Вступительное слово
Система вопросов к рассказу Улицкой «И умерли в один день»
1. Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
Рассказ заставляет задуматься об истинных человеческих ценностях и о том, чем нужно дорожить.
2. О каком фундаментальном законе жизни говорит автор в самом начале рассказа?
Это закон вечной человеческой ценности – любви, семьи и брака. Семья выступает важнейшим социальным институтом. Именно в ней «маленький» человек растёт, получает жизненный уклад, формируется, как личность. Все важные основы закладываются внутри семьи. Огромную роль выполняют родители, они на своём примере показывают, как нужно жить. В рассказе Улицкой нам даётся образцово-показательная семья, которая служит примером не только для своим детей, но и для окружающих.
3. Как описывается внешность главных героев рассказа. Какие детали портрета подчеркивает автор и почему?
В портрете главной героини подчеркивается интеллигентность, ухоженность, стремление быть элегантной даже в больнице, в беспомощном состоянии, быть любимой и желанной для своего мужа. «…Интеллигентная пожилая дама с пушистой головой, не достигшей еще полной белизны, в красивых очках на цепочке, в клетчатом халате – Перловская Алла Аркадьевна». А в портрете героя автор подчеркивает его внешнюю незначительность, перед нами обычный пожилой человек, но за этой заурядной внешностью видна (по контрасту) незаурядная личность Рыцаря, человека, умеющего любить Прекрасную Даму. «…Круглый старичок с неизменно радостным лицом, лысый, розовый, с малахольной улыбкой, по имени Роман Борисович».
4. Какие черты характера родителей делают их примером и нравственным образцом для других персонажей рассказа?
Мы видим, насколько сильно любят родители друг друга. Эту любовь можно привести в пример для человечества. Мать умирает с именем мужа на устах: «….умерла Алла Аркадьевна столь стремительно, сказавши одно только слово «Ромочка», что дежурный врач даже не успел к ней, живой, прикоснуться». Отец даже есть не может в одиночестве, без любимой, «…забавно было, что он приносит сумку продуктов и тут же, не отходя от ложа больной, большую часть и съедает. Не понимали они, что был он голоден, потому что не умел есть в одиночку, без жены». И после смерти его голова повернута в сторону жены.
5. Когда и от кого мы узнаем историю их любви и почему?
Об истории их любви мы узнаем после смерти главных героев из уст их дочери, которая рассказывает о родителях их врачу – Любови Алексеевне Голубевой. Получается, что врач досконально знает не только историю болезни своих пациентов, но и историю их необычной любви. Дочь с трепетом рассказывает всю жизнь своих родителей, они для неё пример для подражания: «… она лепетала про золотую свадьбу, которую они с братом устраивали в прошлом году, про любовь, которая не проходила у них, и какие они в молодости были красивые, а потом уменьшились, съежились, а любовь – только росла». Автор передаёт повествование о любви родителей – дочери, чтобы показать, что дочь в курсе их отношений, восхищается матерью и отцом и учится у них такой любви и отношению к семье. Значит, родители посадили добрые всходы, прожили не зря.
6. Почему автор столь подробно описывает многолюдные похороны главных героев?
Это логическое, трогательное, праведное завершение их праведнической жизни. На похоронах присутствуют их дети и внуки, им есть чему поучиться у бабушки и дедушки. «Народу, изумленному редкостным событием двойной смерти, пришло много: родня, соседи по дому, в котором прожили сорок лет, сослуживцы-бухгалтеры. Все были ошарашены и приподняты – удивительные были похороны: с оттенком праздника и победы…»
7. При описании могилы супругов говорится, что вся она была усеена букетами из астр? Почему именно этот цветок даётся в рассказе?
«…И разноцветных астр было множество, – про другие цветы никто почему-то и не вспомнил: пушистые, игольчатые, мелкие и огромные, размером с георгин, всех возможных оттенков, и лежали они ковром по двум гробам и выплескивались наружу…» Тонкие лепестки этого растения немного напоминают лучи далеких звезд, поэтому красивый цветок и получил название «астра» (лат.aster — «звезда»). Это цветы общаются со звездами. Уже в Древней Греции люди были знакомы с созвездием Девы, которое ассоциировалось с богиней любви Афродитой. Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева смотрела с неба и плакала. Для древних греков астра символизировала любовь. В Китае астры символизируют красоту, точность, элегантность, очарование и скромность.
8. Что символизирует собой двойная радуга в финале рассказа?
В финале мы видим символический пейзаж: образ двойной радуги, как лестница на небо, в рай, за такую неземную любовь. Радуга символизирует преображение, небесную славу, трон бога Неба, встречу Неба с Землей, мост или границу между мирами. Во многих культурах она являлась знаком бесконечного милосердия Бога и его любви к людям. В Древней Греции богиней радуги была девственная Ирида, вестница богов; она изображалась с крыльями и кадуцеем. Её одеяние составляют переливающиеся цветами радуги капли росы. Главная роль Ириды — быть вестницей богов, поручения которых она разносит с быстротой ветра по земле, в морские глубины и даже в преисподнюю. В христианстве радуга символизировала прощение, пакт между Богом и человеком, знак того, что с этого момента больше не будет всемирного потопа. Всемирный судья в конце света часто изображается восседающим на радуге. В христианской символике Средневековья три главных цвета радуги толкуются как образы всемирного потопа (синий), мирового пожара (красный) и новой земли (зеленый), а семь цветов — как образы семи таинств и семи даров Святого Духа.
9. Как вы считаете, существует ли такая любовь в реальной жизни? Или же это только недосягаемый идеал?
В современном обществе, к сожалению, такое светлое и хрупкое чувство, как любовь, становится «замусоренным», оскверняется человечеством. Но есть и малая часть тех людей, которые служат примером для подражания. Например, семьи священнослужителей. Они живут по заповедям Божьим и своей жизнью служат для многих примером. Хочется, чтобы таких семей становилось как можно больше.
10. В каких ещё литературных произведениях мы сталкиваемся с проблемой вечной любви?
Говоря о чистой и праведнической любви сразу приходит на ум памятник древнерусской агиографической литературы — «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Муромские чудотворцы своей историей вечной любви стали символом супружеской жизни. Они смогли воплотить в ней идеалы христианских добродетелей: кротости, смирения, любви и верности. Любовь Аллы Аркадьевны и Романа Борисовича, которую они бережно пронести через года, их супружескую жизнь можно сравнить с образом жизни Петра и Февронии Муромских. Они так же, как святые чудотворцы, выступают нравственным идеалом для всех тех, кто их знал.
Источники:
Людмила Евгеньевна Улицкая [Электронный ресурс] // URL: https://soyuz-pisatelei.ru/forum/57-1166-1
Людмила Улицкая [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20130906/961088752.html
Интервью с Людмилой Улицкой «Каких только людей нет у нашего царя» [Электронный ресурс] // URL: http://alshatalov.ru/lyudmila-ulitskaya-ekologiya-chteniya-2005/
Рецензент: Зотова Яна