Изучение на уроке литературы рассказа Людмилы Улицкой «Капустное чудо».

Изучение на уроке литературы рассказа Людмилы Улицкой «Капустное чудо».

Фото из интервью с портала Meduza.io «Чувства усталости я не боюсь» Интервью писательницы Людмилы Улицкой https://meduza.io/image/attachments/images/000/013/239/large/rHgvZl1JbD-Ihv_wEWZ-tQ.jpg

 

Вступительное слово

Людмила Евгеньевна Улицкая —  популярная писательница, автор повестей и рассказов, сценарист кино и телевидения.

Начинала свой жизненный путь Людмила Улицкая совсем не в сказочное время – в разгар Великой Отечественной войны. Родилась она в 1943 году в небольшом башкирском городке Давлеканово, а выросла в Москве. Детство Людмилы было типичным для большинства городских ребятишек послевоенной поры. Родители ее были научными работниками: мать – биохимик, отец – инженер. Семья совместно с многочисленными родственниками и соседями жила в большой коммунальной квартире.

После школы Людмила Улицкая окончила биологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Успешно закончив учёбу в 1968 году, она достаточно долго работала по специальности: занималась генетикой и биохимией.

Публиковать свои рассказы в журналах Людмила Улицкая начала в конце 1980-х годов, а известность пришла к ней после того, как по ее сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти» Владимира Грамматикова и «Женщина для всех» Анатолия Матешко, а в журнале «Новый мир» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 году это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную французскую премию Медичи, а в 1998 году «Сонечка» стала лауреатом итальянской литературной премии имени Джузеппе Ачерби.

В первых рассказах Людмилы Улицкой, написанных уже в зрелом возрасте, запечатлены воспоминания детства. Как говорит сама писательница, ее рассказы связаны «с потребностью вернуться туда, прожить и заново расставить точки…».

 

«Детство-49» — это 6 текстов, создававшихся и в годы перестройки, и в двухтысячных. Цикл стал частью большого издательского проекта.  Цель проекта  — сохранить для будущих поколений память о «малой истории» каждой семьи. «Мы выпускаем эту книгу для того, чтобы люди вспомнили о том времени, расспросили бабушек и дедушек об их детстве. Старики часто забывают, а если их не спрашивать, то и не вспомнят», – отмечает Людмила Евгеньевна.

Иллюстрация Владимира Любарова https://www.litmir.me/bd/?b=213633&p=1

В основе рассказов данного сборника – воспоминания о послевоенном детстве, герои рассказов – дети. Необычность и актуальность сборника рассказов «Детство–49»  заключается в том, что в них автор изображает повседневную жизнь обыкновенных детей, но в тяжёлое для страны время. Кто-то из ребят лишился родителей, кто-то вовсе не знал своего отца. Однако общую атмосферу цикла нельзя назвать тягостной. Видимо, неслучайно временем действия большинства рассказов становится весна или лето — период расцвета, возрождения и цветения, время пробуждения природы и надежд человека, надежд на лучшую жизнь (отметим, что в цветовой палитре текстов частотным оказывается зеленый цвет, имеющий то же символическое значение).

Сюжет каждого текста предельно прост и раскручивается вокруг ежедневных действий человека: девочки идут за капустой, старьевщик ездит по дворам, девочка взяла без спроса столь редкие в послевоенные годы часы брата и разбила их, мальчика отвозят на лето в деревню к прадеду, мальчишка-хулиган пробирается без спроса на чердак, мама настаивает на праздновании дня рождения и приглашении всех дворовых ребят. Жизнь идет своим чередом, но именно за этой обыкновенной жизнью наблюдает читатель.

Рассказ «Капустное чудо»

Иллюстрация Владимира Любарова https://e-libra.ru/read/390867-detstvo-sorok-devyat-sbornik.html

1) Понравился ли вам рассказ? Была ли у вас похожая ситуация, когда вы теряли деньги при походе в магазин? Что вы делали в этом случае?

2) В какое время происходят события произведения? Как жилось людям в те годы?

События рассказа происходят в ноябре 1945 года, в сложное послевоенное время. В то время людям жилось тяжело, потому что в стране был голод, разруха. Людям нужно было  работать днями и ночами, чтобы восстановить всё то, что было разрушено во время войны. Особенно трудно было детям. Они были вынуждены рано взрослеть, ведь им приходилось помогать родителям и выполнять тяжёлую физическую работу. Многие дети остались сиротами, жестокая действительность лишила их детства как такового.

3) Как две сестры оказались у старухи Ипатьевой? Как она их приняла?

