Юрий Гаврилович Тупицын — русский советский писатель-фантаст, член Союза писателей СССР (1974), Союза писателей России (1995).
Родился 7 декабря 1925 года в подмосковном городке Дрезна Орехово-Зуевского района в семье потомственных ткачей.
В 1936 году семья переехала в Ташкент, где Юрий окончил школу и поступил в Среднеазиатский индустриальный институт. В 1943 году его, семнадцатилетнего студента, направили в Ташкентскую авиационную школу стрелков-бомбардиров, через год после окончания училища ему было присвоено звание лейтенанта. До 1951 года Тупицын прослужил штурманом в бомбардировочной авиации, а в 1952 году поступил в Военно-воздушную академию (им. Ю. А. Гагарина), которую окончил в 1955 году с золотой медалью. В дальнейшем он служил в военной авиации старшим штурманом авиационного полка реактивных бомбардировщиков, затем – преподавал в Качинском высшем военном авиационном училище летчиков, где возглавлял кафедру самолетовождения.
Его первой научно-фантастической публикацией стал напечатанный в журнале «Искатель» рассказ «Синий мир» (1969), отличавшийся оригинальной сюжетообразующей фантастической идеей. В 1972 году вышла первая книга Юрия Тупицына – одноименный сборник фантастических рассказов и повестей. С 1972 года писательство стало второй профессией Юрия Гавриловича, хотя интерес к избранному им литературному жанру не угасал с раннего детства.
Причиной увлечения фантастикой была тяга ко всему тайному, неразгаданному, романтичному. Другой стороной этой тяги была и остается любовь к науке и авиации, которой я отдал 33 года своей жизни. Огромную роль в конкретизации и, если можно так выразиться, материализации моего увлечения фантастикой сыграли произведения Ж. Верна, А. Беляева, А. Казанцева и Г. Уэллса. Ж. Верн и А. Казанцев формировали меня прежде всего как «физика». Но произведения А. Беляева воспитывали во мне «лирика». Их роль в этом плане была очень велика, я могу сравнить ее лишь с ролью произведений М. Лермонтова и И. Тургенева
В 1974 году Юрий Гаврилович был принят в Союз писателей. В своих произведениях он затрагивал проблемы техники и биологии, психологии и морали. Внимание Ю. Тупицына привлекают открыватели нового, искатели непроторенных путей, действующие в дебрях Африки, на других планетах и в космических просторах. В целом творчество Юрия Тупицына относится к естественнонаучной приключенческой фантастике с выносом действия в космос.
Значительная часть его произведений входит в цикл о приключениях экипажа патрульного галактического корабля «Торнадо». Из творческого наследия выделяются роман «Дальняя дорога» (1984), сокращенный вариант которого выходил отдельным изданием под названием «Перед дальней дорогой» (1976; 1978), а также роман «В дебрях Даль-Гея» (1975). Перу автора принадлежат также романы «Тайна инженера Грейвса» (1981), «Инопланетянин» (1986), «Сказка о любви, XXIII век» (Эффект серфинга) (1991). Другие научно-фантастические рассказы и повести составили сборники — «Синий мир» (1972), «Химеры далекой Юкки» (1977), «Красные журавли» (1982).
Его произведения интересны большой читательской аудитории, книги Юрия Гавриловича можно найти во многих библиотеках нашей страны и ближнего зарубежья. Кроме того, некоторые произведения автора были переведены на другие языки и изданы в Чехословакии, Венгрии, Болгарии, ГДР, Польше, Японии.
Волгоградский писатель-фантаст, Юрий Гаврилович Тупицын, скончался в Волгограде 23 декабря 2011 года.
Сегодня мы обратимся к рассказу Юрия Тупицына «Фантомия», впервые опубликованному в 1970 году в антологии «Фантастика, 1969-1970» и повествующему о столкновении штурмана Реми Дюма со странным явлением.
Система вопросов к рассказу Ю. Тупицына «Фантомия»
- Какие эмоции вызвал у вас рассказ Юрия Тупицына «Фантомия»? Менялись ли ваши чувства во время прочтения произведения?
Вначале мне показалось, что будет скучно, потому что повествование было медленное, а потом стало интересно наблюдать за тем, как менялся этот шар света, немного напугало описание того, как он принял форму самого Реми. Благодаря открытому финалу к концу рассказа интерес не угас, осталось приятное чувство, надежда на то, что эта тайна когда-то раскроется. - С чем у вас ассоциируется название рассказа?
Название рассказа ассоциируется со словом «фантом». Обычно так называют что-то похожее на привидение, образ того, чего на самом деле нет, нематериальное существо. - Что понимают под словом «фантомия» герои текста? Приведите, пожалуйста, цитаты, характеризующие это явление.
В тексте с нескольких разных точек зрения описывается фантомия. Впервые подробно о ней рассказывается после того, как Дюма говорит о своем приступе: «Среди других астральных заболеваний — космических токсикозов, сурдоистерии, ксенофобии и так далее — фантомия стояла особняком. Она встречалась так редко и была так плохо исследована, что даже среди специалистов астральной медицины о ней не было единого мнения. Одни считали ее самостоятельным, чисто психическим заболеванием, другие — некой разновидностью токсикоза. Например, Лоренцо Пьятти, восходящее светило астральной медицины, убедительно показал, что по меньшей мере половина случаев заболевания фантомией имеет очень много общего с давно забытой психической болезнью, с алкогольным токсикозом, который носил загадочное название — белая горячка.»
