Леонов Сергей Александрович (13.10.1945, Москва – 21.11.2006, Москва) — методист-словесник, в 1994 году получил учёную степень доктора педагогических наук. Проработал профессором в МГПИ на протяжении 38 лет.
Публикации: 110 печатных работ в области методики преподавания литературы и литературоведения, в т. ч. монографии, учебные и методические пособия, школьные учебники.
«Через тернии к звёздам» — на пути становления.
В 1952 – 1962 годах учился в средней школе №275 г. Москвы. После поступил на филологический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина (ныне МГПУ). По окончании института преподавал в Московском индустриально-педагогическом техникуме, учился в заочной аспирантуре на кафедре русской литературы МГПИ, был старшим преподавателем секции русского языка Московского института тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова.
В 1972 году Леонов защитил кандидатскую диссертацию «Элементы устной народной поэзии в творчестве А.Д. Кантемира». С сентября 1975 года и до конца своей жизни работал штатным преподавателем кафедры методики преподавания литературы МГПИ, пройдя путь от ассистента до профессора. В 1994 году им была защищена докторская диссертация «Речевая деятельность учащихся 9–11 классов в процессе изучения литературы».
В 1999 году С.А. Леонов совместно с О.Ю Богдановой и В.Ф. Чертовым принял участие в создании учебника для студентов педагогических вузов «Методика преподавания литературы».
Он соавтор учебников по литературе, входивших в разные годы в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе и созданных авторскими коллективами под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, М.В. Черкезовой, Г.И. Беленького.
С ноября 2001 года Леонов совмещал работу на кафедре методики преподавания литературы с исполнением обязанностей заместителя декана филологического факультета по научной работе. При его поддержке активизировалось студенческое научное общество.
«Кладезь знаний» — избранные труды Сергея Александровича Леонова
Опираясь на деятельностный подход, учёный предложил в своей научной работе «Речевая деятельность учащихся 9 – 11 классов в процессе изучения литературы» (1994) эффективные формы и приёмы по совершенствованию речи учащихся старших классов в процессе изучения литературы. Речевую деятельность школьников он рассматривал в тесной связи с их духовным развитием, нравственно-эстетическим воспитанием, учитывая основы литературоведения и другие аспекты изучения литературы в школе.
Позже С.А. Леонов снова обращается к тому, что он изучал в середине 90-х годов, и в своём научном труде «Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах» (1999) он рассматривает уже дискуссию на уроках литературы как вид эвристического диалога, или диалога-спора. Не предлагая своего определения дискуссии, ученый характеризует структуру, условия и принципы ее проведения.
Главным условием проведения дискуссии методист считает:
«…внутреннее стремление каждого партнера к участию в ней, фактическое равноправие партнеров, знание и соблюдение общих правил дискуссии, готовность признавать логическую аргументацию друг друга и изменять свою точку зрения в соответствии с критериями правильности» [Леонов С.А., 1999, с. 139].
По мнению педагога, дискуссия может быть устной и письменной, протекать в течение длительного времени и представлять собой не только устные выступления, но и циклы статей, конференций, симпозиумов.
В конце 20 века учёный особое внимание уделял интегрированному уроку как новой образовательной форме организации процесса обучения в школе. В связи с этим С.А. Леонов создаёт следующий научный труд «Интегрированный урок литературы» (1999). В методике преподавания литературы именно ему принадлежит одна из первых попыток осмысления структуры интегрированного урока и анализа его содержания. Методист в своем научном труде подчеркивает:
«Интеграция – явление более глубокое, нежели привлечение знаний смежных наук и видов искусства. Она представляет собой рассмотрение предмета, будь то образ эпохи, вызвавший к жизни то или иное произведение, историческое лицо, художественный образ, культурное направление и т.д. в единстве и целостности, при сопоставлении точек зрения, высказанных представителями различных наук, средствами различных видов искусств. Так, при этом в ходе интегрированного урока очень важно рассмотреть факты использования литературных произведений или сюжетов в других видах искусства – живописи, музыке, зодчестве, театре и кино» [Леонов С.А., 1999, с. 21].
Учёным разработана технология интегрированного урока, где взаимодействуют философия, история, литература, искусство, – это первая попытка в методике преподавания литературы осмыслить особенности данного урока, его содержание и технологию.
По его утверждению, синтезируется определённый сплав, комплекс сведений из разных наук и искусств, на котором речь должна идти о системном восприятии литературного произведения на уровне факта историко-литературного процесса.
В структурном отношении интегрированный урок многослоен и вариативен. В нем нет четкого разделения на традиционные этапы (проверка домашнего задания, сообщение новых знаний, закрепление и обобщение материала). Все эти компоненты сочетаются в полном или частичном объеме внутри самих пластов, с позиции которого освещается предмет. Допустимо и разъединение некоторых пластов, чередование их друг с другом.
Совмещение многослойности и внутреннего чередования не допускает жесткого разделения материалов разных наук и искусств, проведения между ними искусственного водораздела; оно служит восприятию предмета школьниками в целостности и многоаспектности видения, раскрывает многообразие и неоднозначность его восприятия различными исследователями и деятелями художественного творчества. Таким образом, при таком построении урока внимание акцентируется на только на общности, но и на различие позиций, взглядов на данный предмет внутри группы специалистов одной дисциплины, например, историков или театроведов.
Диалог культур, «деятельностный» подход к формированию и развитию творческих индивидуальных учащихся, успешная реализация их лингвистических, эстетических и других способностей – всё это необходимые составляющие интегрированного урока.
Прежде всего для успешной организации деятельности учащихся на интегрированном уроке необходимо установление подлинно диалогических отношений. Сергей Александрович рекомендует использовать следующие виды диалогов:
- учебно-критические;
- учебно-литературоведческие, включая комментарско–технологические (междисциплинарные диалоги).
Интегрированные уроки помогают:
- избегать ненужного дублирования;
- создавать значительные возможности для развития речи учащихся на межнаучной основе;
- совершенствовать стилистические умения школьников;
- углублять знакомство с изобразительно-выразительными средствами русского языка и их идейно-художественными функциями в литературных произведениях, а также в различных жанрах речи.
Список литературы:
Выполнили студенты группы ФЛ-РЛБ-32:
Поручаева Елизавета,
Свиридова Дарья,
Утешева Анастасия.