Система вопросов к стихотворениям С. Васильева «Не времена милы, милы пространства…», «Нету прочнее счастья, чем быть нелюбимым…», «Если бедность не порок…»

Система вопросов к стихотворениям С. Васильева «Не времена милы, милы пространства…», «Нету прочнее счастья, чем быть нелюбимым…», «Если бедность не порок…»

Вступительное слово

«В нашем городе немало замечательных поэтов — писателей, имена которых известны за пределами волгоградской области. Их произведения помогают читателям познать жизнь, прикоснуться сердцем и разумом к необъятной красоте и богатству родного края и всего окружающего мира.

Бурные события, происходившие в стране, сказывались на жизни каждого человека. А особенно сильно — на судьбах людей, наделенных сверхчувствительностью, обостренной восприимчивостью. К таким людям и относился волгоградский поэт Сергей Васильев.

Волгоградский писатель Сергей Евгеньевич Васильев родился 1 января в 1957 году в крестьянской семье в селе Герса Волгоградской области. После школы работал в колхозе, служил в армии, в 1982 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького. В 1989 года стал членом Союза писателей СССР. Печататься начал в 1968 году в еланской городской газете «Ленинский путь.

С. Васильев – автор множества поэтических сборников для взрослых и детей: «Синица», «Речь пернатых», «Всезнайка» (1991), «Надломленная ветвь», «Из лета в лето» (1991), «Часы с кукушкой» (1996), «Свет в горсти» (1999), «Странные времена» (2001), «Бересклет» (2005), «Именины у бабушки Нины», «Слова, играющие в прятки», «Астроном и гастроном», «Чёрные подсолнухи», «Из четырёх книг», «Стихотворения», «Матушка-река». Он известен как редактор и создатель детского журнала «Простокваша». Умер поэт 29 января 2016» [Чуканова, 2017, с. 24].

Слово о писателе может быть подготовлено как учителем, так и одним и учащихся.

Работа в группах

Для проведения анализа стихотворений мы предлагаем поделить класс на группы и раздать каждой из них карточки со стихотворениями и вопросами к ним. Карточки включают в себя одно стихотворение С. Васильева на определенную тематику и одно или несколько стихотворений поэтов прошлых столетий на эту же тематику. Вопросы составляются общие для всех стихотворений в одной карточке.  Последний вопрос в каждой карточке требует развёрнутого ответа с выражением собственного отношения к проблеме.

Учащиеся работают в группах, а по завершению работы презентуют результаты.

Карточка 1

Стихотворение С. Васильева «Не времена милы, милы пространства...», стихотворение А. Блока «Россия».
(Прим. для учителя: стихотворения раскрывают тему Родины. Детям необходимо увидеть общность тематики, сравнить отношение лирических героев к Родине, сравнить сам образ Родины и поразмышлять над проблемой).

  1. Какая картина возникает в вашем сознании после прочтения каждого из этих стихотворений?

Этот вопрос нацелен на фиксацию восприятия школьниками произведения. Они описывают свои чувства, эмоции, ассоциации после прочтения, а затем переходят к анализу средств, с помощью которых данное настроение создаётся.

  1. Сравните отношение лирических героев этих стихотворений к родному краю.

Оба героя знают о недостатках своей родины, они ничего не стараются скрыть. Им горько, что их страна нищая, что людям приходится жить «в слезах», тем не менее они говорят о своей родине с любовью, они любят её такой, какая она есть.

  1. Какой приём помогает поэтам создать образ Родины?

Оба стихотворения построены с помощью антитезы.

В стихотворении Васильева с первых строк возникает светлый образ страны с бревенчатыми избами, храмами, лесами. И лишь в последней строке автор возвращает читателя в жестокую реальность, напоминая, что «жизнь в слезах» [Васильев, 2011, с. 36].

В стихотворении Блока антитеза строится в обратном порядке: сначала в сознании читателя возникает образ серой нищей России, но затем лирический герой понимает, что любит её такую, какая она есть.

  1. Через какие образы авторы раскрывают образ Родины?

