Научная деятельность С. А. Леонова

 

Леонов Сергей Александрович (13.10.1945, Москва–21.11.2006, Москва) — методист-словесник, с 1994 года стал доктором педагогических наук и профессором.

Учёная степень: доктор педагогических наук, профессор

Преподавательский стаж: 38 лет

Публикации: 110 печатных работ в области методики преподавания литературы и литературоведения, в т.ч. монография, учебные и методические пособия, школьные учебники.

«Через тернии к звёздам» — на пути становления.

В 1952–1962 годах учился в средней школе №275 г. Москвы. По окончании школы поступил на филологический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина (ныне МГПУ). После окончании института преподавал в Московском индустриально-педагогическом техникуме, учился в заочной аспирантуре на кафедре русской литературы МГПИ имени В.И. Ленина, был старшим преподавателем секции русского языка Московского института тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова.
В 1972 году Леонов защитил кандидатскую диссертацию «Элементы устной народной поэзии в творчестве А.Д. Кантемира». С сентября 1975 года и до конца своей жизни работал штатным преподавателем кафедры методики преподавания литературы МГПИ имени В.И. Ленина (МГПУ), пройдя путь от ассистента до профессора. В 1994 году им была защищена докторская диссертация «Речевая деятельность учащихся 9–11 классов в процессе изучения литературы».
С. А. Леонов–автор множества публикаций, среди которых несколько монографий, учебники для средней и высшей школы. В 1999 году он в соавторстве с О.Ю Богдановой и В.Ф. Чертовым принял участие в создании учебника для студентов педагогических вузов «Методика преподавания литературы».
В последние годы жизни Леонов активно участвовал в создании учебной литературы для средней школы. Он соавтор учебников по литературе, входивших в разные годы в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе и созданных авторскими коллективами под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, М.В. Черкезовой, Г.И. Беленького.
С ноября 2001 года Леонов совмещал работу на кафедре методики преподавания литературы с исполнением обязанностей заместителя декана филологического факультета по научной работе. При его поддержке активизировалась работа студенческого научного общества.

«Кладезь знаний»—избранные труды Сергея Александровича Леонова

Опираясь на деятельностный подход, Сергей Александрович Леонов предложил  в своей научной работе: «Речевая деятельность учащихся 9–11 классов в процессе изучения литературы» (1994) эффективные формы и приёмы работы по совершенствованию речи учащихся старших классов в процессе изучения литературы. Речевую деятельность школьников он рассматривал в тесной связи с их духовным развитием, нравственно-эстетическим воспитанием, не отрывая её изучения от постижения основ литературоведения и других аспектов изучения литературы в школе.

Позже С.А. Леонов снова обращается к тому, что он изучал в середине 90-х годов, и в своём научном труде: «Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах» (1999) он рассматривает уже дискуссию на уроках литературы как вид эвристического диалога, или диалога-спора. Не предлагая своего определения дискуссии, ученый характеризует структуру дискуссии, условия и принципы ее проведения.
Главным условием проведения дискуссии методист считает:

«…внутреннее стремление каждого партнера к участию в ней, фактическое равноправие партнеров, знание и соблюдение общих правил дискуссии, готовность признавать логическую аргументацию друг друга и изменять свою точку зрения в соответствии с критериями правильности» [3].

По мнению педагога, дискуссия может быть устной и письменной, протекать в течение длительного времени и представлять собой не только устные выступления, но и циклы статей, конференций, симпозиумов.

В начале 21 век круг интересов учёного был сосредоточен на интегрированном уроке как новой образовательной формы организации процесса обучения в школе. В связи с этим С. А. Леонов создаёт следующий научный труд: «Интегрированный урок литературы» (1999). В методике преподавания литературы именно Леонову принадлежит одна из первых попыток осмысления структуры интегрированного урока и анализа его содержания. Учитель-методист С. Леонов в своем научном труде подчеркивает:

 

«Интеграция – явление более глубокое, нежели привлечение знаний смежных наук и видов искусства. Она представляет собой рассмотрение предмета, будь то образ эпохи, вызвавший к жизни то или иное произведение, историческое лицо, художественный образ, культурное направление и т.д. в единстве и целостности, при сопоставлении точек зрения, высказанных представителями различных наук, средствами различных видов искусств. Так, при этом в ходе интегрированного урока очень важно рассмотреть факты использования литературных произведений или сюжетов в других видах искусства –живописи, музыке, зодчестве, театре и кино» [2].

Прежде всего для успешной организации деятельности учащихся на интегрированном уроке необходимо установление подлинно диалогических отношений. Сергей Александрович рекомендует использовать следующие виды диалогов:

  • учебно – критические;
  • учебно – литературоведческие, включая комментарско–технологические (междисциплинарные диалоги).

Интегрированные уроки помогают:
-избегать ненужного дублирования;
-создавать значительные возможности для развития речи учащихся на межнаучной основе;
-совершенствовать стилистические умения школьников;
-углублять знакомство с изобразительно-выразительными средствами русского языка и их идейно-художественными функциями в литературных произведениях, а также в различных жанрах речи.

Также среди работ Леонова С.А. выделяются работы «Развитие устной речи учащихся старших классов на уроках литературы» (1988), «Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах» (1995), «Литература классицизма в школьном изучении» (1997) и др.

 

Список литературы:

1. Издательский центр «АКАДЕМИЯ». Леонов Сергей Александрович [Электронный ресурс]. URL:http://academia-moscow.ru/authors/detail/44654/ (дата обращения: 07.10.2019 г.)

2. Леонов С. А. Интегрированный урок литературы : книга для учителей и учащихся / С. А. Леонов. М. : МИГУ, 1999. — 170 с.

3. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах : Метод. приемы твор. изуч. лит. / С. А. Леонов. — М. : Флинта : Наука, 1999. — 222 с.

4.Чертов В.Ф. [и др.] Методика преподавания литературы. Персоналии [Электронный ресурс]. URL:https://books.google.ru/books?id=XmduDwAAQBAJ&pg=.. (дата обращения: 07.10.2019 г.)