Нейл говорит, что фантомия — «это болезнь, о которой прямо говорится, что галлюцинации, ее сопровождающие, отличаются пугающей яркостью.» В последнюю очередь вспоминают точку зрения старых космонавтов, которые считали, что это «некто ищет контакта, а поэтому предпринимает такие странные шаги, как искусное моделирование материальных вещей.» - Как Реми Дюма отреагировал на появление фантомии? Подтвердите свое мнение цитатами из текста.
Сначала он просто удивился («Дюма недоуменно обернулся», «Дюма наблюдал за ним, ничего не предпринимая, совершенно ошарашенный«), а потом, когда шар начал менять свой облик, Дюма сначала засомневался в том, что действительно это видит («Не доверяя себе, Дюма на секунду прикрыл глаза и тряхнул головой»), а потом испугался и попытался убежать («Первым побуждением Реми было вскочить и бежать куда глаза глядят»), но ему пришлось остаться («Вскочив на ноги и сделав движение к двери, он тут же вспомнил, что здесь святая святых корабля — ходовая рубка, а сам он единственный бодрствующий член экипажа. Он не имел права уйти! И, стиснув зубы, Дюма остался на месте»). Его ужаснуло, когда световой шар принял форму человека и коснулся его, поэтому Дюма «закричал, стряхнул с себя бледно-розовую руку без ногтей и пулей вылетел в коридор». - Почему Реми так испугался появлению светового шара и его трансформаций?
Потому что на космическом корабле неоткуда было взяться незнакомому объекту или потому что трансформации светового шара непредсказуемы. Возможно, потому что этот объект моделировал то, что его окружало — сначала стол, потом кресло, Реми сразу мог понять, что следующим, во что превратится непонятный предмет, будет он сам, и, кроме того, что превращение выглядело пугающе, если это существо примет облик самого Реми, оно сможет занять и его место. Он боится, что оно будет управлять кораблем, потому что тогда это приведет к непоправимым последствиям: «А если не приступ? Если «это», прогнав его из ходовой рубки, сядет за пульт управления и начнет командовать кораблем?» - Каким вам видится Реми Дюма? Какими качествами характера он обладает?
Реми Дюма решительный, потому что он вернулся назад, чтобы не оставить ходовую рубку без присмотра или, что еще хуже, под командованием неизвестного ему существа: «идти было трудно и страшно, но другого выхода не было». Он сообразительный, потому что быстро вспомнил про лучевой пистолет и почти сразу догадался, что с ним произошло. Он не склонен к импульсивным действиям и излишней эмоциональности, потому что сначала он наблюдал за этим шаром, а не сразу убежал из комнаты. Он не боится признаваться в своих слабостях («до сих пор колени так дрожат, что и на ногах не устоишь»). Дюма разумный человек, потому что много знает, старается сопоставлять информацию, а не просто принимать на веру то, что фантомия — это только галлюцинация или мираж, то есть, плод его сознания. - Согласны ли вы со словами Нейла о том, что путь созидания один, и другого быть не может?
Нет, потому что путь созидания и познания мира всегда будет зависеть от сознания человека и условий, в которых он находится. К одной и той же цели разные люди могут прийти разными путями, а могут попытаться пойти одним путем, но добиться разных результатов познания, поэтому я считаю, что подобная категоричность слепит учёного, лишая его возможности смотреть на мир более открыто и видеть его более ясно, со всеми противоречиями и вопросами, до сих пор оставшимися без ответов. - Как вы думаете, прав ли Лобов в том, что нужно мучить себя сомнениями?
Да, потому что сомнения — это часть процесса познания, если человек не сомневается и думает, что он знает всё, он прекращает изучать мир, который его окружает. Только если мучить себя сомнениями, можно узнать больше и лучше понять природу вещей и существ, рядом с которыми мы живем. «Мир велик, а мы знаем так мало», но даже это мы знаем благодаря тому, что люди сомневаются, а не принимают единственный вариант на веру, как аксиому.
Список использованной литературы
- За «круглым столом» фантасты» [Юрий Тупицын] [Электронный ресурс] // История фэндома. URL: https://www.fandom.ru/inter/tupitsyn_1.htm (дата обращения: 11.01.2024)
- Писатель, родившийся в Дрезне. Тупицын Юрий Гаврилович [Электронный ресурс] // Виртуальный музей МОУ «Дрезненская СОШ №1». URL: https://museum-ozr-shkdr1.edumsko.ru/activity/articles/2673950 (дата обращения: 11.01.2024)
- Путило О.О. Юрий Тупицын [Электронный ресурс] // #Волгакон. URL: http://edu.vspu.ru/volgacon/640 (дата обращения: 11.01.2024).
- Тупицын Ю.Г. [Электронный ресурс] // Архив фантастики. URL: http://archivsf.narod.ru/1925/yury_tupicin/index.htm (дата обращения: 11.01.2024).
- Тупицын Ю.Г. [Электронный ресурс] // Лаборатория фантастики. URL: https://fantlab.ru/autor1664 (дата обращения: 11.01.2024).
- Тупицын Ю.Г. Фантомия [Электронный ресурс] // Русская фантастика. URL: http://books.rusf.ru/unzip/add-2003/xussr_ty/tupity29.htm?1/1 (дата обращения: 11.01.2024).