Основной целью литературного образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи. Основой содержания литературного образования признано чтение и изучение художественных текстов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко- культурного компонентов.
Основа содержания литературного образования —чтение и изучение художественных произведений с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов (О. Ю. Богданова).
Принципы отбора основного и дополнительного литературного материала для учебной программы:
- эстетическая ценность художественного произведения как искусства слова;
- доступность читательскому восприятию, соответствие интересам и возрастным особенностям школьников;
- адекватность образовательно- воспитательным целям и задачам.
Обязательный минимум содержания основного общего образования (5—9 классы) по литературе включает:
сведения по теории и истории литературы;
список литературных произведений, предназначенньх для чтения и изучения в 5-9 классах:
• из русского фольклора;
• древнерусской литературы;
• литературы XVIII в.;
• литературы ХIХ в.;
• литературы ХХ в.;
• избранные произведения зарубежной литературы.
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе содержит:
сведения по истории и теории литературы;
перечень литературных произведений, которые предназначены для чтения и изучения в 10—11 классах.
• из литературы конца ХVIII—первой половины ХIХ в.; литературы конца ХIХ—первой половины ХХ в.;
• литературы ХХ в.;
• избранные произведения зарубежной литературы.
Учебная программа (под ред. В.Я. Коровиной) отражает содержание литертурного образования школьников:
цели и задачи изучения литературы;
концепция авторов-составителей;
система занятий по литературе;
список литературных произведений для чтения и изучения;
перечень произведений, рекомендуемых для самостоятельного чтения;
необходимые историко-литературные понятия;
методы и способы развития речевой деятельности учащихся;
межпредметные связи;
требования к уровню подготовки школьников и оснащенности учебного процесса.
Предлагаемый для чтения и изучения список литературных произведений включает:
устное народное творчество;
мифы;
духовную литературу;
древнерусские памятники;
русскую классику ХУI вв.;
классику зарубежной литературы;
современную литературу (русскую и зарубежную).
Разработана была программа элективного курса Ланина Б. А. «Современная русская литература. 10–11 классы», рассчитанная на 72 часа. Реализация этой программы актуальна в рамках школьного компонента, в профильных гуманитарных классах.
Программа способствует реализации важнейших целей литературного образования: воспитанию любви и привычки к чтению, приобщению учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы.
Главная особенность программы «Современная русская литература», как следует из названия, – включение в круг школьного изучения произведений современной литературы. Однако изучение современной литературы, современного литературного процесса, современником и свидетелем которого является ученик, становится благотворным и по другим соображениям. Если основной курс литературы изучается в контексте литературоведения, то курс «Современная русская литература» – в контексте литературной критики, что значительно изменяет ракурс изображения. Сокращается дистанция между временем опубликования произведения и его общественной оценкой, читательским признанием.
Отбирались произведения для программы по следующим принципам:
1) литературная значимость произведения, его популярность и литературно-критическая оценка;
2) репрезентативность произведения для творчества изучаемого писателя;
3) методическая и культурная традиция, например, необходимость «военной темы» и прослеживания судеб реализма в современной литературе;
4) доступность литературного произведения школьникам – развиваемая и взятая в динамике;
5) «интересность» произведения – также развивающаяся категория;
6) стилистическая характерность языка.
Крайне важно, чтобы при этом курс литературы всячески поощрял и поддерживал воспитание заинтересованного в родной культуре человека, толерантного по отношению к «другому» (М. М. Бахтин), т.е. терпимого к проявлениям «инаковости». Вот лишь некоторые из тем, которые раскрываются в курсе современной русской литературы:
1) Автобиографизм современной прозы;
2) Неореализм;
3) Военная тема;
4) Судьба литературы русской эмиграции;
5) Трансформация истории;
6) Фантастическая и утопическая литература;
7) Постмодернизм;
8) Концептуализм в современной поэзии;
9) Поэтический метареализм;
10) Современная эссеистика;
11) Возрождение детектива;
12) Русская литература в Интернете.
Право ребенка выбирать книги для изучения в школе очень трудно реализовать при поточном характере обучения – это ясно. Отдельные уроки, посвященные своим книгам, возможны и даже необходимы, но именно отдельные. На обычном же уроке перед глазами всех его участников общий текст, смысл как раз в том, чтобы увидеть этот текст с разных точек зрения, соотнести их, обогатить свое понимание за счет понимания других.
Список 100 книг. Разнообразные рекомендательные списки литературы — обычное занятие, как учителей, библиотекарей, журналистов, так и обычных читателей. Списки позволяют выстроить как личную стратегию чтения, так и обозначить общественную иерархию, национальный канон,который определят различные сферы культуры – от школьных программ до издательских планов и календарей памятных дат.
Один из таких списков представляет И. Н. Сухих: Перечень «100» книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации.
Два важных принципа заложены уже в исходном предложении:
1. В список входят произведения русской литературы или написанные на русском языке (в отдельных случаях — переведенные) произведения писателей народов России.
2. Список должен включать произведения, не входящие в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программа» и опирающиеся на него Стандарт 2004 г., поэтому носит дополнительный характер по отношению к школьным программам (см. Приложение). Не учитывающие этот фактор списки в большей или меньшей степени дублируют школьные программы. Поэтому новые предложения целесообразно вносить после предварительного знакомства с указанным «Обязательным минимумом».
Список литературы:
- Статья Ланина Б. А. «Современная литература в школе 21 века»// Журнал Проблемы современного образования 2010
- Гильдия словесников/ Что читать? https://slovesnik.org/chto-chitat/letnee-chtenie/perechen-100-knig-po-istorii-kulture-i-literature-narodov-rossijskoj-federatsii.html
- Содержание литературного образования https://students-library.com/library/read/55619-soderzanie-literaturnogo-obrazovania