Для Васильева Родина – это лес, изба, храм, «голубочки» в небесах, Господь [Васильев, 2011, с. 36].

У Блока описание природы чередуется с описанием женщины. У Родины «разбойная краса», «прекрасные черты», «плат узорный до бровей». Свою любовь к Родине лирический герой сравнивает с первой любовью [Блок, 1980, с. 115].

  1. Возможно ли любить Родину со всеми её недостатками?

Это проблемный вопрос, на который нельзя ответить однозначно. Дети должны выразить свои мысли, аргументировав их.

Карточка 2

Стихотворение С. Васильева «Нету прочнее счастья, чем быть нелюбимым…», стихотворение И. Бродского «Воротишься на родину. Ну что ж…». (Прим. для учителя: стихотворения раскрывают тему одиночества. Школьники должны увидеть общность тематики, сравнить отношение лирических героев к этому чувству и ответить на проблемный вопрос).

  1. Какими чувствами наполнены эти стихотворения? С помощью каких средств выразительности создаётся настроение? Приведите примеры.

Этот вопрос нацелен на фиксацию восприятия школьниками произведения. Они описывают свои чувства, эмоции, ассоциации после прочтения, а затем переходят к анализу средств, с помощью которых данное настроение создаётся

  1. Одинакова ли природа одиночества лирических героев этих стихотворений?

Лирический герой Бродского одинок, потому что он вернулся на родину после длительного отсутствия. У него здесь уже не осталось ни друзей, ни любимой женщины – он никому не нужен.

Лирический герой Васильева чувствует одиночество из-за несчастной любви.

  1. Есть ли отличия в восприятии лирическими героями одиночества? Если да, то в чём они заключаются?

Лирический герой Бродского рассуждает об одиночестве с печалью. Он никого не винит, кроме себя, но от этого он испытывает облегчение:

«во всем твоя одна, твоя вина,
и хорошо. Спасибо. Слава Богу» [Бродский, 2015, с. 20].

Возможно, лирический герой пытается внушить сам себе, что в одиночестве нет ничего плохого. Герой одинок, но, вероятно, он привык к этому одиночество, потому что его душа требует постоянных перемен:

«Как хорошо, на родину спеша,
поймать себя в словах неоткровенных
и вдруг понять, как медленно душа
заботится о новых переменах» [Бродский, 2015, с. 20].

Лирический герой Васильева разочарован в любви. В его словах чувствуется обвинение в сторону женщины, которая его предала:

«Я и не сетую: быть нелюбимым слаще,
по крайней мере, мне не грозит измена» [Васильев, 2011, с. 158].

Герой решает, что уж лучше не любить, чем быть преданным.

  1. Какие приёмы помогают поэтам передать настроение лирических героев? Объясните с помощью примеров из текста.

Оба стихотворения строятся на приёме антитезы и анафоры.
У Бродского анафора «как хорошо» наблюдается в 3-5 строфах. Антитеза здесь проявляется в том, что лирический герой говорит «как хорошо» о печальных вещах:

«…как хорошо, что до смерти любить
тебя никто на свете не обязан.
Как хорошо, что никогда во тьму
ничья рука тебя не провожала,
как хорошо на свете одному
идти пешком с шумящего вокзала» [Бродский, 2015, с. 20].

У Васильева неполная анафора наблюдается в последней строфе:

«Я бы не сетовал, будь наши встречи чаще,
а болтовня о погоде не так мгновенна.
Я и не сетую: быть нелюбимым слаще,
по крайней мере, мне не грозит измена» [Васильев, 2011, с. 158].

Антитеза в этом стихотворении похожа на антитезу в стихотворении Бродского: «Нету прочнее счастья, чем быть нелюбимым». Любовь, светлое прекрасное чувство, воспринимается лирическим героем Васильева, как пытка, отсутствие которой он считает счастьем. Нежность для него – это воспаление:

«из воспаленного нежностью горькой горла» [Васильев, 2011, с. 158].

  1. Что лучше: любить и обжигаться или не любить, но быть всегда одиноким?

