Невидимые линии глубины

Невидимые линии глубины

Тизер:

https://www.powtoon.com/ws/d0FcierBvgz/1/m

Цель исследования: рассмотреть использование линейной перспективы в картинах.

Гипотеза исследования: использование линейной перспективы придает картинам глубину и объем пространства, усиливая впечатление людей от картины.

     Задачи исследования:

  1. Архивировать знания о линейной перспективе.
  2.  Определить значение наличия или отсутствия перспективы на впечатление людей:
  • Рассмотреть картины с применением линейной перспективы;
  • Рассмотреть картины с отсутствием линейной перспективы;
  • На основе анализа опроса определить зависимость восприятия картин от наличия или отсутствия в них перспективы.

Методы исследования: 

  1. Изучение и обобщение полученной информации относительно использования линейной перспективы.
  2. Наблюдение картин с использованием линейной перспективы и с ее отсутствием.
  3. Проведение опроса, чтобы понять, какое впечатление производить на зрителя использование или отсутствие линейной перспективы.
  4. Анализ полученных результатов.

Лента событий:

Когда была открыта линейная перспектива

https://time.graphics/line/738039

 

План исследования:

 

Линейная перспектива — способ построения изображения, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (уровне глаз зрителя), предметы при этом кажутся уменьшающимеся в глубину.
Таким образом, чтобы создать 2-мерную иллюзию 3-мерного пространства, нужно нарисовать его проекцию на плоскость из точки, в которой расположен глаз.

В истории изобразительного искусства использовались различные пространственные системы изображения: прямая линейная, обратная, параллельная, воздушная, сферическая перспективы, совмещения различных систем (суммирование множественных точек зрения) и многие другие.

В разных исторических типах искусства последовательно складывались различные системы перспективных изображений. Они соответствовали степени развития пространственных представлений людей того времени и конкретным задачам изображения.

Проведение опроса:

Выводы опроса: 

Опрос показал, что большинство людей замечает наличие использования геометрии в живописи. Так же ее применение, по их мнению, придает картине гармоничности и реалистичности изображаемому пространству. В то же время, картины с отсутствием перспективы так же, по мнению опрашиваемых, имели объем пространства, но они вызывали у большинства ощущение диссонанса и хаоса.

Проведение исследования.

https://prezi.com/p/kvgml7ipo9dd/?present=1

Интересные факты:

  • Идею ренессансной перспективы иллюстрирует гравюра Дюрера из его книги “Наставление в способах измерения” (1525 г.). На гравюре стекло, расположенное перпендикулярно лучу зрения, расчерчено на квадраты. Они помогают художнику составить целое изображение из небольших фрагментов, которые можно нарисовать «на глаз». Глядя на объект через стекло он рисует в квадратах на бумаге то, что видит в соответствующих квадратах на стекле. С помощью этой гравюры легко понять идею прямой, линейной перспективы.
  • Линейная перспектива была открыта художниками задолго до создания проективной геометрии. Линейную перспективу начали пытаться применять примерно с 1390 года, в то время как предложенный Декартом в 1637 году координатный метод лег в основу аналитической и дифференциальной геометрии, а задачи, связанные с черчением, привели к созданию начертательной и проективной геометрии. 

Ответственный за основные инновации и создание одного из главных принципов перспективы в искусстве – линейной перспективы, Филиппо Брунеллески являлся главным архитектором и инженером итальянского Возрождения. С его экспериментом – использованием зеркала с отверстием, Филиппо Брунеллески предложил художникам математическую систему для проецирования трехмерного мира на двумерную поверхность на бумаге или холсте.

  • Так зачем художник пошёл на такое очевидное нарушение законов линейной перспективы?

    Ещё со времён Леонардо было известно, что линейная перспектива может существенно искажать изображение предметов на переднем плане (где перспективные линии идут к точке схода под особо острым углом).

    Основания колонн справа квадратные (с равными сторонами). Но из-за сильного наклона линий перспективной сетки создаётся иллюзия, что они прямоугольные! По той же причине круглые в диаметре колонны слева кажутся эллипсоидными.

    По идее круглые верхушки колонн слева также должны исказиться и превратиться в эллипсоиды. Но художник изобразил их круглыми, применив наблюдательную перспективу.

    Таким образом, художники возвращались к наблюдательной перспективе и ориентировались на то, как предмет будет органичнее смотреться. И намеренно шли на некоторые нарушения правил.

Источники:

 

Вывод: