Изучение на уроке литературы рассказа Л. Улицкой «Гвозди»

Изучение на уроке литературы рассказа Л. Улицкой «Гвозди»

Вступительное слово

Людмила Евгеньевна Улицкая

Родилась в 1943 г. в городе Давлеканово (Башкирия).
Окончила биологический факультет МГУ и достаточно долго работала по специальности: занималась генетикой и биохимией.

Первые рассказы Людмилы Улицкой появились в журналах в конце 1980-х годов. Тогда же, на рубеже 80-х и 90-х годов, вышли два фильма, снятые по ее сценариям: «Сестрички Либерти» Владимира Грамматикова и «Женщина для всех». Первая книга — «Сонечка» — вошла в список финалистов премии Букер за 1993 год и была отмечена престижной французской премией Медичи и итальянской премией Джузеппе Ацерби. Затем появились романы «Медея и ее дети» и «Казус Кукоцкого», повесть «Веселые похороны» и рассказы: «Бедные родственники», «Лялин дом», «Чужие дети», «Народ избранный» и др. Книги Людмилы Улицкой переведены на 17 языков. Роман «Медея и ее дети» был номинирован на Букеровскую премию и вошел в «короткий список» 1997 года.

«Детство-49» — это 6 текстов, создававшихся и в годы перестройки, и в двухтысячных. Цикл стал частью большого издательского проекта, цель которого заставить людей вспомнить и перенести на бумагу свои семейные истории. Цель такого проекта — сохранить для будущих поколений память о «малой истории» каждой семьи.

Время действия всех шести текстов цикла «Детство-49» обозначено уже в заглавии. Это 1949 год, когда страна только-только оживала и отстраивалась после Великой Отечественной войны. Стремление сохранить «малую историю» актуализирует во всех текстах бытовой сюжет и заставляет автора быть точным в деталях: Л. Улицкая предельно скрупулезно восстанавливает быт того времени, одежду, книги.
Герои текстов — дети, чье детство было опалено войной. Кто-то из них лишился родителей, кто-то вовсе не знал своего отца. Однако общую атмосферу цикла нельзя назвать тягостной. Видимо, неслучайно временем действия большинства рассказов становится весна или лето — период расцвета, возрождения и цветения, время пробуждения природы и надежд человека, надежд на лучшую жизнь (отметим, что в цветовой палитре текстов частотным оказывается зеленый цвет, имеющий то же символическое значение).
Сюжет каждого текста предельно прост и раскручивается вокруг ежедневных действий человека: девочки идут за капустой, старьевщик ездит по дворам, девочка взяла без спроса столь редкие в послевоенные годы часы брата и разбила их, мальчика отвозят на лето в деревню к прадеду, мальчишка-хулиган пробирается без спроса на чердак, мама настаивает на праздновании дня рождения и приглашении всех дворовых ребят. Жизнь идет своим чередом, и именно за этой обыкновенной жизнью наблюдает читатель.

Рассказ «Гвозди»

Иллюстрация Владимира Любарова

Система вопросов:

1. Понравился ли вам рассказ? О чем он заставил задуматься?

2. Какое событие в центре рассказа?
Городского мальчика Сережу отправляют на лето в деревню к прадеду. Сережа, никогда не бывавший в деревне, поначалу чувствует себя здесь неловко, но постепенно вовлекается в деревенскую жизнь (это начинается еще с досады и ощущения одиночества от того, что ему дали отдельную тарелку, а он захотел есть со всеми), помогает деду.

3. Какое поведение мы наблюдаем у Серёжи в начале рассказа? Что его волнует, чем он занимается?
Поначалу он ощущает себя чужим, хочет уехать, но его отец уезжает раньше. С желанием хоть чем-нибудь себя занять, мальчик, не найдя другого дела, начинает вколачивать гвозди в порог сарая.

