- Урок начинается со вступительного слова учителя, в котором он сообщает интересную информацию из биографии писателя, которая пригодится при анализе его произведений.
Вступительное слово
А. Кабаков может быть назван одной из наиболее значимых фигур в литературе первого десятилетия XXI века. Он получил известность после опубликования романа-антиутопии «Невозвращенец» (1989), к концу «нулевых» автор обрел статус значительного писателя, автора рассказов, повестей, романов, пьес, а также публициста и обозревателя, творчество которого сегодня равно интересно и читателю профессиональному, и читателю массовому.
Выбор «Московских сказок» А. Кабакова для изучения в 11-м классе на уроках знакомства с современной литературой не случаен: его произведения позволяют показать ученикам тенденции современной литературы, некоторые черты постмодернизма на примере произведений небольшого объема, которые в магазинах продаются без упаковки 18+, что не так часто встретишь среди современной прозы.
Отличительными чертами сборника являются: гиперболизация, ирония и гротеск.
По словам самого автора, на название «Московские сказки» его навела книжка «Мордовские сказки», изданная в 1947 году. Уже в названии можно заметить одну из характерных особенностей цикла – использование сюжетов прошлого, но переложенных на современный манер. Все эти современные сказки от поздних времен советской власти до наших дней написаны по устойчивым, известным всем нам сюжетам: человек-невидимка, принцесса-лягушка, Спящая красавица, Вавилонская башня.
Естественно, творчество такого писателя не могло остаться не замеченным критиками, поэтому Александр Кабаков лауреат многих литературных премий, в том числе премии «Большая книга», премии Ивана Бунина, Большой премии Аполлона Григорьева, премии правительства РФ. Книги Александра Кабакова изданы в США, Франции, Германии, Италии, Испании, во всех скандинавских странах, Японии и Китае.
На этапе первичного восприятия учитель задает ученикам вопрос на оценку полученной информации.
Какое впечатление на вас произвел Тимофей в процессе чтения произведения?
В начале рассказа понимаешь, что Тимофей Болконский типичный представитель российской элиты. Человек, у которого есть все, ему уже скучно чем-то в этой жизни заниматься: он и фильмы снимал, и клипы, и писал программы для партии. Сначала удивляешься, что человек мог стать невидимым, а потом понимаешь, что Тимофей пустой человек, у которого есть только его имя, чем он сам и объясняет то, почему его не замечали на улицах Канады: «На родине меня все узнавали как «того самого», а за границей меня никто не знал». Его устраивал такой ход жизни, несмотря на то, что он был в меру начитанным и мог бы его изменить. Но в конце произведения он мирится даже со своей невидимостью, потому что дела все равно идут успешно. Поэтому жалости этот персонаж не вызывает.
Затем наступает этап анализа, на котором происходит аналитическая беседа, в конце которой учитель задает проблемный вопрос.
Был ли интересен Тимофей как личность?
Тимофей был в меру начитанным человеком, по утверждению самого автора, но он использовал свой ум не для создания чего-то полезного, а ради коммерчески успешных продуктов. Он вертелся в тусовке таких же неинтересных людей, где все измеряется достатком. Поэтому он был известен лишь как «тот самый из телевизора с бородкой и стриженный». О том, были ли в голове Тимофея собственные интересные мысли, автор отзывается иронично.
Какие ассоциации у вас возникают с фамилией главного героя?
Болконский — фамилия главного героя романа-эпопеи «Война и мир». Князь Андрей Болконский мечтал о славе, о своем «Тулоне», который стал для Наполеона, который на том этапе жизненного пути был кумиром для Андрея, первой ступенькой на пути к величию. Но его битва под Аустерлицем заканчивается переоценкой жизненных ценностей и разочарованием в прошлых идеалах.
Есть ли схожие черты у Тимофея с Андреем Болконским?
Тимофей входит в элитную «тусовку», которую можно сравнить с салоном Шерер. Тимофей мечтает о славе, но если Андрей Болконский, пусть и благодаря неудаче, понимает, что истинный смысл жизни в другом, то Тимофей даже после своего превращения в невидимку не делает нужных выводов, а просто подстраивается под обстоятельства.
