«Таинственный фундаментальный закон» по рассказу Людмилы Улицкой «И умерли в один день»

                                             Вступительное слово

        Каждый человек задумывался о том, что такое счастье? Для одних — это материальные ценности, для других — духовные. На протяжении многих веков писатели и поэты пытались отразить в своих творениях данную тему. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов старались через жизненный путь  героев своих произведений показать, как достичь человеку счастья или попытаться это сделать. Людмила Евгеньевна Улицкая — не исключение. В своём сборнике рассказов «Люди нашего царя» (2005) она старается погрузить нас в жизнь простых людей. Книга состоит из 4 разделов: «Люди нашего царя», «Тайна крови», «Они жили долго и умерли в один день», «Дорожный ангел». Мы пробегаем по человеческим судьбам и из каждой истории получаем уроки.
       Родилась Людмила Евгеньевна Улицкая в городе Давленканово (Башкирия) 21 февраля 1943 года. Во время войны её семья находилась здесь в эвакуации, а после – Улицкие вернулись в Москву, где писательница  закончила школу, а потом и биофак МГУ. Людмила Евгеньевна два года проработала в Институте общей генетики АН СССР, откуда ее уволили за перепечатку самиздата в семидесятом году. С тех пор Улицкая по ее собственному утверждению никогда не ходила на государственную службу: она работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра, писала очерки, детские пьесы, инсценировки для радио, детского и кукольного театров, рецензировала пьесы и переводила стихи с монгольского языка.
      Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по ее сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти» (1990, режиссер – Владимир Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссер – Анатолий Матешко), а в «Новом мире» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 году это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную французскую премию Медичи. Во Франции же вышла и первая книга Людмилы Улицкой (сборник «Бедные родственники», 1993) на французском языке.
      Литературная  судьба Улицкой  парадоксальна: камерная по  звучанию  проза, явно  предназначенная  для узкого круга  «своих» читателей, постепенно обрела предельно  широкую  аудиторию, что  говорит об актуальности ее произведений, значимости творчества  для современного читателя.
      Проза Улицкой  автобиографична, об этом свидетельствуют  высказывания самой  писательницы. Вот одно  из  них: «У меня  была  очень добрая, прелестная мама, которой я безмерно обязана. Она, к сожалению, очень  рано  умерла, но  дала очень  много великих  уроков. Некоторые  из  этих  уроков даже  вошли  в какие-то мои рассказы».
      Её прозу можно смело назвать «энциклопедией русской семьи»: все ее книги, в сущности, об одном — о том, как люди умеют не любить друг друга. Мы живем в эпоху общей утраты смыслов. За 10 лет написаны тысячи романов, которых можно было бы и не писать. У нас долго ругали литературу за идеологичность, и справедливо, но идеология и идея — не одно и то же. Без наличия смысла и цели литература существует, но не живет. А вот с Улицкой — все просто: и идеи, и смыслы у нее есть, все на поверхности. Её герои почти всегда — узкий человеческий круг, круг родственников; ее сюжеты — отношения внутри семьи. Её главная тема — о том, как мы умеем, увы, портить друг другу жизнь. Зачем пишет Людмила Улицкая? Она пишет для того, чтобы мы были осторожнее в отношениях с близкими. Улицкая листает книгу человеческой жизни, всякий раз словно оставляя закладки, помечая человеческую историю галочками: вот, словно говорит она, вот в этом месте, в детстве, одно слово было зря сказано, один жест или поступок неверный, от которого пошла трещина, она разрасталась и разрасталась, пока не поглотила человека целиком. Живи и думай над каждым своим словом, действием, потому что жизнь и так полна случайностей, и неприятных, поэтому не умножай количество несчастий собственными глупостями. И тут же Улицкая над собой смеется: как не старайся все предусмотреть — все равно все выйдет не так, как задумал.

                                Система вопросов к рассказу Улицкой «И умерли в один день»

      1. Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

      Рассказ заставляет задуматься об истинных человеческих ценностях и о том, чем нужно дорожить. 

      2. О каком фундаментальном законе жизни говорит автор в самом начале рассказа?

      Это закон вечной человеческой ценности – любви, семьи и брака.  Семья выступает важнейшим социальным институтом. Именно в ней «маленький» человек растёт, получает жизненный уклад, формируется, как личность. Все важные основы закладываются внутри семьи. Огромную роль выполняют родители, они на своём примере показывают, как нужно жить. В рассказе Улицкой нам даётся образцово-показательная семья, которая служит примером не только для своим детей, но и для окружающих. 

      3. Как описывается внешность главных героев рассказа. Какие детали портрета подчеркивает автор и почему?

      В портрете главной героини подчеркивается интеллигентность, ухоженность, стремление быть элегантной даже в больнице, в беспомощном состоянии, быть любимой и желанной для своего мужа. «…Интеллигентная пожилая дама с пушистой головой, не достигшей еще полной белизны, в красивых очках на цепочке, в клетчатом халате – Перловская Алла Аркадьевна». А в портрете героя автор подчеркивает его внешнюю незначительность, перед нами обычный пожилой человек, но за этой заурядной внешностью видна (по контрасту) незаурядная личность Рыцаря, человека, умеющего любить Прекрасную Даму«…Круглый старичок с неизменно радостным лицом, лысый, розовый, с малахольной улыбкой, по имени Роман Борисович». 

       4. Какие черты характера родителей делают их примером и нравственным образцом для других персонажей рассказа?