Это проблемный вопрос, на который нельзя ответить однозначно. Дети должны выразить свои мысли, аргументировав их.

(Прим. для учителя: как мы видим, Сергей Васильев обращается к тем же самым темам, что и поэты прежних годов, интерпретируя их под современные реалии. Кроме того, нужно обратить внимание учащихся на наличие реминисценций в стихотворениях поэта).

Карточка 3

Стихотворения «Пророк»  Пушкина, «Пророк» Лермонтова, «Если бедность не порок…» Васильева.

(Прим. для учителя: третья карточка включает в себя вопросы с повышенным уровнем сложности. Учитель может дать её сильным ученикам или всему классу в качестве домашнего задания. В стихотворении Васильева прослеживается явная отсылка к стихотворениям Пушкина и Лермонтова. Мы знаем, что стихотворение Лермонтова продолжает стихотворение Пушкина, но при этом образ пророка в нём снижается. В стихотворении Васильева образ пророка снижается ещё больше. Важно, чтобы школьники заметили эту отсылку и сравнили отношение авторов к проблеме поэта-пророка).

  1. Кто такой пророк?

Пророк — тот, кто передаёт людям волю Бога, предсказывает будущее.

  1. Кто является пророком в этих стихотворениях?

В этих стихотворениях пророком является поэт.

  1. Выпишите лексически-окрашенные слова, сделайте вывод о лексическом строе стихотворений.

Особенностью лексики «Пророка» Пушкина является обилие церковнославянских слов и высокой лексики («серафим», «влачился», «перстами», «зеницы», «горний», «мудрыя», «уста», «десницею», «отверстую», «глас», «восстань», «виждь», «исполнись»), что создает общий возвышенный тон стихотворения [Пушкин, 2016, с. 175].

Как и Пушкин, Лермонтов широко использует библейскую лексику, славянизмы («пророк», «очи», «глава», «завет Предвечного», «тварь земная»), эпитеты высокого стиля («вечный судия», «любви и правды чистые ученья», «божья пища»). Но вместе с тем, наряду с высоким одическим стилем, поэт использует средства иронии и сатиры, рисуя агрессивную толпу, не признающую и изгоняющую пророка («старцы» говорят «с улыбкою самолюбивой») [Лермонтов, 1983, с. 233].

У Васильева возвышенная лексика и старославянизмы также присутствует, но в значительно меньшем объёме («очей», «акридами», «святотатца», «глаголом») [Васильев, 2011, с. 98].

Это стихотворение значительно выделяется на фоне двух других наличием сниженной лексики («шляться там и сям»).

  1. Кто является прототипом пророков в каждом из стихотворений?

У Пушкина – пророк Исаия.
У Лермонтова — пророк Иеремия.
У Васильева – пророк Иоанн.

  1. Одинаково ли моральное состояние пророков в каждом стихотворении? Объясните свой ответ, указав художественно-выразительные средства, помогающие поэтам передать состояние пророка.

Пророк Пушкина до встречи с серафимом был «духовной жаждою томим». Пушкин уничижительно описывает то, что имел пророк до приобретения своего дара:

«И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый…» [Пушкин, 2016, с. 175].

Пророк Лермонтова «нищий», «горд», «угрюм», «худ», «бледен», «наг, «беден». С помощью таких эпитетов Лермонтов отражает последствия того, что поэту дали «всеведенье пророка». Люди не принимают его правду, поэтому ему приходится быть отовсюду гонимым [Лермонтов, 1983, с. 233].

Образ пророка у Васильева создается с помощью эпитета «растерянный». Это резко контрастирует с двумя предыдущими пророками, в которых ещё жив мятежный дух [Васильев, 2011, с. 98].

  1. Найдите в стихотворениях слова, свидетельствующие о богоизбранности пророка.

У Пушкина:

«И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей» [Пушкин, 2016, с. 175].

У Лермонтова:

«С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка…» [Лермонтов, 1983, с. 233].

