Классификация методов обучения литературе В. Г. Маранцмана

Методы обучения — это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.

В учебном пособии «Методика преподавания литературы» под редакцией В. Г. Маранцмана определены такие методы, как:

  • чтение литературного произведения;
  • анализ худо­жественного текста;
  • комментирование литературного произве­дения внетекстовыми материалами;
  • претворение литературных произведений в других видах искусства (музыка, живопись, театр, кино);
  • литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учеников.

  1. Чтение литературных произведений

В.Г. Маранцман выделяет следующие виды чтения литературных произведений:

  • чтение «про себя»;
  • чтение вслух;
  • индивидуальное;
  • коллективное;
  • выразительное чтение;
  • комментированное чтение;
  • чтение по ролям и др.

2. Анализ художественного текста

По мнению В. Г. Маранцмана, «многие приемы анализа художественного текста усиливают эмоциональную реакцию школьника. Глав­ное назначение приемов анализа — понятийное освоение тек­ста, приближение читателя к авторской мысли в единстве об­разного и логического ее начал» [Маранцман; 153].  Автор выделил следующие приемы анализа художественного текста:

  • анализ композиции;
  • анализ стиля;
  • изучение творческой истории произведения;
  • сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя;
  • сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов.

3. Комментирование литературного произве­дения внетекстовыми материалами

Сущность метода комментирования литературного произведе­ния внетекстовыми материалами заключается в знакомстве читате­ля с жизнью писателя. Литературное произведение, хоть и является самодостаточным для понимания идеи, заложенной в нем его со­здателем, но его смыслы и аллюзии обусловлены и социальными явлениями, в которых оно создавалось, и личным опытом его творца. В качестве внетекстовых материалов могут быть использованы:

  • мемуары;
  • дневники и письма как самого автора, так и его знакомых;
  • свидетельства современников;
  • литературно-критические статьи и научные исследования;
  • биографии писателей;
  • произведения других деятелей искусства, близкие по теме и созданные в то же время, что и рассматриваемое;
  • произведения, повлиявшие на творчество писателя;
  • исторические документы, в частности кинохроника, отражающие эпоху и время, в которое жил писатель;
  • теоретико- и историко-литературные категории и т.д.

4. Приемы претворе­ния художественного текста в других видах искусства

Приемы претворе­ния художественного текста в других видах искусства позво­ляют выразить позицию читателя. В учебнике описываются следующие приемы претворе­ния литературных произведений в других видах искусства:

  • сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства;
  • устное словесное рисование;
  • составление киносценария;
  • инсценирование.

5. Литературное творчество школьников

«Литературное творчество школьников, являясь одним из способов самовыражения личности, стимулируется художест­венными впечатлениями, подсказывающими форму проявле­ний реальных чувств и мыслей. Каждый писатель дает ученику новый ракурс видения жизни и обогащает стилистическими формами ее отра­жения в искусстве» [Маранцман; 199]. Автор рассказывает о следующих видах литературного творчества школьников:

  • сочинения по жизненным впечатлениям;
  • творческие пере­сказы, прежде всего пересказ с изменением лица рассказчика;
  • придумывание загадок;
  • сочинение сказок и рассказов;
  • сочинение писем, дневников героя и т. д.

Изучение литературного произведения в школе требует гармо­нического соединения мысли писателя и читательского воспри­ятия. Поэтому в пределах одного разбора находят свое место как методы чтения и претворения литературного текста, так и мето­ды анализа и комментирования его.

 

Список литературы:

  1. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. — В 2 ч. Ч. 1.-М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. — 288 с: ил.