4. Какой герой в рассказе становится «компанией» мальчика на время его пребывания в деревне? Как вы можете описать их отношения в самом начале?
Прадед. Поначалу он учит мальчика обращаться с молотком и гвоздями, помогает ему. Потом прадед начинает наставлять Серёжу, заставляет вытаскивать гвозди.

5. После обеда, чтобы не доделывать кропотливую работу, Серёжа решил спрятаться на чердаке. Как вы думаете, что заставило его вернуться и продолжить «бороться» с гвоздями?
«…не вытянутые из порога гвозди томили его…»
Мальчик стремился закончить начатое, возможно, чтобы доказать прадеду, что он хоть что-то может, что он такой же, как и все в деревне, как и тогда, когда не захотел есть из индивидуальной тарелки.

6. Как вы думаете, почему прадед не похвалил Серёжу?
Чтобы преподать мальчику жизненные уроки. Ведь сначала Серёжа испортил гвозди, а потом исправлял свои ошибки.

7. Чему дед учит правнука, кроме азов столярного мастерства? Какие жизненные уроки даёт дед Сергею?
Прадед научил мальчика большему, чем азы столярного мастерства. Он дал ему представление о человеческих ценностях, сформировал стержень личности (прадед «выпрямляет» Сережу, как тот выпрямляет выдернутые из порога гвозди).
«Вбивал пять минут, — сердился неизвестно на кого Сергей, — а вытаскивать сто часов».
«Эта работа на всю жизнь»
А ведь, фактически, эту работу обеспечил себе сам мальчик. Порог, как и гвозди, уже не станут прежними из-за того, что Сергею хотелось чем-то себя занять. Так мальчик учится исправлять свои ошибки, трудиться, контактировать с родственниками (в данном случае именно с прадедом, который после этого зовёт его помогать в других делах).

8. Как вы думаете, какую роль для Серёжи играет фраза троюродного брата Митьки: «А на похороны приедешь?.. Так прадед помирать собрался, гроб-то на что он строил?»
В этот момент мальчик понимает, что ему доверено было прикоснуться к сокровенному: гробом оказался длинный деревянный ящик, который он, единственный из всех внуков, помогал колотить деду. Так сомкнулись прошлое и будущее, сложилась цепь поколений. И хотя на следующее лето деда уже не было в живых, в памяти Сережи он остался навсегда, неслучайно мальчик избегает визитов в сарай, где в «то» лето он помогал деду. Знаком памяти о «том» лете становится коробок с гвоздями, так и оставшийся с прошлого лета на верстаке.

9. Когда Серёжа возвращается в деревню следующим летом, изменился ли он? Каким стал мальчик?
Более общительным, открытым, в этот раз он поладил со своими троюродными родственниками и участвовал в обыденной деревенской жизни (ходил на речку, за ягодами).

10. Как вы думаете, с какой целью он зашел в сарай? Почему особый упор в конце делается на коробке с гвоздями? Символом чего являются гвозди, которые автором вынесены в заглавие рассказа?
Для него это была связь с дедом, который помог ему приспособиться к жизни, научил чему-то. Коробок с гвоздями — связь прошлого и настоящего. Несмотря на то, что прадеда уже нет в живых, остались те ценные сведения, которые он дал мальчику, те уроки о труде и жизни в целом. Гвоздь становится предметом, соединяющим, скрепляющим прадеда и правнука. Это символ памяти, преемственности поколений.

Список источников:

  1. Людмила Улицкая [Электронный ресурс] // URL: http://fantlab.ru/autor14324 (дата обращения: 29.12.2018)
  2. Людмила Улицкая. Биография [Электронный ресурс] // URL: https://eksmo.ru/authors/ulitskaya-lyudmila-evgenevna-ID15507/(дата обращения: 29.12.2018)
  3. Садовникова Т.В. Поэтика цикла Л. Улицкой «Детство-49» // Филологический класс. — Челябинск, 2014. — № 2. — С. 88-94

Рецензент: Скорикова Виолетта