      Мы видим, насколько сильно любят родители друг друга. Эту любовь можно привести в пример для человечества.  Мать умирает с именем мужа на устах:  «….умерла Алла Аркадьевна столь стремительно, сказавши одно только слово «Ромочка», что дежурный врач даже не успел к ней, живой, прикоснуться».  Отец даже есть не может в одиночестве, без любимой, «…забавно было, что он приносит сумку продуктов и тут же, не отходя от ложа больной, большую часть и съедает. Не понимали они, что был он голоден, потому что не умел есть в одиночку, без жены». И после смерти его голова повернута в сторону жены.

       5. Когда и от кого мы узнаем историю их любви и почему?

      Об истории их любви мы узнаем после смерти главных героев из уст их дочери, которая рассказывает о родителях их врачу – Любови Алексеевне Голубевой. Получается, что врач досконально знает не только историю болезни своих пациентов, но и историю их необычной любви. Дочь с трепетом рассказывает всю жизнь своих родителей, они для неё пример для подражания: «… она  лепетала про золотую свадьбу, которую они с братом устраивали в прошлом году,  про любовь, которая не проходила у них, и какие они в молодости были красивые, а потом уменьшились, съежились, а любовь – только росла». Автор передаёт повествование о любви родителей – дочери, чтобы показать, что дочь в курсе их отношений, восхищается матерью и отцом и учится у них такой любви и отношению к семье. Значит, родители посадили добрые всходы, прожили не зря.

      6. Почему автор столь подробно описывает многолюдные похороны главных героев?

      Это логическое, трогательное, праведное завершение их праведнической жизни. На похоронах присутствуют их дети и внуки, им есть чему поучиться у бабушки и дедушки. «Народу, изумленному редкостным событием двойной смерти, пришло много: родня, соседи по дому, в котором прожили сорок лет, сослуживцы-бухгалтеры. Все были ошарашены и приподняты – удивительные были похороны: с оттенком праздника и победы…» 

      7. При описании могилы супругов говорится, что вся она была усеена букетами из астр? Почему именно этот цветок даётся в рассказе?

     «…И разноцветных астр было множество, – про другие цветы никто почему-то и не вспомнил: пушистые, игольчатые, мелкие и огромные, размером с георгин, всех возможных оттенков, и лежали они ковром по двум гробам и выплескивались наружу…» Тонкие лепестки этого растения немного напоминают лучи далеких звезд, поэтому красивый цветок и получил название «астра» (лат.aster — «звезда»).  Это цветы общаются со звездами. Уже в Древней Греции люди были знакомы с созвездием Девы, которое ассоциировалось с богиней любви Афродитой. Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева смотрела с неба и плакала. Для древних греков астра символизировала любовь. В Китае астры символизируют красоту, точность, элегантность, очарование и скромность.

     8. Что символизирует собой двойная радуга в финале рассказа?

     В финале мы видим символический пейзаж: образ двойной радуги, как лестница на небо, в рай, за такую неземную любовь. Радуга символизирует преображение, небесную славу, трон бога Неба, встречу Неба с Землей, мост или границу между мирами. Во многих культурах она являлась знаком бесконечного милосердия Бога и его любви к людям. В Древней Греции богиней радуги была девственная Ирида, вестница богов; она изображалась с крыльями и кадуцеем. Её одеяние составляют переливающиеся цветами радуги капли росы. Главная роль Ириды — быть вестницей богов, поручения которых она разносит с быстротой ветра по земле, в морские глубины и даже в преисподнюю. В христианстве радуга символизировала прощение, пакт между Богом и человеком, знак того, что с этого момента больше не будет всемирного потопа. Всемирный судья в конце света часто изображается восседающим на радуге. В христианской символике Средневековья три главных цвета радуги толкуются как образы всемирного потопа (синий), мирового пожара (красный) и новой земли (зеленый), а семь цветов — как образы семи таинств и семи даров Святого Духа.

      9. Как вы считаете, существует ли такая любовь в реальной жизни? Или же это только недосягаемый идеал?

      В современном обществе, к сожалению, такое светлое и хрупкое чувство, как любовь, становится «замусоренным», оскверняется человечеством. Но есть и малая часть тех людей, которые служат примером для подражания. Например, семьи священнослужителей. Они живут по заповедям Божьим и своей жизнью служат для многих примером.  Хочется, чтобы таких семей  становилось как можно больше. 

      10. В каких ещё литературных произведениях мы сталкиваемся с проблемой вечной любви? 

      Говоря о чистой и праведнической любви сразу приходит на ум памятник древнерусской агиографической литературы — «Повесть о Петре и Февронии Муромских».   Муромские чудотворцы своей историей вечной любви стали символом супружеской жизни. Они смогли воплотить в ней идеалы христианских добродетелей: кротости, смирения, любви и верности. Любовь Аллы Аркадьевны и Романа Борисовича, которую они бережно пронести через года,  их супружескую жизнь можно сравнить с образом жизни Петра и Февронии Муромских. Они так же, как святые чудотворцы, выступают нравственным идеалом для всех тех, кто их знал. 

   

 

    Источники:

Людмила Евгеньевна Улицкая [Электронный ресурс] // URL: https://soyuz-pisatelei.ru/forum/57-1166-1

Людмила Улицкая [Электронный ресурс] // URL:  https://ria.ru/20130906/961088752.html

Интервью с Людмилой Улицкой «Каких только людей нет у нашего царя» [Электронный ресурс] // URL: http://alshatalov.ru/lyudmila-ulitskaya-ekologiya-chteniya-2005/

 

    Рецензент: Зотова Яна