Вступительное слово
Петрушевская Людмила Стефановна – прозаик, драматург. Родилась 26 мая 1938 г. в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 – редактором на Центральной студии телевидения.
Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьез не задумываясь о писательской деятельности. Первым опубликованным произведением был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.
Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 в театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983). Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» – редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Она не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику ее драматургических произведений).
Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Ее произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. В 1990 был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 – повесть «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» – «Сказки, рассказанные детям» (1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996).
Система вопросов:
Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
После прочтения рассказа остается печальное, даже гнетущее ощущение безнадеги, безвыходности. Ситуация, в которой оказалась главная героиня, с одной стороны вызывает недоумение, ведь она опустила руки и не желает бороться за лучшую жизнь для себя и своей дочери, вместо этого она безвольно поддается пагубной привычке, которая, конечно, не решит ее проблем. С другой стороны женщину жаль, предательство, неустроенность, разбитые надежды — это рождает в душе апатию, вгоняет в депрессию, и нужно много сил, чтобы начать все заново.
Что мы узнаем о главной героине?
«…тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире.», «Она сама со следами былой красоты на лице — брови дугами, нос тонкий…» Уже с первой строки ясно, что речь пойдет не о счастливой женщине. Краткое описание ее внешности, «былой красоты» — отсылка к прошлому, которого не вернуть.
Почему женщина пьет? Как это ее характеризует?
«Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мать или лекарство.» Она не может преодолеть апатию, которая заполнила ее душу после предательства мужа, она считает, что ее жизнь разрушена, и видит решение проблем только в том, чтобы напиться. Это ее способ уйти от реальности, так она справляется с той ситуацией, в которой оказалась. Это характеризует ее как человека слабого и безвольного. У нее есть дочь, но она не видит в этом стимула, чтобы жить дальше нормальной жизнью. Она ставит свои чувства выше.
Зачем упоминается новая жена ее бывшего мужа — «женщина жесткого склада, которая не спускает никому ничего»?
Упоминание новой жены — это показатель того, что возврата в прошлую жизнь нет, она там больше не нужна, ее место занято. Та женщина — противоположность ей, уж точно не упустит своего, не даст себя в обиду. Именно такой нужно быть в современном мире.
Почему женщина звонит и ходит туда, где она уже давно чужая?
«Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые.» Это остатки ее прошлой жизни, где были надежды и счастье, и любовь. Ей бы хотелось вернуть это, но ничего не выходит, жизнь идет своим чередом, будто не замечая ее, а она после каждого звонка или встречи идет за очередной бутылкой в гастроном.
Как вы думаете, как окружающие относятся к женщине?
Окружающие относятся к женщине с равнодушием, быть может, им ее еще немного жаль, но она для них имеет мало значения. «И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода…» Она сама звонит и, хотя не напрашивается напрямую, все же ждет их решения и приглашения, как подачки. Она абсолютно одинока, нет в этом большом городе человека, которого бы волновала судьба ее и ее дочери, кто помог ей преодолеть ее беды.
Можно ли назвать судьбу этой женщины типичной в современном обществе?
Современные женщины все больше стремится к независимости и самостоятельности, однако, такие ситуации, как та, что описана в рассказе — не редкость. Простое женское счастье, так или иначе, состоит в семье, но порой слепая влюбленность мешает женщине осознать, что мир не замыкается на одном мужчине, что приоритетом всегда должен оставаться ребенок, а жизнь сама по себе полна ярких событий и эмоций — нужно только быть открытой к этому.
Помимо проблемы женской судьбы, здесь можно увидеть проблему человеческого равнодушия и одиночества в целом. Людям стоит быть внимательнее и добрее друг к другу, иногда и чужой человек может помочь, например, выслушать, дать совет, но независимо от того, есть у тебя ‘рука помощи’ от кого-либо, всегда нужно работать над собой и осознать, что только ты сам — творец своей судьбы.
Каков смысл названия “Страна”?
В рассказе показано двоемирие: серая, безнадежная реальность и «божественные сны, которые сняться матери и дочери.» Эти сны и есть страна для матери и дочери. И не так важно, что именно снится им, важно, что во сне так легко и беззаботно, что лучше бы и не просыпаться. Своя страна была, например, у Обломова. Во сне он погружался в воспоминания счастливого детства.
Есть ли шанс, что жизнь женщины изменится к лучшему?
Есть. Из текста мы видим, что она все же пытается позаботиться о дочери, хочет вернуться к счастливой жизни, но цепляется за прошлое, вместо того, чтобы подумать о будущем, о том, что ждет ее и ее дочь, если ничего не изменится. Только она сама должна этого захотеть, должна бороться со всеми невзгодами и с собственными слабостями. Человек часто бывает одинок в этом мире, но всегда можно найти ради чего или кого жить.
Источники:
Кякшто Н. Н. Биография Л.С Петрушевской [Электронный ресурс] // URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_p/petrushevskaja.php
Петрушевская Л. С «Страна» [Электронный ресурс] // URL: https://www.rulit.me/books/strana-read-133837-1.html