Сергей Александрович Зинин

Биография и начало научной деятельности
Сергей Александрович Зинин родился 28 января 1959 года в городе Москве. В 1983 году окончил Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина по специальности «Учитель русского языка и литературы. С 1983 по 1986 работал в московской средней школе №3. С 1986 — в МГПИ им. В.И. Ленина. В 2002 защитил кандидатскую диссертацию по специальности теория обучения и воспитания  «Методика проблемно-сопоставительного анализа и ее роль в совершенствовании изучения курса литературы в 11 классе». В 2005 по той же специальности защитил докторскую «Внутрипредметные связи в изучении курса литературы в старших классах».
Область научных интересов:
● исследование вопросов структуры и содержания школьного курса на историко-литературной основе;
● развитие системы итоговой оценки учебных достижений учащихся по литературе;
● межпредметные и внутрипредметные связи в системе обучения литературе;
● современные технологии школьного литературного образования.

Достижения и поощрения
Награжден грамотой Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «За активную работу и большие заслуги в развитии научно-методического обеспечения оценки качества образования».

Монография «Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса»

Вышедшая в 2006 году монография «Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса» является одной из важнейших работ автора. В предлагаемой монографии последовательно воплощена авторская концепция системного использования внутрипредметных связей в изучении школьного курса на историко-литературной основе в 10–11 классах.
Роль внутрипредметных связей в учебном курсе велика: они помогают видеть мир в движении и развитии, способствуют установлению логических связей между понятиями, тем самым развивают логическое мышление учащихся, расширяют их кругозор, непосредственно влияют на достижение обучающей, развивающей и воспитательной целей обучения.
С.А. Зинин разграничивает уроки историко-биографических связей, уроки межтекстовых взаимодействий, уроки на основе художественных универсалий. Теоретические положения авторской концепции проиллюстрированы сценарными разработками уроков различного типа.

В эпоху «информационного бума», когда сверхзадачей цивилизации объявляется поиск новых способов хранения и «сворачивания» объёмной информации и когда в читательский обиход современного человека внедряется система «дайджестов», переложений
и пересказов художественных текстов, для гуманитарного образования со всей важностью и остротой встаёт проблема поиска альтернатив идее «минимизации» объёма гуманитарных дисциплин,
и в частности — школьного курса литературы. Такой альтернативой
может стать оптимизация внутренних связей предмета, способствующих более совершённому усвоению и запоминанию литературных фактов и явлений благодаря механизму разноуровневого ассоциативного «сцепления» учебного материала.

Современная деятельность. ЕГЭ.

С.А. Зинин является председателем Федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по литературе, а также автором пособия для подготовки к ЕГЭ. Варианты пособия созданы по аналогии с реальными с реальными экзаменационными материалами. В каждый вариант КИМ включаются различные как по форме предъявления, так и по уровню сложности задания, выполнение которых выявляет уровень усвоения участником ЕГЭ основных элементов содержания различных разделов курса, степень сформированности предметных компетенций и общеучебных навыков. Пособие будет полезно как учащимся для самоподготовки, так и учителям для организации контроля уровня общеобразовательной подготовки по литературе выпускников 11 классов.

 

 

Список основных работ С.А. Зинина:
1. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. – Монография.- 2-е изд. Москва: ТИД “Русское слово – РС”, 2006. 232с.
2. Зинин С.А. Программа по литературе для 5-11 классов общеобр. школы. М.: ТИД “Русское слово – РС”, 2009
2. Зинин С.А. Литература в школе или школа без литературы? // Литература в школе, № 9, 2009
3. Зинин С. А. Использование сопоставительного анализа в работе над поэтикой художественного произведения в старших классах //Поэтика художественного текста на уроках литературы / Сб. статей под ред. О.Ю.Богдановой. М.: МПГУ, 1997. 204с.

4. Зинин С.А. Русская литература XIХ-ХХ веков Методические рекомендации к учебникам. М.: ТИД “Русское слово – РС”, 2004. 56с.

Среди других публикаций — статьи в ведущих журналах педагогической и филологической направленности, а также публикации в иностранных журналах.

Источники:
1.Николюкин А.Н. Кто есть кто в российском литературоведении: Биобиблиографический словарь-справочник. [Электронный ресурс]. URL:https://books.google.ru/books?id=YqOPAwAAQBAJ&pg=.. (Дата обращения:2.10.19)
2.Московский педагогический государственный университет//Преподаватели//Зинин Сергей Александрович [Электронный ресурс]. URL:http://mpgu.su/staff/zinin-sergey-aleksandrovich/ (Дата обращения: 2.10.19)
3.Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. – Монография.- 2-е изд. Москва: ТИД “Русское слово – РС”, 2006. 232с.

Контактная информация:
Sergey-zinin@yandex.ru
sa.zinin@mpgu.su

Выполнили: Овчарова А.В., Сычева Я.Ю., Чернова Т.Д. Группа ФЛ-РЛБ-32