В лучшую или худшую сторону изменился Болконский Кабакова в сравнении с Болконским Толстого?
В худшую, потому что к этому персонажу нет сочувствия. В течение произведения он не меняется в лучшую сторону.
Такие связи двух произведений, когда один текст явно или неявно ссылается на другой в своем, называется интертекстуальность. Для постмодернизма характерна опора на всю историю человеческой культуры и ее переосмысление. Кабаков переосмысливает образ Андрея Болконского. Какие средства художественной выразительности использует автор при создании образа главного героя?
При создании образа автор очень часто использует иронию. «Конечно, вы уж давно удивляетесь всему происходящему. С какой это стати, возмущаетесь вы, заурядного московского тусовщика посещают такие глубокие переживания? Не может быть, чтобы эдакой пустой (как и все они, нынешние) личности были ведомы духовные искания и муки. Выдумка это все авторская, художественное измышление». Автор называет Тимофея московским тусовщиком и лишает его малейшего шанса на то, что в его голове могут созревать глубокие мысли.
«Между прочим, это I в середине не обязательно значит Important — не хотите ли Invisible? Совершенно Невидимая Персона». Кабаков переделывает известную аббревиатуру VIP с привычного значения важного человека на невидимого. Этим самым он обобщает проблему с персоны Болконского на большие масштабы.
Автор использует гротеск, изображая Тимофея невидимым. Фантастическое используется для наглядности.
О чем говорит многократное использование иронии и гротеска? Почему при описании биографии Тимофея автор использует еще и прием антитезы?
Использование иронии говорит о сниженном отношении автора к своему герою. Подчеркивает его незначительность. А гротеск помогает показать проблему более наглядно и привлечь к ней особое внимание, что говорит о важности поднимаемой проблемы и желании автора, чтобы она не осталась незамеченной.
Также в произведении используется антитеза популярности шоумена Тимофея Болконского и его последующей невидимости. Этим приемом автор показывает, что если ты популярен в определенной тусовке, то это еще не делает тебя значимым человеком.
Почему его перестали замечать окружающие?
Окружение Тимофея составляли такие же пустые люди, как он. В определенный момент образ шоумена Тимофея Болконского перестал быть актуальным, и все его, так называемые «друзья» из тусовки, сразу перестали замечать этого человека.
Почему домочадцы продолжали видеть Тимофея после его превращения в невидимку?
Потому что, хоть это было и тяжело, но они видели в нем человека, а не просто шоумена. Поэтому смогли видеть его и после превращения в невидимку для всех остальных.
Что больше влияет на восприятие человека другим человеком: его внешность или же его внутренний мир?
Человек – это не только его внешняя оболочка, это его эмоции, переживания, мысли и идеи. И ты должен быть таким человеком, чтобы от тебя что-то осталось, даже если убрать твой внешний облик. В то время как духовная пустота ведет и к пустоте внешней.
В конце урока заключительный этап вторичного восприятия, чтобы проследить возможные изменения первого мнения после подробного анализа и закрепить изученное на уроке. Можно предложить синквейн на тему «популярность».
Список источников
- Кабаков А.А. Не положено мне быть богатым и успешным // Почему бы и нет? [Электронный ресурс]. URL: https://whynotportal.ru/aleksandr-kabakov-ne-polozheno-mne-byt-bogatym-i-uspeshnym/2/
- Кабаков А.А. Московские сказки // Электронная библиотека LibCat [Электронный ресурс]. URL: https://libcat.ru/knigi/proza/sovremennaya-proza/21194-aleksandr-kabakov-moskovskie-skazki.html
- Пономарева Е.В. Несказочные сказки Кабакова // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/neskazochnye-skazki-aleksandra-kabakova.
- Савина Л.Н., Панченко Д.В. Методика создания буктрейлера в процессе изучения художественных
произведений с гротескной направленностью // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания», – 2017. – С. 35-37.
Рецензент: Варкова В.В.