Система вопросов к повести Е. Ю. Лукина «С нами бот»

Система вопросов к повести Е. Ю. Лукина «С нами бот»

Вступительное слово

Евгений Юрьевич Лукин родился 5 марта 1950 года в Оренбурге, за двадцать лет сменил десять городов, три школы, четыре вуза – и заработал в итоге всего один диплом учителя русского языка и литературы.

В 1972 году в селе Нижняя Добринка Камышинского района Евгений Лукин женится на Любови Белоножкиной, с которой они познакомились, обучаясь в Волгоградском педагогическом институте. Какое-то время молодожены учительствуют в глубинке. Через год Евгений Лукин поступает на службу под Ташкентом в качестве рядового советской армии.

После благополучной демобилизации супруга Лукины осели в Волгограде, и в 1974 году у них родился сын Юрий. Города в трудовой книжке Е. Лукина мелькать перестают, зато начинают мелькать работы: печатник, резчик холодного металла на «Красном Октябре», фотограф научно-исследовательского института, корреспондент многотиражки мебельной фабрики и т. д. Опыт работы в таком количестве разных мест Е. Лукин не раз будет использовать при написании своих произведений.

Литературную деятельность Евгений Лукин начинал, по меньшей мере, трижды. Первый раз – в Ашхабаде, ещё школьником. В 1966-1967 годах в газете «Комсомолец Туркменистана» и журнале «Ашхабад» выходят его первые подборки стихов и пародийная фантастическая повесть «Оранжевая Вега». Однако после этого в писательской жизни наступает затишье длиной в пятнадцать лет.

Второй раз Евгений Лукин увлекается писательством уже в соавторстве с Любовью Лукиной. В 1981 году газета «Вечерний Волгоград» печатает их повесть «Каникулы и фотограф». Повесть, что характерно, фантастическая. Как и все произведения, написанные в соавторстве супругами Лукиными.

Собственно, фантастика интересует Лукиных исключительно как прием. Вымысел в их произведениях лишь оттеняет реальность, сталкиваясь с которой он (вымысел) неминуемо терпит крах.

К Лукиным приходит известность. Их повести и рассказы публикуются в журналах «Знание-сила», «Искатель», «Вокруг света», «Советская литература» (на английском, французском и проч.), в дайджесте «Спутник», в чешских, болгарских, немецких журналах, неоднократно включаются в сборники, выходящие в Берлине и Мюнхене. Супругам вручаются медаль и диплом «Еврокон-90» (Файенс, Франция), в том же году Нижне-Волжским книжным издательством выпускается первая их книга «Когда отступают ангелы». В 1992 году соавторов-фантастов принимают в Союз писателей СССР.

Со временем Любовь Лукина охладевает к фантастике. И Евгению Лукину в третий раз приходится всё начинать заново. Первый свой «сольный» рассказ «Словесники» (1993-1994) Евгений Лукин, будучи не слишком уверен в себе, не решается публиковать в течение нескольких лет. Как выяснилось, делает он это зря. В 1997 году рассказ завоюет сразу две престижных премии в области фантастики – «Интерпресскон» и «Странник».

В 1992 году волею случая Е. Лукин попадает в «горячую точку». Молдова пытается уничтожить Приднестровье, объявив его «последним оплотом коммунизма». И Е. Лукин снова берет в руки гитару. Так появляется цикл «Приднестровских песенок» под общим заголовком «Я твой племянник, Родина» – о людях, преданных России и преданных Россией. Правительство Приднестровья объявляет его в 1993 году первым лауреатом Государственной премии Приднестровской Молдавской республики в области литературы. Следующие несколько лет Евгений Лукин занимается переводами с английского, пытается закончить начатую ещё в соавторстве с Любовью Лукиной повесть «Там, за Ахероном».  Повесть издаётся в 1995 году. В 1996-м внезапно и безвременно умирает Любовь Лукина.

Единственное лекарство от горя для писателя – работа. И Евгений Лукин работает не покладая рук. В течение пяти лет один за другим выходят романы «Разбойничья злая луна» (1997), «Катали мы ваше солнце» (1997), «Зона справедливости» (1998), «Алая аура протопарторга» (1999), повесть «Слепые поводыри» (2000), около десятка новых рассказов. 

В 2000 году в Волгограде малым тиражом выходит его первый поэтический сборник «Дым Отечества». А «Литературная газета» в этом же году объявила Евгения Лукина лауреатом премии «Золотой теленок» «Клуба 12 стульев» – за циклы иронических стихов. В 2008 году выходит повесть «С нами бот«, о которой мы с вами будем говорить на этом уроке.

