Проект по рассказу Л. С. Петрушевской «Страна»

Проект по рассказу Л. С. Петрушевской «Страна»

Источник: mk.ru

Вступительное слово

Петрушевская Людмила Стефановна – прозаик, драматург.
Родилась 26 мая 1938 г. в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 – редактором на Центральной студии телевидения.
Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьез не задумываясь о писательской деятельности. Первым опубликованным произведением был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.
Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 в театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983). Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» – редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику ее драматургических произведений).
Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Ее произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. В 1990 был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 – повесть «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» – «Сказки, рассказанные детям» (1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996).

Система вопросов

Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

После прочтения рассказа остается печальное, даже гнетущее ощущение безнадеги, безвыходности. Ситуация, в которой оказалась главная героиня, с одной стороны вызывает недоумение, ведь она опустила руки и не желает бороться за лучшую жизнь для себя и своей дочери, вместо этого она безвольно поддается пагубной привычке, которая, конечно, не решит ее проблем. С другой стороны женщину жаль, предательство, неустроенность, разбитые надежды — это рождает в душе апатию, вгоняет в депрессию, и нужно много сил, чтобы начать все заново.

Каков смысл названия “Страна”?

В рассказе показано двоемирие: серая, безнадежная реальность и «божественные сны, которые сняться матери и дочери». Эти сны и есть страна для матери и дочери. И не так важно, что именно снится им, важно, что во сне так легко и беззаботно, что лучше бы и не просыпаться. Своя страна была, например,  у Обломова.  Во сне он погружался в воспоминания счастливого детства.

Почему женщина пьет? Как это ее характеризует?

Она не может преодолеть апатию, которая заполнила ее душу после предательства мужа, она считает, что ее жизнь разрушена, и видит решение проблем только в том, чтобы напиться. Это ее способ уйти от реальности, так она справляется с той ситуацией, в которой оказалась. Это характеризует ее как человека слабого и безвольного.  У нее есть дочь, но она не видит в этом стимула, чтобы жить дальше нормальной жизнью. Она ставит свои чувства выше.

Зачем упоминается новая жена ее бывшего мужа — «женщина жесткого склада, которая не спускает никому ничего»?

Упоминание новой жены — это показатель того, что возврата в прошлую жизнь нет, она там больше не нужна, ее место занято. Та женщина противоположность ей, уж точно не упустит своего, не даст себя в обиду.  Именно такой нужно быть в современном мире.

Почему женщина звонит и ходит туда, где она уже давно чужая?

Это остатки ее прошлой жизни, где были надежды и счастье, любовь. Ей бы хотелось вернуть это, но ничего не выходит, жизнь идет своим чередом, будто не замечая ее, а она после каждого звонка или встречи идет за очередной бутылкой в гастроном.

Как вы думаете, как окружающие относятся к женщине?

Окружающие относятся к женщине с равнодушием, быть может, им ее еще немного жаль, но она для них имеет мало значения. Она сама звонит и, хотя не напрашивается напрямую, все же ждет их решения и приглашения, как подачки. Она абсолютно одинока, нет в этом большом городе человека, которого бы волновала судьба ее и ее дочери, кто помог ей преодолеть ее беды.

Есть ли шанс, что жизнь женщины изменится к лучшему?

Есть. Из текста мы видим, что она все же пытается позаботиться о дочери, хочет вернуться к счастливой жизни, но цепляется за прошлое, вместо того, чтобы подумать о будущем, о том, что ждет ее и ее дочь, если ничего не изменится. Только она сама должна этого захотеть, должна бороться со всеми невзгодами и с собственными слабостями. Человек часто бывает одинок в этом мире, но всегда можно найти ради чего  или кого жить.

Источники:

Биография Л.С Петрушевской  [Электронный ресурс] // URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_p/petrushevskaja.php

Рассказ «Страна» [Электронный ресурс] // URL: https://www.rulit.me/books/strana-read-133837-1.html