Система вопросов к рассказу С.Н. Синякина «Тридцать метров до конца любви»

Система вопросов к рассказу С.Н. Синякина «Тридцать метров до конца любви»

Вступительное слово

Сергей Николаевич Синякин (1953-2020)

Сергей Николаевич Синякин (1953-2020) — современный российский писатель-фантаст.

Был рожден в 1953 году в поселке Пролетарий Новгородского района Новгородской области. С 1959 года живёт в Волгоградской области, с 1965 года — в городе Волгограде. После службы в армии с 1973 года служил в органах внутренних дел. В 1999 году по состоянию здоровья в звании подполковника милиции уволен в запас с должности начальника городского отдела по раскрытию умышленных убийств и иных тяжких преступлений против личности.

Первые рассказы и повести («Резервация» и «Шагни навстречу») были опубликованы в газете «Молодой ленинец» в восьмидесятые годы. В 1990 году в г. Волгограде была издана первая книга «Трансгалай» (в книгу также вошла повесть «Меч для Кощея или Три дороги до Поклон-горы»). В 1990 году в издательстве «Молодая гвардия» в сборнике «Имя для рыцаря» была опубликована повесть «Шагни навстречу», в 1991 году — сборник «Лебеди Кассиды». За публикацию повести «Монах на краю земли» в 1999 году удостоен премий «Интерпресскон», «Бронзовая улитка», «Сигма-Ф» по номинации «Лучшая фантастическая повесть» и премии имени братьев Стругацких по номинации «Лучшее художественное произведение в области фантастики».

С. Н. Синякин, помимо написания фантастических произведений, также посвятил сборник событиям Великой Отечественной войне, который называется «Сталинградские зернышки». В него вошли короткие рассказы волгоградского писателя не о героях, а об обыкновенных людях, попавших в мясорубку войны и сделавших всё, чтобы одержать в ней победу над фашизмом. В конце концов, герои – это обычные люди, которым не дали прожить нормальную человеческую жизнь.

В 1999 году удостоен премий «Интерпресскон», «Бронзовая улитка», «Сигма-Ф» по номинации «Лучшая фантастическая повесть» и премии имени братьев А. и Б. Стругацких по номинации «Лучшее художественное произведение в области фантастики» (за публикацию повести «Монах на краю земли»).

Сергей Николаевич Синякин в своих произведениях затрагивает множество социально-философских и морально-нравственных проблем. Сегодня мы к ним обратимся.

Система вопросов к рассказу С. Н. Синякина «Тридцать метров до конца любви»

1) Какое впечатление произвёл на вас рассказ С. Н. Синякина «Тридцать метров до конца любви»? Какие эмоции вы испытали после прочтения?

С первой минуты чтения увлекает ситуация Жени, следишь за ее действиями и принятием решений в ситуации «разбитого сердца». После прочтения остается неприятный осадок.

2) Как изображена главная героиня? 

Женя предстает импульсивной, эмоциональной и ранимой девочкой. Ей свойственны перепады настроения, быстрая смена решений. Она считает, что «настоящая любовь приходит один раз в жизни, а все остальное не в счет«, грустит и жалеет себя под песни о любви, слушает откровенные рок-хиты Земфиры, смотрит на жизнь через призму кинематографа («он бы болел, а она трогательно, как в кинофильме «Принцесса», ухаживала за ним») принимает радикальные решения в отношении своего здоровья и жизни в целом (эпизод с таблетками и крышей), способна на протест (тот же эпизод с таблетками и крышей). Нравственное начало Жени также не так устойчиво: она романтизирует болезнь, представляет больного СПИДом Славку, просто потому, что ей нравится идея заботы о нём в таком состоянии, героине хочется потешить уязвленное самолюбие.

3) Почему Женя обладает такими характеристиками? С чем это может быть связано?

Можно связать такое поведение героини со сложным, «переходным» возрастом. Ей четырнадцать лет, в рассказе также отмечается, что он наступил всего полгода назад.

4) Как называется чрезмерность, крайность в требованиях, взглядах, ожиданиях, свойственная подросткам?

Юношеский максимализм.

5) Где родители в рассказе? Почему они не поддерживают Женю в сложившейся ситуации? 

Мама Жени лишь единожды упоминается в рассказе, ей уделена минимальная роль в сюжете. И та состоит в том, чтобы обозначить ее равнодушие («мало ли чего приключается с девочками, у которых наступил переходный возраст»). Разговора с дочерью в ее тяжелый период жизни не случилось: мама предпочитает не донимать дочь вопросами, а Женя не доверяет ей свои переживания. Отец в рассказе не упоминается.

6) Почему Женя была так привязана к Славке?

Можно связать это с отрешенным поведением матери или отсутствием отца — Женя скорее всего одинока.  Таким образом, она нашла в своей любви к Славке целый мир, эту любовь она искренне считала «той самой», настоящей. Внезапное равнодушие Славки ранило её, заставив принять радикальные решения.

7) С чем связан трагичный финал рассказа? Было ли это следствием юношеского максимализма или взвешенным решением Жени?

В рассказе внутренний мир девочки-подростка передан достаточно точно, как и финал для такой импульсивной и эмоциональной девочки. Для подростка разрыв отношений означает, возможно, самую сильную эмоциональную боль за всю его жизнь. Характер Жени только формируется, жизненный опыт еще не накоплен, гормональная перестройка организма обуславливает перепады настроения – все это умножает страдания героини после утраты объекта сильных чувств, и это делает её очень уязвимым. Решение прыгнуть с крыши не являлось взвешенным, оно пришло в голову героине спонтанно, как и идея о том «как было бы здорово, если бы у Славки был СПИД». Находясь в нестабильном эмоциональном состоянии и «ощутив под ногами пустоту» Женя не осознает всего масштаба принятого решения и беспокоится главным образом о своем непристойном виде при падении. Мысль отомстить Славке, заставить его страдать все еще преследует ее («Ничего, ничего, придет день, и ты, Славочка, обо всем пожалеешь!»), и одна из последних мыслей решает всё («Придет такой день…До нее не сразу дошло, что этот день уже пришел»). В этом и кроется проблема подросткового восприятия реальности: «юность – это время, когда не верится в смерть. Юность – это время, когда не дают спать обиды». 

Список литературы:

  1. Интернет-портал Лаборатория фантастики [Электронный ресурс] // URL: https://fantlab.ru/autor276 (дата обращения: 21.12.2023).
  2. Скирюк Д. «Утопии сегодня невозможны». Интервью с Сергеем Синякиным, взятое после «Волгакона-2001» // Лавка фантастики. 2001. № 2 (10). URL: https://fantlab.ru/article102 (дата обращения: 21.12.2023).
  3. Синякин, С. Н. Книга о странных вещах [Текст] / С. Н. Синякин. – Волгоград: Издатель, 2011. – 280 с.