Принципы отбора литературного материала для учебной программы

Основной целью литературного образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи. Основой содержания литературного образования признано чтение и изучение художественных текстов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко- культурного компонентов.

Основа содержания литературного образования —чтение и изучение художественных произведений с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов (О. Ю. Богданова).

Принципы отбора основного и дополнительного литературного материала для учебной программы:

  1. эстетическая ценность художественного произведения как искусства слова;
  2. доступность читательскому восприятию, соответствие интересам и возрастным особенностям школьников;
  3. адекватность образовательно- воспитательным целям и задачам.

Обязательный минимум содержания основного общего образования (5—9 классы) по литературе включает:

сведения по теории и истории литературы;

список литературных произведений, предназначенньх для чтения и изучения в 5-9 классах:

• из русского фольклора;

• древнерусской литературы;

• литературы XVIII в.;

• литературы ХIХ в.;

• литературы ХХ в.;

• избранные произведения зарубежной литературы.

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе содержит:

сведения по истории и теории литературы;

перечень литературных произведений, которые предназначены для чтения и изучения в 10—11 классах.

• из литературы конца ХVIII—первой половины ХIХ в.; литературы конца ХIХ—первой половины ХХ в.;

• литературы ХХ в.;

• избранные произведения зарубежной литературы.

Учебная программа (под ред. В.Я. Коровиной) отражает содержание литертурного образования школьников:

цели и задачи изучения литературы;

концепция авторов-составителей;

система занятий по литературе;

список литературных произведений для чтения и изучения;

перечень произведений, рекомендуемых для самостоятельного чтения;

необходимые историко-литературные понятия;

методы и способы развития речевой деятельности учащихся;

межпредметные связи;

требования к уровню подготовки школьников и оснащенности учебного процесса.

Предлагаемый для чтения и изучения список литературных произведений включает:

устное народное творчество;

мифы;

духовную литературу;

древнерусские памятники;

русскую классику ХУI вв.;

классику зарубежной литературы;

современную литературу (русскую и зарубежную).

Разработана была программа элективного курса Ланина Б. А. «Современная русская литература. 10–11 классы», рассчитанная на 72 часа. Реализация этой программы актуальна в рамках школьного компонента, в профильных гуманитарных классах.

Программа способствует реализации важнейших целей литературного образования: воспитанию любви и привычки к чтению, приобщению учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы.
Главная особенность программы «Современная русская литература», как следует из названия, – включение в круг школьного изучения произведений современной литературы. Однако изучение современной литературы, современного литературного процесса, современником и свидетелем которого является ученик, становится благотворным и по другим соображениям. Если основной курс литературы изучается в контексте литературоведения, то курс «Современная русская литература» – в контексте литературной критики, что значительно изменяет ракурс изображения. Сокращается дистанция между временем опубликования произведения и его общественной оценкой, читательским признанием.

Отбирались произведения для программы  по следующим принципам:
1) литературная значимость произведения, его популярность и литературно-критическая оценка;
2) репрезентативность произведения для творчества изучаемого писателя;
3) методическая и культурная традиция, например, необходимость «военной темы» и прослеживания судеб реализма в современной литературе;
4) доступность литературного произведения школьникам – развиваемая и взятая в динамике;
5) «интересность» произведения – также развивающаяся категория;
6) стилистическая характерность языка.

Крайне важно, чтобы при этом курс литературы всячески поощрял и поддерживал воспитание заинтересованного в родной культуре человека, толерантного по отношению к «другому» (М. М. Бахтин), т.е. терпимого к проявлениям «инаковости». Вот лишь некоторые из тем, которые раскрываются в курсе современной русской литературы:

1) Автобиографизм современной прозы;
2) Неореализм;
3) Военная тема;
4) Судьба литературы русской эмиграции;
5) Трансформация истории;
6) Фантастическая и утопическая литература;
7) Постмодернизм;
8) Концептуализм в современной поэзии;
9) Поэтический метареализм;
10) Современная эссеистика;
11) Возрождение детектива;
12) Русская литература в Интернете.

Право ребенка выбирать книги для изучения в школе очень трудно реализовать при поточном характере обучения – это ясно. Отдельные уроки, посвященные своим книгам, возможны и даже необходимы, но именно отдельные. На обычном же уроке перед глазами всех его участников общий текст, смысл как раз в том, чтобы увидеть этот текст с разных точек зрения, соотнести их, обогатить свое понимание за счет понимания других.

Список 100 книг. Разнообразные рекомендательные списки литературы — обычное занятие, как учителей, библиотекарей, журналистов, так и обычных читателей. Списки позволяют выстроить как личную стратегию чтения, так и обозначить общественную иерархию, национальный канон,который определят различные сферы культуры – от школьных программ до издательских планов и календарей памятных дат.

Один из таких списков представляет И. Н. Сухих: Перечень «100» книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации.

Два важных принципа заложены уже в исходном предложении:

1. В список входят произведения русской литературы или написанные на русском языке (в отдельных случаях — переведенные) произведения писателей народов России.

2. Список должен включать произведения, не входящие в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программа» и опирающиеся на него Стандарт 2004 г., поэтому носит дополнительный характер по отношению к школьным программам (см. Приложение). Не учитывающие этот фактор списки в большей или меньшей степени дублируют школьные программы. Поэтому новые предложения целесообразно вносить после предварительного знакомства с указанным «Обязательным минимумом».

Список литературы:

  1. Статья Ланина Б. А. «Современная литература в школе 21 века»// Журнал Проблемы современного образования 2010
  2. Гильдия словесников/ Что читать? https://slovesnik.org/chto-chitat/letnee-chtenie/perechen-100-knig-po-istorii-kulture-i-literature-narodov-rossijskoj-federatsii.html
  3. Содержание литературного образования https://students-library.com/library/read/55619-soderzanie-literaturnogo-obrazovania