлениям;
- творческие пересказы, прежде всего пересказ с изменением лица рассказчика;
- придумывание загадок;
- сочинение сказок и рассказов;
- сочинение писем, дневников героя и т. д.
Изучение литературного произведения в школе требует гармонического соединения мысли писателя и читательского восприятия. Поэтому в пределах одного разбора находят свое место как методы чтения и претворения литературного текста, так и методы анализа и комментирования его.
Список литературы:
- Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. — В 2 ч. Ч. 1.-М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. — 288 с: ил.