 

 

Система вопросов к повести Е. Лукина «С нами бот»

     1. Какую фразу пародирует название повести? 

«С нами Бог» — это девиз, имеющий употребление во многих государствах, а также использующийся в геральдике. Например, в варианте «С нами Бог» на гербе Российской империи, а в варианте «Gott mit uns» на гербе Германской империи.

2. Что означал данный девиз? Зачем автор пародирует его?

Данный девиз поддерживал дух людей, напоминая, что Бог на их стороне. Пока это так, стране ничего не угрожает. Е. Лукин трансформирует данный девиз, демонстрируя то, как низко пало общество в, котором живёт Лёня Сиротин: теперь оно покланяется боту, функционируя с его помощью.

 3. Почему бот смог заменить человека в таком обществе?

Общество, описываемое Е. Лукиным деградировало настолько, что начальница Лёни Сиротина изъясняется косноязычными выражениями:

«Её изречения я затверживал наизусть с первого дня.
– Гляжу – и не верю своим словам, – говорила она.
– Для большей голословности приведу пример, – говорила она.
– Я сама слышала воочию, – говорила она.
Или, допустим, такой перл:
– Разве у нас запрещено думать, что говоришь?»

При этом «весь коллектив…прекрасно её понимал». В общество, где руководящие посты занимают подобные люди, бот с лёгкостью вписался.

4. Как вы думаете, почему автор сравнивает бота с «мелким бесом»? Как такое сравнение раскрывает название произведения?

Бот, как и «мелкий бес», заговаривает людей, переиначивая их мысли. Сам же «мелкий бес» потому и «мелкий», что ничего из себя не представляет. Также использование автопилота бота сравнимо с одержимостью бесом — бот говорит за человека, принимает решения за человека, живёт за него. Кроме того, сравнение бота с бесом создаёт антитезу, всплывающую в сознании читателя, когда он видит название повести. Е. Лукин показывает, что общество стало столь пустым не только в интеллектуальном, но и в духовном плане, что Бог у него заменяется ботом, то есть своего рода бесом.

 5. Почему Леонид Сиротин избавляется от бота?

Потому что для него бот был формой эскапизма, однако главный герой не пытался спрятаться от реальной жизни, а хотел уйти от обязанности вести беседы с людьми, не отличными от ботов. Как только он занял статусное положение с возможностью прекращать глупые беседы по своему желанию, надобность в боте исчезла.

6. В произведении мы узнаём, что многие влиятельные люди (например, бывший мэр города, в котором живёт Лёня Сиротин) пользуются ботами. Как вы считаете, могло бы в реальности функционировать общество, управление которого доверено ботам?

7. Перечитайте эпизод, где главный герой с супругой обедают с «местным бомондом». Что можно сказать о людях, собравшихся там? Почему они не принимают Лёню Сиротина?

Люди, описанные в данном эпизоде являются «элитой» города, однако они ведут бессмысленные беседы, делают глупые умозаключения — не случайно главный герой в последствии подозревает, что все они — операторы ботов. «Местный бомонд» оказывается безликим, в этих людях отсутствуют индивидуальные качества личности. Так, в разговоре о «разумных шимпанзе» герой замечает черты обезьян в самих говорящих: «Дрессировка! – обиженно доказывала моя соседка, то и дело обращая ко мне за поддержкой симпатичную обезьянью мордашку». Лёня Сиротин не может серьёзно поддерживать беседу на такие глупые темы, поэтому он иронизирует, предлагая крестить шимпанзе, раз они разумны, а в ответ на вопрос о наличии «дисков с музыкой для застолья» отмечает: «Говорят, недавно выпустили диски с застольными беседами….»  Тем не менее, его иронию не понимают, уточняя: «Какая прелесть!  И о чем там?». Лёня Сиротин отличается от остальных «ботоподобных» людей, т.к. он проявляет в ответах индивидуальные черты своего характера. По этой причине собравшиеся представители «местного бомонда», не привыкшие к такому, недоумевают в ответ на его репризы.

8. Как вы считаете, какие черты определяют личность? Можно ли имитировать её?                                                   

Список используемой литературы:

  1. Лукин Е. Ю. С нами бот. — СПб: Астрель, 2012 г.  [Электронный ресурс]. URL: https://knijky.ru/books/s-nami-bot  (дата обращения: 6.01.2021).
  2. Лукин Е. Ю. Биография. Творчество. // Лаборатория фантастики. [Электронный ресурс]. URL: https://fantlab.ru/autor170. (дата обращения 7.01.21).
  3. Бесы и чертовщина в русской литературе // [Электронный ресурс]. URL: https://history.wikireading.ru/207374  (дата обращения: 7.01.2021).