В конце сорок пятого года девочек привезли к старухе Ипатьевой. Они приходились внучками её недавно умершей сестре и остались сиротами: отец погиб на фронте, мать умерла годом позже.  Поскольку ближе родни у девочек не было, их и привезли к старухе. Поначалу Ипатьева была не очень рада девочкам, хотя и оставила их у себя. Старуха думала о том, оставить девочек у себя или сдать в детдом.

4) Какие отношения поначалу сложились у Ипатьевой и девочек? Как чувствовали себя сестры в чужом доме и почему?

Поначалу Ипатьева и девочки не разговаривали друг с другом, они абсолютно чужие друг другу люди. Сёстры чувствовали себя неуютно в чужом доме, они «испуганно жались друг к дружке и исподлобья смотрели на старуху одинаковыми круглыми глазами», потому что Ипатьева не обращала на них внимания, считала их «обузой».

5) Как изменяются отношения обитателей дома спустя некоторое время? Можно ли назвать «чудом» то, как изменились отношения чужих поначалу людей?

Спустя некоторое время Ипатьева приняла решение оставить девочек у себя: «Господь с ними, пусть живут. Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали». Это действительно можно назвать чудом, ведь Ипатьева пожалела сирот, поняла, что они не чужие друг другу люди. Девочки тоже почувствовали это и стали назвать Ипатьеву бабой Таней.  Сестры уже не считали дом старухи чужим, они поняли, что обрели свой дом.

6) Как вы можете описать заботу Ипатьевой о девочках?

Сначала старуха оставляет сестёр у себя, однако не обращает на них внимания и не заботится о них. Но постепенно Ипатьева меняет своё отношение к девочкам, она ведёт детей в баню, а потом впервые укладывает их спать на свою кровать. В ответ сёстры начинают помогать ей по хозяйству. Можно сказать, что Ипатьева и девочки помогли друг другу стать «человечнее», они поняли, что они по-настоящему родные люди и что у них есть общий дом. Отношения сестёр и бабы Тани становятся семейными.

7) Какое несчастье случилось с девочками, когда они пошли за капустой? Как они на него отреагировали и почему побоялись реакции Ипатьевой?

Стоя в очереди за капустой, девочки обнаруживают, что потеряли десятку, которую дала им баба Таня. Сёстры поняли, что на них «свалилось горе», Дуську охватил ужас. Девочки испугались, что баба Таня разозлится и прогонит их из дома.

8) Что осознала Ипатьева, когда девочки не вернулись домой?

Когда сёстры пропали, Ипатьева стала переживать. Старуха даже ходила искать девочек. Ипатьева окончательно осознала, что девочки стали для неё по-настоящему родными людьми, что кроме них у неё никого нет. Старуха привязалась к сёстрам, она уже не могла представить себе жизни без них: «Девчоночки-то какие были! Золотые, ласковые… Как же они без меня? А я-то, я-то как без них?». Ипатьева осознала, что не только она нужна девочкам, но и они нужны ей, они стали семьей.

9) Какое чудо произошло в рассказе? Только ли о капусте здесь идёт речь?

Чудо заключается о том, что одинокие люди нашли друг друга, обрели семью. Ипатьева осознала, что девочки являются не «обузой», а родными людьми, которые придут на помощь в любой ситуации. Баба Таня помогла девочкам обрести крышу над головой, в результате чего она сама обрела семью и дом, который становится настоящим символом уюта, защищённости, любви и доброты. Они поняли, что нужны друг другу. Настоящим чудом является то, что в трудное послевоенное время люди обрели близких людей, между ними возникли семейные,  духовные отношения.

10) Почему важно не быть равнодушным и помогать другим людям, особенно в трудные времена?

Потому что только вместе, помогая друг другу, можно преодолеть все трудности, пережить сложные времена. Нужно помнить о том, что, помогая другим, человек помогает и себе.

Список литературы:

  1. Габитова У.У. Фразеологическая база семантических категорий времени и пространства в русской языковой картине мира (на материале сборника рассказов Л. Улицкой «Детство-49») // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 4. – С. 69-73.
  2. Людмила Евгеньевна Улицкая [Электронный ресурс] // URL: http://www.ulickaya.ru/content/view/1271/462/(дата обращения: 08.01.2019).
  3. Людмила Улицкая [Электронный ресурс] // URL: https://fantlab.ru/autor14324/  (дата обращения: 08.01.2019).
  4. Садовникова Т.В. Поэтика цикла Л. Улицкой «Детство-49» // Филологический класс. —2014. – № 2. — С. 88-94.

 

 

 

Рецензент: Лодина Юлия.