Название ученого проекта: «Автор и герои».
Предмет и класс: литература, 9-11 класс.
Цель проекта: углубить понятия автор, система персонажей, авторская позиция; проследить взаимосвязь системы персонажей и позиции автора, а также на основе данной взаимосвязи научиться отслеживать идею произведения.
Аннотация: проект рассчитан на учащихся 9-11 классов и призван актуализировать понятия «автор», «персонаж», «система персонажей», значимость которых зачастую оказывается на периферии восприятия школьников. А между тем, через героев произведения раскрывается отношение автора к воссозданной в тексте реальности. Следовательно, изучив и проанализировав систему персонажей, взаимоотношения героев, а также их отношение к окружающей среде, можно выявить идею произведения, отношение автора к реальности, нашедшей отражение в тексте. Исходя из этого, важно понять, как в тексте могут соотноситься субъекты сознания и автор и как именно они выражают позицию художника. Считается, что повествователь наиболее приближен к автору по сравнению с другими субъектами сознания. Однако авторская позиция не равна позиции повествователя: позиция автора неизменно мыслится шире и богаче, так как она все же выражается не отдельным субъектом сознания, а организацией произведения. Художественная целостность произведения складывается тогда, когда во всей полноте рассмотрена композиция, пейзаж, портретные, речевые характеристики героев, система персонажей. Посредством обозначенного выше у читателя создается представление как о художественном целом, так и о воспроизведенной действительности.
Ход работы над проектом: изначально предполагается актуализация понятий благодаря презентации, сформулировав основные тезисы с помощью плаката, класс делится на несколько групп. Каждая группа работает с прочитанным накануне произведением, выявляет систему персонажей, составляет характеристику героев и сопоставляет их, и на основе полученной информации выявляет позицию автора.
Домашнее задание (индивидуальное, индивидуально-групповое): прочитать произведения малой формы, проанализировать систему персонажей и выявить позицию автора. На основе домашнего задания и будет проводиться оценивание, а также выявление степени освоенности темы.
Примечание: необходимо опережающее домашнее задание.
Время работы над проектом: 2 недели.