В стихотворении Васильева напрямую не говорится о богоизбранности пророка, лишь эпитет «пленительный» отсылает нас к стихотворению Пушкина, заставляя вспомнить, как поэта пленил серафим [Васильев, 2011, с. 98].

  1. Какова миссия пророка в каждом из стихотворений? Удаётся ли пророкам её выполнить?

Миссия пророка Пушкина «глаголом жечь сердца людей», т. е. говорить правду, заставлять людей чувствовать, испытывать эмоции [Пушкин, 2016, с. 175]. Пророк Пушкина находится только в начале своего пути.

Стихотворение Лермонтова является продолжением стихотворения Пушкина. Пророк уже долгое время честно выполняет порученную богом миссию:

«Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья…» [Лермонтов, 1983, с. 233].

Но люди его не понимают, поэтому он стал разочаровываться в своём предназначении.

Пророк Васильева продолжает путь двух предыдущих пророков. Он скитается по землям, забыв своё предназначение. Он кроток и растерян, у него уже нет сил нести людям правду, ему остаётся лишь «молиться небесам о спасенье святотатца». Лишь изредка он всё ещё пытается «жечь сердца людей глаголом», но их это никак не задевает, а лишь раздражает:

«Но пленительный свиней
Не взбодрит, а станет колом» [Васильев, 2011, с. 98].

  1. Стоит ли поэту-пророку выполнять свою миссию, если люди не желают его слушать?

Это проблемный вопрос, на который нельзя ответить однозначно. Дети должны выразить свои мысли по этому поводу.

Сергей Васильев – наш земляк и современник, обращается к тем же самым темам, что и поэты прошлого. Автор описывает знакомые ему реалии через призму опыта гениальных творцов слова. Литература – процесс цикличный, новые писатели обращаются к старым произведениям, выражают новый взгляд на проблемы, поднятые в них, иллюстрируют современную жизнь. Благодаря сопоставлению классический и современных произведений, мы можем увидеть процесс развития литературной мысли.

Домашнее задание

Плейкаст по одному стихотворению С. Васильева о родном крае (Прим. для учителя: конечно, в стороне остался огромный пласт творчества С. Васильева – стихи о родном крае. Чтобы охватить и эту тематику, можно дать школьникам в качестве домашнего задания подготовить плейкаст по одному из стихотворений поэта. Плейкаст – видеоролик или слайд-шоу, иллюстрирующие стихотворение. Школьник записывает своё выразительное чтение стихотворения на диктофон и накладывает его на подходящий видеоряд. В нашем случае можно придумать множество вариаций оформления плейкаста по выбранной теме. Дети могут самостоятельно снять видеоматериал с местами Волгограда, использовать историческую кино- и фотохронику, почувствовать себя на месте поэта, пройти теми же местами, которыми ходил он. Кроме творческих способностей, школьникам придётся проявить знания в области ИКТ).

От автора

Построенное таким образом изучение творчества Сергея Васильева на уроках внеклассного чтения позволит школьникам не только ознакомиться с творчеством нашего современника, но и увидеть преемственность и связь с произведениями классической литературы.

Подобный подход расширяет читательский кругозор учащихся, позволяя использовать изученные произведения в качестве аргументов во время написания выпускного сочинения и ЕГЭ.

Список литературы

  1. Блок А. А. И невозможное возможно…: Стихотворения, поэмы, театр, проза. – М.: Мол. гвардия, 1980. – 430 с.
  2. Бродский И. А. Остановка в пустыне: Стихотворения. – СПб.: Лениздат, 2015. – 272 с.
  3. Васильев С. Е. Стихотворения. – Волгоград: Издатель, 2011. – 368 с.
  4. Лермонтов М. Ю. Избранные сочинения. Библиотека классики. − М.: Художественная литература, 1983. – 832 с.
  5. Пушкин А. С. Стихотворения. − М.: Издательский дом Мещерякова, 2016. − 416 с.
  6. Чуканова Л. Н., Онищенко В.И. Литературный портрет волгоградского поэта Сергея Василева // Поиск. – 2017. – №1(6). – С. 24-26.